10.11.2023
«Развитие
памяти у старших дошкольников»
Память – это запоминание, сохранение и
последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или
делали. Память дошкольника в
этом возрасте носит непроизвольный характер - ребенок чаще всего не ставит
перед собой осознанных целей что-либо запомнить, запоминание и припоминание
происходит независимо от его воли и сознания, но в то же время определяется,
скорее всего, интересом, деятельностью и желаниями ребенка. Развитие произвольной памяти
дошкольника происходит тогда, когда взрослый побуждает,
ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, к продуктивной и
речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении
сказок, т. е. ставит цель: «Вспомни!» Важно,
чтобы цель, поставленная перед ребенком, соответствовала потребностям той
деятельности, в которую включается дошкольник.
Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать.
Гораздо
быстрее осваивается материал в игре, чем при простом объяснении. Эмоциональное
переживание способствует оживлению непроизвольного запоминания, так как в памяти откладывается масса
деталей второстепенных по существу, но помогающих удерживать главное. Дети
запоминают лучше то, что привлекло их своей яркостью, необычностью; запоминают
лучше то, с чем они активно действовали. Именно дидактическая игра
способствует развитию внимания
и произвольной памяти.
Вот некоторые примеры игр и игровых упражнений,
направленных на развитие памяти :
• Сравни картинки и найди отличия.
• Найди пары предметов.
• Найди лишний предмет в ряду.
• Соотнеси предмет и тень.
• Раскрась по цифрам.
• Шахматы.
• Повтори ритм.
Отхлопайте
ребенку простой ритм ладошками и
попросите его повторить. Когда малыш справится, усложняйте ритм, подключая
хлопки по ногам, хлопки по мебели, притопывание, щелчки пальцами.
• Три задания.
Эта игра помогает расширить объем внимания. Вы даете
ребенку подряд три инструкции, которые он должен выполнить в той
последовательности, которую вы ему задали.
Например :
1. Подпрыгни два раза
2. Назови какой-нибудь цветок
3. Подойти к деревянному предмету
Когда ребенок справится, давайте задания
посложнее:
1. Хлопай столько раз, сколько тебе лет
2. Назови дикое животное
3. Дотронься до предмета на букву К
Количество
заданий можно увеличивать до 4-5 и усложнять их в зависимости от возраста
и развития ребенка.
• Разучите
стихотворение.
Для развития памяти ребенка 5-б лет,
особенно слуховой, можно рекомендовать заучивание
стихотворений о временах года, их признаках, это будет способствовать развитию восприятия и мышления у
ребенка, умения сравнивать.
•Использование мнемотаблиц для заучивания стихов
(ребенок запоминает информацию зрительно, т. к. в каждой картинке зашифрована
строчка стихотворения)
• Опиши игрушку.
В течение
1-2 минут ребенок рассматривает незнакомую игрушку, а затем описывает её. Далее
игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребёнку по памяти описать игрушку и её
свойства.
• Какой
игрушки (предмета) не хватает?
Поставьте
перед ребёнком 5-6 игрушек (предметов) на 15-20 секунд. Затем
попросите ребёнка отвернуться и уберите одну игрушку. После чего, повернувшись,
ребёнок отвечает на вопрос: какой игрушки не хватает?
• Разрезные
картинки.
Для проведения игры следует использовать 2 картинки.
Одна картинка целая, другая — разрезанная по линиям. Можно взять для игры
иллюстрации к сказкам, открытки. Предложите ребенку собрать картинку, используя
образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку
по памяти.
• Запомни слова
и воспроизведи.
Эту игру необходимо начать с трех-четырех слов и по
мере того как ребенок справляется с этими словами, необходимо увеличить их
количество до десяти и более. Если ребенок не запомнил трех-четырех слов,
необходимо еще раз их прочитать и затем повторить задание.
• Продолжай.
Это совместное упражнение. Вы произносите фразу, например: «У
нас в огороде растёт картошка». Ребёнок должен повторить вашу фразу и
добавить слово, подходящее в данной ситуации: «У нас в огороде
растёт картошка и репа». Постепенно фраза становится длиннее, приходится
вспоминать новые и новые слова.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.11.2023
Дата обновления: 13.11.2023
Дата публикации: 10.11.2023