24.10.2023
Дети должны знать:
- о том, что грибы, как растения и
животные, образуют самостоятельное царство живой природы. Грибы отличаются от
растений тем, что лишены хлорофилла и не могут превращать неорганические
соединения в органические. Грибы размножаются спорами, а не семенами, как
растения и не цветут;
- какие бывают грибы, чем они отличаются,
где растут;
- основные виды съедобных и несъедобных
грибов, способы обработки и заготовки грибов;
- основные виды ягод Крыма, съедобные и
несъедобные ягоды, способы обработки и заготовки ягод.
Дети должны
уметь:
- отличать съедобные и несъедобные грибы и
ягоды (наиболее распространенные в данной местности), называть их,
рассказывать об отличительных особенностях;
- обобщать главные признаки грибов и ягод,
сравнивать их особенности, выделять основные части;
- использовать активный словарь (названия,
признаки, действия), накопленный при изучении темы.
Существительные: 1)лес, парк, бор, роща, дерево,
береза, рябина, дуб, клен, липа, осина, ель, сосна, тополь, кедр, ива, куст,
корень, ствол, кора, ветка, лист, листва, хвоя, крона, плод, семена, сережка,
желудь, шишка, пень, насекомые, животные, птицы;
2)грибы, шляпка, ножка, грибница, споры, пленка, мох,
семейка, пень, белый гриб, боровик, подберезовик, подосиновик, лисички,
сыроежки, опята, груздь, свинушки, волнушки, мухомор, белая поганка, дождевик,
маслята; малина, брусника, вишня, черешня, барбарис, голубика, ежевика, волчья
ягода, варенье, повидло, компот.
Прилагательные:
1)лиственный, хвойный, крупный, мелкий, резной, продолговатый, могучий,
крепкий, молодой, старый, низкий, высокий, пышный, белоствольный, стройный,
ветвистый, раскидистый, вечнозеленый, березовый, дубовый, сосновый, срубленный,
багряный, лиственный, хвойный, смешанный, дремучий, зимний, весенний, летний,
осенний;
2)съедобные, несъедобные, крепкие, вкусные,
питательные, маринованные, вареные, соленые, сушеные, мороженые, волокнистая,
пористая, вредные, ядовитые, незаметные, засушливое, влажное, дождливое,
коричневая, оранжевая, рыжая, черная, розовая, зеленоватая, скользкий, мелкие,
крупные, червивые.
Глаголы: 1) желтеть, краснеть, опадать, осыпаться, сбрасывать,
лететь, шелестеть, шуршать, беречь, ухаживать, сохранять, сажать;
2)искать, срезать, раскапывать, раздвигать, собирать,
различать, очищать, варить, солить, жарить, мариновать, сушить, замораживать,
разламывать, отсортировывать, сохранять, не вырывать.
Наречия: высоко, низко, широко, узко.
Родителям рекомендуется:
1. Сходите на прогулку в лес. Расскажите,
что такое лес? Что растет в лесу? Рассмотрите деревья, кусты.
2. Рассмотрите деревья, назовите
части дерева: ствол, ветви, листья, корни, крона. Сравните
стволы деревьев, отличаются ли они?
3. Найдите хвойные и лиственные
деревья. Чем они отличаются? (Хвойные деревья покрыты
иголками, зимой они остаются зелеными, не опадают, из порезов ствола выделяется
смола, на хвойных деревьях растут шишки).
4. Чем отличаются кусты и деревья? (У
дерева один толстый ствол, у куста несколько тонких веток, куст ниже, кусты
бывают колючими). Найдите и назовите кусты (сирень,
малина, смородина, рябина, акация, шиповник)
5. Подбери слова для описания дерева. Какая
береза? Стройная, белоствольная, тонкая, зеленая, кудрявая…
6. Игра «Назови лист»
Лист березы – березовый
Лист осины – осиновый
Лист клена –
кленовый …
7. Игра «Чего в лесу много?»
(родительный падеж существительных)
Много грибов, ягод, веток, шишек, деревьев…
8. Расскажите, как выглядит лес поздней
осенью: листья облетели, деревья стоят голые, высохла трава,
листья почернели, улетели перелетные птицы.
9.
Прочитайте стихи про осенний лес. Вспомните, в каких сказках
действие разворачивается в лесу?
Игра «С какого дерева листок?»
Цель: умение
различать и называть листья знакомых деревьев.
Дидактический материал: Карточки с изображением 4 видов деревьев и 4
листьев, соответствующих этим деревьям.
Ход игры: Предложить ребёнку соединить листочки с деревьями соответствующего
вида и назвать их.
1. Деревья: вишня, персик, яблоня, груша.
Листья: вишнёвый, яблоневый, грушевый, персиковый.
2. Деревья: клён, берёза, ива, дуб.
3. Деревья: каштан, ольха, ель, липа.
Листья: ольховый, каштановый, липовый, хвоя ели.
Игра «Найди дерево по
описанию»
Описывает
знакомые ребенку деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные
отличительные признаки (например, ель и сосна, рябина и акация).
Ребенок
должен найти то, о чем рассказывает взрослый.
Игра «Назови части дерева».
Цель:
Закреплять знания о дереве и формировать новые знания.
Вместе с
детьми рассмотрите дерево и уточните такие понятия, как: «крона», «макушка»,
«ствол», «ветки», «корни». Непосредственное рассматривание поможет закрепить
части дерева.
Игра «Умный Словесник»
Цель: упражнять в подборе однокоренных слов
-
Назовите ласково (лесок, лесочек)
-
Кто ухаживает за лесом? (лесник)
-
Кто выращивает лес? (лесовод)
-
Как называются ягоды, растущие в лесу? (лесные)
-
Назовите родственные слова.
Лес - лесок, лесник, лесничий,
лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье)
Сосна – сосенка, сосновый, сосняк, сосенка.
Ветка – веточка, ветвистый, разветвились,
ветви.
Игра «Кто больше назовет действий»
Цель: упражнять в подборе слов, обозначающих действие предмета.
-
Лес что делает? (растет, шумит, зеленеет, роняет листву, живет, дышит, очищает
воздух, радует….)
-
Сосна что делает? (шумит, качается, растет, стоит, зеленеет, радует, пахнет…)
Игра
«Подбери определение к слову»
Цель: упражнять в подборе прилагательных
-
Лес какой? (большой, огромный, густой, дремучий, красивый, зимний, осенний,
хвойный, лиственный, смешанный, березовый, дубовый, сосновый, нужный, зеленый
….)
Игра «Подбери слово»
Цель: упражнять в употреблении и согласовании относительных
прилагательных с существительными
Сосновый
– запах, бор, ствол.
Сосновая – шишка, ветка, хвоя, мебель
Сосновое – полено, кресло, бревно.
Сосновые – иголки, шишки
Игра «Наоборот»
Цель: подбор антонимов.
Высокая
– низкая
Полезный – вредный
Прямой – кривой
Солнечная – пасмурная
Сухой – мокрый
Тишина – шум
Тонкий - толстый
Игра
«Кто больше»
Цель: подбор синонимов.
Сильный –
мощный, могучий.
Дремучий – глухой, густой, частый.
Лес – бор, дубрава, чаща, роща, дебри, джунгли.
Красивый – прекрасный, пригожий,
великолепный, живописный, восхитительный
Дивный – чудесный, волшебный, сказочный,
удивительный, очаровательный, чарующий.
Аромат – благоухание, запах.
Целебный (запах) – лечебный.
Исцеляет – лечит.
Польза – прок, толк, выгода.
Колышутся (ветки) – качаются, наклоняются,
шевелятся.
Игра
«Правильно произносите слова»
Цель: согласование существительных с
числительными
Одно дерево, два, дерева, ….., пять
деревьев
Одна сосна, две сосны, …., пять сосен
Загадки
Летом одевается,
Зимой раздевается (лиственный
лес).
Весной – в цветном платьице,
Зимой – в белом сарафане (лиственный
лес).
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью умирает,
Весной оживает (лес).
Много рук, а нога одна (дерево).
Его весной и летом
Мы видим одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки (дерево).
Позже всех лесных друзей
Сбросит он листву с ветвей (дуб).
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки (береза).
Скороговорки
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу
люб.
На горе дубы, под горой грибы.
Пословицы и поговорки
Лес – богатство и краса: береги свои леса.
Лес рубят – щепки летят.
Была правда, да в лес ушла.
Враг природы тот, кто леса не бережет.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Много леса – не губи, мало леса – береги,
нет леса – посади.
Лесом шел, а дров не видал.
Лес не школа, а всех учит.
По лесу надо с умом ходить.
Сломить дерево – секунда, а вырастить –
годы.
За один раз дерево не срубишь.
По теме «Грибы
и ягоды Крыма» родителям рекомендуется:
-
рассмотрите с ребенком по возможности натуральные грибы и ягоды;
- обратите внимание на цвет, форму,
величину, строение грибов и ягод;
- по возможности покажите ребенку
место, где растут грибы и ягоды (в саду, в лесу, на кусте, на земле, на дереве);
-
расскажите ребенку, где растут
ягоды, грибы. (Во мху,
на болоте, под березой, под осиной, на пне), рассмотрите рисунки, где рядом с деревьями нарисованы грибы:
-
с осиной – подосиновик, с березой – подберезовик, с дубом –
белый гриб, с елью и
сосной – лисички, маслята, на пнях – опята.
-расскажите ребенку о съедобных и
ядовитых грибах и ягодах;
- постарайтесь, чтобы ребенок запомнил
их (мухомор, бледная поганка, ложные опята, ложные лисички, строчок);
-
расскажите, покажите и дайте попробовать ребенку то, что готовят из грибов и
ягод.
Дидактические
игры
Игра «Подбери шляпку к ножке»
Цель: познакомить детей с разнообразием грибов,
учить подбирать шляпку гриба к его ножке; развивать зрительное восприятие,
внимание, мышление, речь, мелкую моторику.
Материал: набор картинок с изображением
грибов, разрезанных на 2 части (шляпки и ножки по отдельности).
Подберите шляпку к ножке гриба. Какой гриб у тебя получился?
(Подосиновик.)
Игра “Что приготовим?
Из грибов - грибной суп
Из малины - малиновое варенье
Из черники - черничное варенье
Из земляники - земляничное варенье
Из клюквы - клюквенное варенье
Из брусники - брусничное варенье
Грибной соус, клюквенный морс…
Игра «Чего не стало?»
Цель: развитие внимания, памяти.
Посмотрите внимательно на картинки, запомните, как они лежат. Теперь
закройте глаза, я убираю одну картинку. Чего не стало?
Игра «Отгадай ягоды»
Взрослый бросает игроку мяч и произносит
первый слог в названии какой-либо ягоды. Игрок ловит мяч, произносит всё
название ягоды и бросает мяч либо взрослому, либо другому участнику игры.
Например:
- Ви... (Вишня)
- Ма... (Малина)
- Клу... (Клубника)
- Кры... (Крыжовник)
- Смо... (Смородина)
Опыты с губкой и водой
Цели: знать о том,
что шляпка гриба пористая, а ножка волокнистая; уметь проверять теоретические
знания на опыте, делая выводы о том, что пористое вещество быстро вбирает влагу
и вредные вещества из воздуха и почвы; высказывать суждения и делать
умозаключения.
Лексико-грамматические
упражнения
«Что можно делать с грибами?»
(Искать, собирать, срезать, мыть, чистить,
варить, жарить, сушить, солить, есть, пробовать и т. д.) Аналогично
проводится игра со словом ягоды.
«Съедобный — несъедобный»
Взрослый называет грибы и ягоды, а ребенок
отвечает, можно их есть или нет: опенок, мухомор, сыроежка, поганка, брусника,
волчья ягода и т. д.
«Мы в лес пойдем»
Употребление распространенных предложений
и предлогов в, за, из.
Мы с друзьями в лес пойдем,
Ягоды, грибы найдем,
Их в корзинки соберем
И домой мы принесем.
Мы кричим в лесу: «Ау!»
Эхо там живет в бору.
«Зачем ты пойдешь в лес?» Что из
лесу принесешь? Дети по очереди отвечают, опираясь на предметные
картинки:
«Я пойду в лес за малиной (брусникой,
клюквой, ежевикой, черникой; и т. д.)».
Развитие связной речи. Составление рассказа «Грибы и ягоды»
«Мухомор — это гриб. Он растет в лесу.
Мухомор несъедобный. Он ядовитый. Мухомор морит мух своим ядом, поэтому он так
и называется. У него красная шляпка с белыми пятнышками и белая ножка с
воротничком.
Подосиновик — это гриб. Он растет в лесу
под осиной, поэтому он так и называется. У него красная шляпка и толстая ножка.
Подосиновик съедобный. Его можно варить, жарить, солить, мариновать. Это
полезный гриб.
Шиповник — это ягода. Она растет в лесу на
кустах. Кусты колючие, у них шипы. Шиповник красный, внутри у него — маленькие
косточки. Шиповник очень полезный, в нем много витаминов».
Игра «Подскажи словечко»
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор).
Посмотрите-ка, ребята, тут – лисички, там – опята,
Ну а это, на полянке, ядовитые… (поганки).
Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали заметных.
Собирай не мешкай, это… (сыроежки).
Загадайте ребенку загадки
Здесь растет деревьев много
Лип, осин, берез и кленов.
А еще грибов и ягод-
Не собрать их даже год.
Место то полно чудес,
А зовем его мы.. (лес)
Эта ягода лесная
Нам лекарство заменяет -
Если Вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с ...(Малиной)
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет. (Смородина)
Низок да колюч,
Сладок да пахуч,
Ягоды сорвешь –
Всю руку обдерешь.
(Крыжовник)
Ягода чёрная — да не черника,
Куст колючий — да не малина.( Ежевика
Душистых ягод аромат,
В природе дикой созревают,
Своею формой небольшой,
Клубнику нам напоминают! (Земляника)
Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком?(Клюква)
Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины —... (черника)
На тоненькой колючей ветке
В полосатых майках детки.
Кустик с шипами – не шиповник.
А как зовут его? (Крыжовник)
Пока дети — каждый в берете. Повзрослели — шляпы надели. (Грибы)
Возле пня и на лужайке мы всегда гуляем стайкой. Очень дружные
ребята, называют нас... (опята).
В шляпках серебристых и слегка волнистых прячутся подружки, зовут
их... (волнушки).
Словно маслицем покрыты наши шляпки. Под сосной растут открыто крепкие... (маслятки).
Очень к дождику привык пухлый, круглый... (дождевик).
На грибнице я расту, никогда не зацвету. Нет семян, но споры есть.
Их у шляпки и не счесть. (Гриб.)
Семейка крепышей в дубраве живет, грибников в гости ждет. (Боровик)
Шляпка белого гриба, только ножка лишь тонка. И расту в другой я
роще. Но найти меня не проще. (Подберезовик.)
Шляпку видно за версту, с гордостью ее ношу. Только вот синеет
ножка, как осинка на ветру. (Подосиновик.)
Рыжий цвет, но нет хвоста. Это вовсе не лиса. Словно волны, шапки
край. Ты скорей нас собирай. (Лисички.)
Я, как светофор в лесу, всех людей предупрежу: «Рвать и есть меня
нельзя!» Стоп! Сигналю всем не зря. (Мухомор)
Я скромней, чем мухомор, шляпка бледная совсем. Но обходят
стороною меня в чаще люди все. (Бледная поганка)
Если знаешь нас, срезай. А не знаешь — оставляй. (Грибы)
Прочитайте ребенку стихотворения,
побеседуйте об их содержании
«В лесу»
Мы летом в лесу
Собирали малину,
И доверху каждый
Наполнил корзину.
Мы лесу кричали
Все хором: - Спа-си-бо!
И лес отвечал нам:
"Спасибо! Спасибо!"
Потом вдруг качнулся,
вздохнул... и молчок.
Наверно, у леса
Устал язычок.
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы...
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.
«Грибы»
Пел под ёлкой мухомор:
— Всех грибов я
краше!
Мошкары писклявый хор
Надо мной не пляшет.
Меня люди не едят:
Зол я, как горчица.
А зверюшки — каждый рад
Мною полечиться.
Посреди лесной полянки
Притаились
хулиганки,
Притаились хулиганки -
Две противные Поганки.
В белых юбках, шляпках белых,
Каждая белее мела.
Слишком уж они бледны,
Да и в пищу не годны.
Ведь в Поганках, говорят,
Самый сильный в мире яд!
Для людей и для зверей.
Мимо них пройди скорей.
Викторина
- Как называется гриб, который растет под березой?
(Подберезовик.)
- Как называется гриб, который растет под осиной?
(Подосиновик.)
- Гриб, который любит расти в еловом или сосновом бору, как
называется? (Боровик.)
- Как называются грибы с рыжими шляпками? (Рыжики, лисички.)
- Как называются грибы, растущие дружными семейками на пеньках? (Опята.)
- Как называется гриб с круглой волнистой шляпкой? (Волнушка.)
- Как называются грибы с маслянистыми шляпками? (Маслята.)
- Какой гриб носит название дикого животного? (Лисичка.) Почему его так
назвали?
- Название гриба очень похоже на название домашнего животного. Какой это гриб?
(Свинушка.) Почему его так называют? (Потому, что он в пятнах, «грязный, как
свинушка».)
- Какие грибы названы в честь дождя? (Дождевики.)
- Эти грибы можно есть? Как они называются? (Съедобные.)
- Грибы, которые грибники не любят, поганые грибы как называются? (Поганки.)
- Какие еще грибы не любят встречать грибники? Эти грибы можно есть? Как они
называются? (Несъедобные.)
Что будет, если...
Цель: уметь
устанавливать последовательность событий, выражать это в предложении. Взрослый
предлагает детям варианты по своему выбору.
- Что будет, если лето засушливое?
- Что будет, если в лесу постоянная влажность от дождей?
- Что будет, если осенью придут ранние заморозки?
- Что будет, если гриб вырвать вместе с грибницей?
- Что будет, если грибы долго не собирать?
- Что будет, если человек не разбирается в съедобных и несъедобных
грибах?
- Что будет, если грибник не ориентируется в лесу?
- Что будет, если грибы плохо проварить?
- Что будет, если уничтожить все несъедобные и ложные грибы?
После
ознакомления с темой задайте контрольные вопросы
- Грибы
относятся к животным, растениям, или представляют собой самостоятельное
царство?
- Чем грибы отличаются от растений?
- Где растут грибы, которые люди употребляют в пищу?
- Назовите места в лесу, где растут определенные грибы.
- Из каких частей состоит гриб?
- В каком случае гриб может много лет расти в лесу на одном и том
же месте?
- Назовите грибы, которые вы знаете.
- Назовите несъедобные грибы и найдите картинки с их изображением.
- Какие грибы называются ложными?
- Как правильно собирать грибы?
- Какое влияние оказывает на рост и развитие грибов летняя и
осенняя погода?
- В какое время года растут грибы?
- Почему грибы считают опасным для здоровья продуктом питания?
- Почему грибы нельзя собирать около дорог, в замусоренном лесу,
рядом с заводом или фабрикой?
- Как можно хранить собранные грибы?
- Какие блюда можно приготовить из грибов? Что вам больше
нравится?
- Расскажите, как вы собирали грибы в лесу. Почему некоторые люди
их не могут найти?
Предложите ребенку раскраски
по теме
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.10.2023
Дата обновления: 24.10.2023
Дата публикации: 24.10.2023