27.11.2023
Цель: выявить свойства воды, развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Задачи: дать детям представление о том, что вода прозрачная, меняет свою окраску при растворении в ней или смешивании с ней различных веществ, что вода не имеет собственного вкуса, но может принимать вкус некоторых растворённых в ней веществ, вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который её наливают, снег и лёд в тепле тают и становятся водой; в талой воде есть мусор, она грязная, формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы, воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой, вода может изменять направление движения, развивать вкусовые ощущения, активизировать словарь детей; развивать речь, любознательность, умение выполнять пошаговые инструкции, делать простейшие выводы, развивать координацию движений, мелкую моторику, мыслительные процессы, воспитывать бережное отношение к игровому оборудованию, воспитывать положительное отношение к экспериментальной исследовательской деятельности.
Предварительная работа - беседа о воде, для чего нужна вода (пить, умываться, купаться, поливать цветы, стирать, мыть посуду), кому нужна вода (растениям, животным, птицам, рыбам), можно ли прожить без воды (без воды нет жизни), с целью обогащения знаний детей о воде как природном объекте, формирование понимания необходимости беречь воду, дать детям элементарные представления о воде, ее влиянии на окружающий мир.
Физкультминутка «Дождик»
Капля раз, Капля два, (Прыжки на носочках, руки на поясе)
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом (Ребенок прыгает всё быстрее и быстрее)
Мы зонты свои раскрыли, (развести руки в стороны.)
От дождя себя укрыли (сомкнуть руки над головой полукругом).
Для чтения (или просмотр мультфильма) "Мойдодыр", Корней Чуковский.
Экспериментирование.
Оборудование: ёмкости (стаканы, прозрачные тазики) с водой, с молоком, заваркой, вареньем разных цветов, сахар, соль, лимонная кислота, камешки, пуговицы, ракушки, клеёнка, пустые ёмкости, разведенная краска разных цветов, формочки различных модификаций, пипетка, одноразовые ложечки, мерные стаканчики, палочки для размешивания, снег, собранный на улице, лёд (или сосулька), два блюдца, белая бумага, поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, воронки, желобки, мельницы для воды.
Опыт №1. «Вода прозрачная?»
Ребенку предлагается попробовать и определить, что находится в емкостях (вода, молоко).
Игра «Сделаем дождик» - ребенок бросает камешки и ракушки в тазик с водой, затем рассматривают баночку с водой и находящимися в ней ракушками. Вопросы: «Что находится в этой баночке с водой? (ракушки). Как ты догадался?? (предметы видны в воде). Вода прозрачная».
Затем ребенок бросает камешки в стаканчик с молоком. Вопросы «Где камушки? Почему их не видно?» (Потому что молоко белого цвета).
«Отгадай, что в стакане» - дети отгадывают, что находится в стакане с молоком. Взрослый после ответов детей достаёт камушки и ракушки. Вопрос «Почему ракушек не было видно в молоке? (Оно белое) А почему в воде видны предметы?»(Она прозрачная).
Вывод: Вода прозрачная, в ней видны все предметы.
Опыт №2: «Как вода меняет цвет?»
Легенда: "Однажды зайка решил показать маме фокус. Он поставил на стол прозрачные стаканчики. Потом налил в них воду. Буль-буль потекла водичка.
- Мама, закрой глаза! – сказал Зайка.
Мама закрыла глаза и стала ждать, что будет. (И ты закрой глазки).
- Открывай! – скомандовал Зайка.
Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не простая, а разноцветная – жёлтая, красная, синяя, зелёная и оранжевая. (А ты показывай пальчиком, где какая).
- Как красиво! – восхитилась мама".
Мама: давай тоже приготовим разноцветный сок для куклы Маши.
Вопросы: «Что налито в стаканчиках? (вода). Какой цвет имеет вода? (вода прозрачная). Можно окрасить воду при помощи краски?»
При помощи пипетки поочерёдно капать в ёмкости с водой разведенную гуашь или пищевые красители и наблюдать, как вода меняет окраску.
Мама предлагает добавить в стаканчик с прозрачной водой немного молока, чайной заварки, варенья разных цветов - красное, жёлтое, оранжевое.
Вопросы: «Что произойдет с водой? Поменяет ли она свой цвет? Какой станет вода?» (вода примет цвет молока и станет белой, примет цвет варенья, заварки, красителей).
Игра «Спрячем камушки» - дети бросают камушки в стаканчики с окрашенной водой. Вопросы: «Где камушки? Почему их не видно или плохо видно (камушек не видно, потому что вода окрашена).
Вывод: Вода приобретает цвет растворённого в ней вещества; в окрашенной воде предметов не видно или видно плохо́.
Опыт №3: «Какой вкус у воды?»
Легенда: К нам в гости пришел Буратино и принес угощение.
Сначала взрослый предлагает попробовать, что налито в первом стаканчике.
Вопросы: «Чем угостил вас Буратино? (водой). Какой вкус у воды? (вода безвкусная).
Затем взрослый предлагает рассмотреть баночку с вареньем : «Из чего делают варенье? (из ягод) Какое оно на вкус? (сладкое) Какой станет вода, если мы в неё добавим варенье? (Вода станет сладкой).» Ребенок пробует воду..
Аналогично проводятся действия с сахаром, солью: «Что находится в баночке? (сахар, соль, лимонная кислота) Для чего в еду добавляют сахар, соль, лимонную кислоту? Какой станет вода, если мы в неё положим сахар, соль, лимонную кислоту или выжмем лимонный сок?»
Игра «Угадай угощение» - ребенку завязывают глаза и он определяет вкусовые качества воды (солёная, сладкая, обычная-безвкусная, пытается угадать вкус варенья).
Вывод: Вода приобретает вкус растворимых в ней веществ.
Опыт №4: «Какую форму принимает вода?»
Игры со стаканами и формочками.
Вопросы: «Я приготовила для нас тазик с водой. Как ты думаешь,, где я ее взяла? (налила из крана). Что будет, если я наполню стакан водой и наклоню его? (вода выльется из стакана). А если я буду лить воду из стакана в стакан? (вода будет переливаться). Теперь вы возьмите стаканчики; наполняйте их водой и снова выливайте из них воду. Что делает вода? (льётся, выливается). Вода- жидкая, поэтому она может литься, переливаться и выливаться. Давайте заполним водой все приготовленные ёмкости и поставим их на стол. Во все ли баночки налилась вода? (во все). Баночки и формочки одинаковой формы или разной? (ёмкости разной формы). Вода во всех формочках и баночках одинаковая или нет (одинаковая).Как вы думаете, имеет ли вода форму? (вода не имеет формы).
Вывод: Вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который её наливают.
Опыт №5: «Во что превращаются снег и лёд?»
Вопрос: Что я сейчас видела на улице! Белое одеяло покрыло деревья, дома, землю. Идёшь по нему и оставляешь следы. Что это за чудо? Как оно называется? (снег)
Рссмотреть приготовленный заранее снег на блюдечке, обследовать его и рассказать о нём.
Вопросы: «Какого цвета снег? (белый) Какой он на ощупь (холодный) .Откуда на блюдечке появилась вода (снег стал таять). Почему стал таять снег (от теплого воздуха, его принесли в помещение).Из чего состоит снег (из воды)
Загадка:
Он прозрачный, твёрдый, гладкий,
На морозе проживёт.
Но как только потеплеет,
Он растает, поплывёт (лёд).
Ребенок рассматривает лёд на блюдечке, обследует его руками.
Вопросы: «Какого цвета лёд (прозрачный). На что он похож (на воду). Какой лёд на ощупь? (холодный). Он твёрдый или мягкий? Почему? (твёрдый, не сжимается в кулачке). Почему наши ладошки становятся сырыми? (лёд тает). Почему лёд тает? (от тепла).
Рассмажотреть талую воду.
Вопросы: «Какая вода в блюдечке? (грязная, с мусором). Почему вода грязная? Откуда появился этот мусор (снег и лёд были грязные).
Вывод: Снег и лёд в тепле тают и становятся водой.Снег и лёд нельзя есть, они содержат в себе частички грязи.
Опыт №6: «Как вытолкнуть воду?»
Легенда,: Буратино приносит корзинку с камешками. На столе поднос с прозрачной широкой колбой с водой. Предлагает поиграть.
- Давайте бросать в воду камешки. Посмотрите, как красиво камешки падают на дно. В воде они переливаются, блестят. Попробуйте и вы.
Вопрос задаю я! Что происходит с водой, когды вы бросаете в нее камушки? (она поднимается и выливается). А почему поднимается? (камешки ее выталкивают). Давайте еще раз посмотрим (берется другая емкость с водой, в этот раз необходимо фломастером отметить уровень воды при каждом бросании камешка).
Игра «Вылови камушки» -дети вынимают камушки из банки с помощью ложек.
Вывод: вода в емкости поднимается при погружении в не предметов.
Опыт №7: «Как вода гулять отправилась»
Налить водичку в тазик и "забыть" про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий - никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?» взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потела наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы!»
- Возьмите поролоновую губку, резиновую грушу или пластмассовый шприц (без иглы). Опустить губку в воду и отожмите её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкостью То же самое проделать и со шприцом.
Вывод: воду можно собрать с помощью разных предметов.
Опыт №8: «Водопад»
Льётся водичка с большой высоты,
Брызги летят на траву и цветы.
Детки вокруг оживлённо галдят,
Громче ребяток шумит водопад.
Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы: лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода движется. Спросите их, что получится, если мы будем держать желобки по-другому (направление движения воды изменится).
Вывод: вода может изменять направление.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.12.2023
Дата обновления: 07.12.2023
Дата публикации: 27.11.2023