Уважаемые родители! Предлагаю вам методические
материалы для закрепления у детей знаний по теме «Игрушки».
По теме «Игрушки» дети 5-6
лет должны знать: названия игрушек; чем одна игрушка отличается от
другой; как играть той или иной игрушкой; из каких деталей состоит игрушка,
из какого материала она сделана.
Расширение словарного запаса детей:
названия: мяч, кукла, кубики, мишка, машина, собачка, пирамидка,
юла, матрешка (названия игрушек), туловище, руки, ноги, голова, лицо, локоть,
кисть, колено, плечо, щеки, веки, ресницы, брови (названия частей тела у
куклы);
признаки: круглый, резиновый, большой, маленький, железный,
деревянный, красивый, легкий, гладкий, грузовая, меховая, матерчатая,
пластмассовая, яркая, нарядная;
действия: бросать, вставать, катать, ловить, строить, стоять,
спать, лаять, бежать, лежать, идти, разбирать, собирать, прыгать, скакать,
убирать, ехать, сидеть, плавать, мыть и т.д.
Дидактические игры и упражнения
Лексический строй речи
Классификация понятий «Назови лишнее
слово»
Кукла, песок, юла, ведерко, мяч (песок);
барабан, матрешка, лук, машинка (лук);
кубик, собачка, лист бумаги, неваляшка (лист бумаги).
Игра «Расставь игрушки правильно»
Взрослый называет 3-4 игрушки, а
ребенок расставляет их в предложенной последовательности и называет, какие
игрушки он расставил.
Грамматический строй речи
Образование прилагательных «Назови,
какая? (из чего сделана?)»
Игрушка из резины — резиновая, железа — железная, дерева — деревянная, меха — меховая, материи — матерчатая, пластмассы — пластмассовая.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови
ласково»
Мяч —мячик, кукла — куколка, мишка — мишенька, мишутка,
машина — машинка, собака — собачка, пирамида — пирамидка,
локоть — локоток, локоточек, рука — ручка, рученька, голова — головка,
головушка,
нога — ножка, ноженька, плечо — плечико, лицо — личико,
щека — щечка, брови — бровки.
Образование и склонение в родительном падеже существительных
множественного числа «Один — много»
Мяч — мячи — мячей,
кукла — куклы — кукол,
кубик — кубики — кубиков,
мишка — мишки — мишек,
собачка — собачки — собачек,
пирамида — пирамиды — пирамид,
матрешка — матрешки — матрешек,
нога — ноги — ног,
машина — машины — машин,
рука — руки — рук,
голова — головы — голов,
лицо — лица — лиц,
кисть — кисти — кистей (объяснить многозначность данного слова),
плечо — плечи — плеч,
щека — щеки — щек,
ресница — ресницы — ресниц,
бровь — брови — бровей.
Согласование существительного с глаголом
Машина стоит — машины стоят,
кукла спит — куклы спят,
собачка лает — собачки лают,
мяч лежит — мячи лежат,
мишка ревет — мишки ревут,
машина едет — машины едут.
Согласование существительного с прилагательным
Мяч — резиновый, гладкий, новый, красивый, круглый, красный, синий,
маленький, большой, любимый, легкий, мягкий, твердый; кукла — большая,
маленькая, резиновая, красивая и т.п.
Формирование сложноподчиненного предложения с противительным союзом «а»
Кукла большая, а пирамидка маленькая; мяч резиновый, а машина железная; мишка
меховой, а кукла резиновая; кубик квадратный, а мяч круглый.
Формирование выразительности речи
Упражнение для развития понимания вопросительной интонации
Бьют его рукой и палкой —
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
Да за то, что он надут.
Вопросы: Про что эта загадка? За что беднягу мяч бьют?
Повторение загадки ребенком с вопросительной интонацией.
Формирование контекстной речи
1. Чтение и заучивание стихотворения «Бычок» А. Барто.
Идет бычок, качается, вздыхает на ходу:
Ой, доска кончается, сейчас я упаду.
Вопросы к стихотворению:
Кто идет? (Бычок идет.)
Что он делает? (Качается, вздыхает.)
Почему он вздыхает? (Он боится.)
Чего он боится? (Боится упасть.)
Работа над интонационной выразительностью речи детей (чувствовать и понимать
окончание предложения, пауза в конце строчки).
Описание игрушки
Юла — сделана из металла, значит, она металлическая. Юла крутится как волчок.
Она разноцветная — на ней красный, желтый и синий цвета. Сверху у юлы ручка,
на которую надо нажимать, чтобы она крутилась.
Мяч — сделан из резины, значит, он резиновый. Мяч круглый, гладкий, мягкий, с
одной стороны он красный, с другой — темно-синий. Между ними белая полоса.
Его можно бросать вверх, бить об пол, бросать друг другу, катать по полу,
играть в футбол.
Составление описательного рассказа по вопросам:
Что это? Какая она? Что у нее есть? Как с ней можно играть?
Художественная литература. Стихотворения.
С утра на лужайку бегу я с мячом,
Бегу, распеваю, не знаю о чем...
А мячик, как солнце, горит надо мной,
Потом повернется другой стороной
И станет зеленым, как травка весной.
А. Барто
Погремушка
Как большой, сидит Андрюшка
На ковре перед крыльцом.
У него в руках игрушка —
Погремушка с бубенцом.
Мальчик смотрит — что за чудо?
Мальчик очень удивлен,
Не поймет он: ну откуда
Раздается этот звон?
А. Барто
Лошадка
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
А. Барто
Мяч
Стукнешь о стенку — а я отскочу.
Бросишь на землю — а я подскочу.
Л. Квитко
Медвежатки
Медвежаток я взяла,
Посадила у стола:
Угощайтесь, медвежатки,
Ешьте мед хороший, сладкий!
А они себе сидят
И ни капли не едят:
Хоть они и любят мед,
Но раскрыть не могут рот.
Г. Бойко
Сколько у меня игрушек?
Там, в углу, лежат игрушки,
Отдыхают в тишине...
Пять игрушек в день рожденья
Подарили гости мне.
Раз — ушастый серый зайка.
Два — есть дудка у меня.
Три — сейчас я покажу вам
Черногривого коня.
Бурый мишка мой — четыре,
Белка рыженькая — пять...
Только всех моих игрушек
Мне никак не сосчитать.
А. Бродский
Берегите игрушки
Грузовик без колес,
У ежика отклеен нос,
Стали черными цыплята,
А из куклы лезет вата!
Были новыми игрушки,
А теперь они старушки.
Берем же скорей
Иголки и клей,
Нитки, катушки
И чиним игрушки.
И нам за это от души
Спасибо скажут малыши.
Э. Успенский
|