Лексическая тема «Обувь». Рекомендации по изучению в старшей группе
10.11.2025
Уважаемые родители!
- расширять,
активизировать словарь по теме, развивать грамматически правильную речь;
- упражнять детей в подборе
имен существительных к именам прилагательным и учить их согласованию в роде,
числе, падеже;
- развивать умение
согласовывать имена числительные с именами существительными;
-
способствовать развитию связной речи, фонематических
процессов, речевого слуха, памяти и мышления;
- закрепить знания, полученные в детском саду
по теме «Обувь".
Предварительная работа
Обратите внимание детей на то, какое время
года наступило, какие изменения произошли в погоде, сравните погоду летом и осенью.
Объясните, почему в разные сезоны
люди носят разную обувь; закрепите понятия «сезонная одежда», «обувь».
Спросите у ребенка: «Почему осенью
нужно носить резиновые сапоги, туфли, ботинки, а летом — шлепанцы, босоножки?»

Вместе с ребенком рассмотрите обувь и расскажите, из какого материала
она сделана; обратите внимание на качество материала.
Предложите
ребенку ответить на вопросы:
· Что
надевают на ноги? (Обувь.)
· Какую обувь ты знаешь?
(Тапки, туфли, ботинки, сапоги, босоножки.)
· Во что обуваются осенью?
Почему осенью нужна непромокаемая обувь?
· Что надевают
зимой? (Осенью надевают ботинки или сапоги. На улице сыро и
холодно.. и т.д.)
Посмотрите вместе с ребенком развивающее видео по теме «Обувь»
https://www.youtube.com/watch?v=DizKqEt745E
https://www.youtube.com/watch?v=6ayicZ2RK6A&t=3s
1. Загадайте загадки
Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья.
Мы за обедом под столом,
а ночью — под кроватью (Туфли)
Если дождик, мы не тужим —
бойко шлепаем по лужам.
Будет солнышко сиять —
нам под вешалкой стоять (Сапоги)

Шьют изделия эти
Обычно из кожи.
На пару друзей
Они очень похожи.
У них есть подошва,
Шнурки иль застежки,
И люди их носят только на
ножках (Обувь)

2. Игра «Четвертый лишний»
Босоножки,
резиновые сапоги, куртка, туфли.
Сандалии, туфли,
сапоги, брюки.
Обувь моют, стирают, носят, протирают.
Обувь шьют, моют, гладят, чистят.
Майка,
шорты, сандалии, куртка
Тапки,
ботинки, шарф, сапоги….
Ботинки, шапка, туфли,
валенки
3. Игра «Исправь ошибку» (понимание значений притяжательных местоимений).
Моя
сапоги, мой шапка, моя туфли моё перчатки, мои шарф...
4. Игра «Назови, какие» (образование относительных прилагательных):
сапоги из резины —
резиновые сапоги;
шапка из шерсти —
шерстяная;
туфли из кожи —
кожаные...
тапки из меха -….
сапоги из замши - …
5. Игра «Пересчитать предметы» (согласование существительных с
числительными):
один сапог, два
сапога,…пять…
одна тапка, две
тапки ... пять тапок;
один ботинок, два ботинка
... пять ….
одна кроссовка, две
кроссовки, ….пять…
6. Игра
«Найди пару»


7. Игра "Посчитай: один, два, пять" : Одна пара сапог, две пары сапог, пять пар сапог. Продолжите со словами: носки, чулки, сапоги, туфли, перчатки.
8. Составить описательный рассказ об осенней или зимней обуви (по выбору).
Это ботинки. Это теплая обувь. Их носят весной или осенью.
Они красного цвета. У них есть шнурки. Они сделаны из кожи. Ботинки
можно носить в дождь или снег. Их сшили на фабрике (в мастерской). Если
они порвутся, их сможет починить сапожник.

9. Проговорить потешки
Туфли новые для Вали, их
еще не надевали.
Для Аришки — босоножки,
чтобы бегать по дорожке.
У Машеньки на ножках
новые сапожки.
У Катеньки шапочки,
туфельки и тапочки.
10. Игра «Назови ласково»
туфли — туфельки,
тапки — тапочки,
ботинки — ботиночки,
сапоги — сапожки….
И т.д.
11. Игра «Куда наденем?»
Рукавицы наденем на...
(руки).
Шарф наденем на... (шею).
Шапку наденем на...
(голову).
Сапожки наденем на...
(ножки).
Перчатки наденем на...
(руки).
Носки наденем на...
(ножки).
Кепку наденем на...
(голову).
12. Пальчиковая гимнастика «Сколько обуви у нас»
Посчитаем в первый раз, (Попеременно ударяют по столу и хлопают в ладоши)
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки (На каждое название обуви загибают пальчики, начиная с больших, одновременно на обеих руках)
Для Наташки и Сережки,
Да еще ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
13. Игра «Подбери слова-действия»
Обувь на фабрике (что делают?) – придумывают, моделируют, шьют.
Покупая в магазине обувь, покупатель (что делает?) – выбирает,
примеряет, покупает.
Ухаживая за обувью, человек (что делает?) – моет, чистит,
вытирает, сушит.

14. Стихотворение «Обувь»
Обувь носим на ногах.
Часто ходим в сапогах,
Если снежно и бело
И дождем все залило.
Летом носим мы сандалии,
Чтобы ноги не устали.
Туфли в праздник
примеряем,
В них на утренник шагаем.
В чешках ходим мы на
танцы,
Чтобы делать реверансы.
А в кроссовках ловко
скачем
И гоняем круглый мячик.
Жить без обуви не можем,
В непогоду нам поможет
Быть здоровыми она.
Обувь всякая важна.


15. Рассмотрите с ребенком картинки обуви. Покажите и назовите части обуви: каблук, подошва, молния, шнурки, застежка, стелька, язычок.
16. Игра «Скажи по образцу»
•
Большие ботинки, а маленькие ботиночки.
• Большие сапоги, а …
• Большие туфли, а …
17. Предложите ребенку раскраски с изображением обуви, обсудите нарисованное






Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.11.2023
Дата обновления: 10.11.2025
Дата публикации: 10.11.2025