Занятие в подготовительной логопедической группе №8 по теме "Овощи"

09.10.2023

Лексическая тема: «Овощи»

 

Физминутка 


Ах, какой же урожай,  (дети стоят лицом в круг)

Побыстрее собирай. (правой рукой выполняют хватательное движение и опускают руку в другую сторону)

Выкопай картошку с грядки, (имитация копания огорода)

Чтобы было всё в порядке.

Огурцы сорви быстрей, (наклониться, правой рукой)

Чтобы съесть их поскорей. («сорвать огурец» движение зубами с закрытым ртом)

Срежь капусту, посоли, (правую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, выполнить движение руки справа – налево)

Маму с папой угости.(отвести поочерёдно руки вправо – влево)

Выдерни морковь, редиску,(имитация выдёргивания овощей)

Поклонись им в пояс низко. (выполнить наклон туловища вперёд, правую руку отвести от груди вправо)

Ай, какой же урожай, (руки приставить к вискам, выполнив наклоны головы)

Ты в корзину загружай. (руки развести в стороны, направив их движение к себе)


       Артикуляционная гимнастика

Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.

Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закры­вая то верхнюю, то нижнюю губу.

Кабачок, кабачок, покажи-ка свои бочок. Широко открыть рот, закрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за ниж­ние зубы.

Ровная дорожка (или грядка) в огороде. Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.

Толстячки — худышки. Изобразить овощи на гряд­ке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты — «толстячки»;  лук, чеснок,  стручок  гороха  и другие — «худышки».

Закрепить и расширить представления об овощах, о месте произрастания, об этапах роста ( посадка, полив, прополка, созревание, сбор урожая), о способах уборки урожая ( картофель выкапывают, капусту срезают), о способах употребления овощей в пищу ( сырыми, вареными, жареными, солеными), о необходимости  употребления овощей  в пищу.

Согласование названия овоща с прилагательным (красный помидор, зелёный огурец, круглая репка). И т.д.

 

Согласование названия овоща с числительными 1-5 (один огурец, два огурца… пять огурцов). И т.д.

  

 Чистоговорки. 


Ох-ох-ох – лучше всех горох.                  

Ха-ха-ха – это чепуха                               

Овь-овь-овь – сладкая морковь.            

Ла-ла-ла – вкусная свекла                     

Оп-оп-оп – душистый укроп                 

Ой-ой-ой - огород у нас большой

Ай-ай-ай  - собираем урожай

Адки-адки-адки - поливаем грядки

Ук-ук-ук - собираем лук

Цы-цы-цы - созревают огурцы

Чок-чок-чок – полосатый кабачок

Овка-овка-овка - сочная морковка

Чок-чок-чок - горький чесночок

Ец-ец-ец- зеленый огурец

Ан-ан-ан - спелый баклажан

Ат-ат-ат- из овощей салат

 

Учить сравнивать овощи  по цвету, форме,  величине, вкусу, на ощупь, по запаху. Уметь определять место произрастания овоща, выбрать овощи из которых можно приготовить суп, салат, сок. Классифицировать предметы по заданному признаку.

 «Подбери слово». Подбор однородных прилагательных к существительным.

Огурец какой? (Зеленый, овальный, твердый, шершавый, во­дянистый, крупный, мелкий, вкусный.)

Помидор какой? (Красный, круглый, кислый, кисло-сладкий, мяг­кий, сочный, гладкий, спелый, зрелый, неспелый, красивый) и т. д 

«Названия соков»

Цель: образование прилагательных от названий овощей.Хочу такой сайт

Сок из огурца — огуречный сок                  Сок из свёклы — свекольный сок

Сок из лука — луковый сок                      Сок из помидоров — томатный сок Сок из капусты — капустный сок              Сок из тыквы — тыквенный сок

Сок из моркови — морковный сок

  «Сложные слова»

Цель: упражнять детей в образовании сложных слов.

Машина, которая чистит картофель. (Картофелечистка.) Машина, которая сажает картофель. (Картофелесажалка.) Машина для копки картофеля. (Картофелекопалка.) Помещение для хранения овощей. (Овощехранилище.) Приспособление для резки овощей. (Овощерезка.) Бытовая техника для получения сока из овощей и фрук­тов. (Соковыжималка.)

      

Уточните с детьми,  какое сейчас время года, какие изменения произошли в живой и неживой природе осенью.  

Поговорите  на тему: «Осенние сельскохозяйствен­ные работы». Расскажите об осенних полевых работах,  как трудятся колхозники на полях.  Дайте понятие, что такое сельскохозяйственный инвентарь  и  для чего он нужен.

  «Кто больше назовет овощей»:  ( круглой формы, зеленого цвета..) 

 

  «Повар» (поиск соответствующего понятия)

Я положу в борщ — ....  Я положу в щи — ... .  Я положу в суп — ... .

Я положу в салат - …


  «Определи действие». Цель: упражнять в подборе словосочетаний.

 

Выкапывать... картошку.  Вырывать... морковь. Срывать... огурцы.  Собирать... урожай.  Удобрять... землю.  Готовить... суп, салат. Поливать... Резать... Варить... Жарить... Сажать... Ухаживать... Заготавливать…

«Составь предложение». Употребление в речи предложе­ний со значением противопоставления. Согласование прила­гательных с существительными мужского и женского рода.

Помидор круглый, а морковь... (продолговатая).

Помидор красный, а морковь...

Помидор мягкий, а морковь...

Помидор кислый, а морковь...

У помидора внутри семечки, а у моркови...

Помидор растет на земле, а морковь... (в земле).

Так же сравнить и другие овощи


  «Исправь ошибку». Развитие слухового внимания. Усвое­ние относительных прилагательных.

Исправленные предложения дети должны проговорить целиком.

(Картофельное пюре приготовим из моркови. Свекольный салат приготовим из чеснока. Морковный сок приготовим из лука. Капустный пирог приготовим из кабачка. Огуречный салат приготовим из помидоров. Гороховый суп приготовим из редиски. Тыквенное повидло приготовим из укропа. И т. д.

  «Профессии в сельском хозяйстве»

Цель: обогащение словарного запаса, умение употреблять обобщенные понятия.

Специалист по выращиванию овощей. (Овощевод.)организует работу на полях, чтобы получить хороший урожай.

Агроном — важный человек в сельском хозяйстве. Хоро­ший урожай получить — это не простое дело. Надо прове­рить на поле почву. Вовремя посадить семена овощей. Орга­низовать работу по борьбе с сорняками. Следить за урожаем. Не опоздать убрать урожай, как только он поспел. Обо всем этом заботится агроном.

Как называем человека, который обрабатывает землю с целью выращивания сельскохозяйственных растений? (Зем­лепашец.)

В сельском хозяйстве людям помогают машины. Какие машины помогают выращивать продукты сельского хозяйства? (Тракторы, комбайны, сеялки...)

Как мы называем человека, который управляет тракто­ром? (Тракторист.) Комбайном? (Комбайнер).


   «Узнай овощ по описанию», Логопед или воспитатель подбирает картинки овощей: «Морковь», «Лук», «Помидор» и др. —и проговаривает загадки.

Красная, мелкая, сладкая, сочная, хрустящая. (Морковь.)

Желтый, круглый, крупный, горький, хрустящий. (Лук.)

Красный, круглый, большой, сочный, вкусный. (Помидор.) и т.д.

Составление описательного рассказа.

 1. Цвет. (Какого цвета овощ?)

2. Форма. (Какой он формы?)

3. Два помидора. (Какого они размера?)

4. Морковь, перец. (Какие они по вкусу?)

5. Грядка. (Где овощ вырос?)

6. Кастрюля, рука. (Что можно приготовить из данного овоща?)


Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 12.10.2023

Дата обновления: 12.10.2023

Дата публикации: 09.10.2023

Наверх



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».