06.10.2023
Уважаемые родители! Предлагаю вам
методические рекомендации для домашних занятий и закрепления у детей знаний,
умений и навыков, полученных в детском саду по лексической теме «Осень.
Признаки осени. Деревья осенью».
Дети должны знать:
— названия осенних месяцев;
— основные приметы осени;
— что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение
слова «листопад»;
— что делают осенью животные и птицы;
— чем занимаются люди;
— какие подарки людям принесла осень;
— почему об осени говорят «золотая».
Расширение словарного запаса детей:
названия: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы,
листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть,
природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес,
птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди,
одежда, зонт;
признаки:
ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный,
дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая,
ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная,
прекрасная, пышная, перелетные, зимующие;
действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются,
наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают,
собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит.
Дидактические игры и
упражнения
Грамматический строй речи
Образование
существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
«Назови ласково»
Дождь — дождик, дождичек,
солнце — солнышко,
лужа — лужица, дерево — деревце,
ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,
туча — тучка, лес — лесок,
сад — садик, птица — птичка.
Образование
множественного числа существительных в родительном падеже
«Один — много»
Месяц — месяцев, дерево —
деревьев,
дождь — дождей, фрукт — фруктов,
лужа — луж, овощ — овощей,
урожай — урожаев, листья — листьев,
сад — садов, птица — птиц,
огород — огородов, слякоть — слякоти,
зонт — зонтов, лес — лесов.
Согласование
существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"»
Небо (какое?) — осеннее,
ветер (какой?) — осенний,
аллея (какая?) — осенняя.
Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы,
лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.
Образование
качественных прилагательных «Назови, какая погода?»
Какая погода бывает осенью,
если идет дождь? — дождливая,
... дует ветер — ветреная;
если на улице холодно, какая погода? — холодная;
если пасмурно — пасмурная,
... сыро — сырая,
... хмуро — хмурая,
... солнечно — солнечная,
... ясно — ясная.
Образование
множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много»
Наступил осенний день —
наступили осенние дни,
на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,
плывет темная туча — плывут темные тучи,
стоит большое дерево — стоят большие деревья,
идет холодный дождь — идут холодные дожди,
дует сильный ветер — дуют сильные ветры,
висит теплая куртка — висят теплые куртки,
летит птичья стая — летят птичьи стаи.
Лексический строй речи
Пересказ рассказа
«Осень»
После лета наступает
осень. Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают. Небо часто
покрыто тучами, идут дожди. Они не такие, как летом, — теплые и сильные, а
мелкие и холодные.
В начале осени еще
много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая
осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо,
становится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от
дневного тепла он тает.
Почти все деревья стоят голые, цветы завяли. Становится холодно, поэтому птицы улетают на
юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются
спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, еж, барсук), другие
меняют шубку на более теплую (заяц, белка), многие животные запасают корм на
зиму (белки, мыши).
Насекомые прячутся в
старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно.
Осенью убирают урожай:
овощи на огороде, фрукты — в саду.
Люди одеваются теплее:
надевают куртки, шапки, теплые штаны, кофты, покрывают голову платочками,
обувают сапоги, ботинки.
Составление
описательного рассказа «Осень» с использованием схематичного плана.
Подробный пересказ рассказа «Лес осенью» (по Г. Скребицкому и В. Чаплиной).
Летом лес был зелёный. Теперь берёзки и
клёны жёлтые. Осины красные. Между ними ёлочки зеленеют. Налетит ветер.
Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю
опускаются. Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год
из семян вырастут новые растения.
Вопросы: О каком времени года говорится в рассказе? Какого цвета лес был
летом? Какого цвета стали берёзки и клёны осенью? Какого цвета стали осины
осенью? Какие деревья не изменили своего цвета? Как кружатся листья в воздухе?
Развитие общей моторики.
Поиск антонимов
«Скажи наоборот»
Осень ранняя — осень
поздняя,
день веселый — день грустный,
день солнечный — день пасмурный,
облако белое — туча черная,
... холодная — жаркая,
... хорошая — плохая.
Поиск соответствующего
понятия
«Я начну, а ты закончи»
Люди осенью одеты, (во
что?) — ... ;
школьники идут с портфелями (куда?) — ... ;
листья на деревьях стали (какими?) — ... ;
цветы на клумбах (что сделали?) — ... ;
птицы улетают (куда?) — ... ;
звери делают на зиму (что?) — ... ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — ....
Построение
монолога «Расскажи об осени по плану»:
1) когда наступает осень;
2) осенние месяцы;
3) приметы осени в природе;
4) красота золотой осени;
5) что делают птицы и животные осенью;
6) труд человека в осенний период;
7) осенняя одежда.
Поиск фактических
ошибок «Исправь
ошибки»
Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы,
на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик —
мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.
Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки,
лепили снеговика и кормили крошками птиц.
Предложите ребенку выучить стихотворение
и нарисовать сопроводительные рисунки для стихотворных образов.
Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах.
Только зеленеет озимь1 на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит.
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воды зашумели быстрого ручья.
Птички улетели в теплые края.
А.Н. Плещеев
Отгадай загадки!
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень.)
Сухой — клин, мокрый — блин. (Зонтик.)
Меня часто зовут, дожидаются,
А приду — от меня укрываются. (Дождик.)
Листья желтые летят,
Под ногами шелестят.
Солнце уж не припекает.
Когда все это бывает? (Осенью.)
Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Днем и ночью дождик льет,
Грязь и лужи у ворот. (Осень.)
Музыкально-ритмическое
упражнение «Осенние листочки»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели,
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.
Дети сопровождают
стихотворение соответствующими движениями.
Пальчиковая
гимнастика "Осень"
Разбросала осень листья, (раскрывать и
закрывать кулачки)
Разукрасила их кистью. (Делают
плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)
Мы в осенний парк пойдём,(«Шагают» пальцами обеих рук.)
Букеты листьев соберём. (Скрещивают ладони
с растопыриванием пальцев.)
Лист кленовый, лист с осинки, (Поочерёдно загибают пальцы,
начиная с большого,)
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз. (спрыгнуть со стульчика и
приземлиться на корточки на ковер)
И. Михеева
Рассказываем по
ролям:
— Солнце, солнце, Ты откуда?
— Я из тучки золотой.
— Дождик, дождик, Ты откуда?
— Я из тучи грозовой.
— Ветер, ветер, Ты откуда?
— Я из дальней стороны.
- Листик, листик, ты откуда?
- Из березовой страны!
Рассмотрите вместе с ребенком картины, назовите
признаки осенней природы, побуждая ребенка использовать слова для расширения
словарного запаса.
Предметный словарь: время года, осень, зима, весна, лето, сезон,
сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля,
сырость, сапоги, плащ, куртка, перчатки, свитер, зонт, грибник, урожай,
деревья, куст, листья, ковёр (из листьев).
Глагольный словарь: Наступать, моросить, накрапывать, лить, дуть,
срывать (листья), опадать, облетать, кружиться, шелестеть, хмуриться,
расписать, пожухнуть, вянуть, краснеть, желтеть, засыхать, засыпать, собирать.
Словарь признаков: Осенний, пасмурный, прохладный, хмурый, унылый, серые
(дни), промозглый, мокрый, проливной, моросящий, косой, красный, жёлтый, бордовый,
багряный, узкий, широкий, резной, разноцветный, золотая, рыжий, поздняя,
хвойный, лиственный, дряхлый, могучий, высокий, низкий, старый, молодой,
трухлявый.
Словарь наречий: Мокро, сыро, ненастно, пасмурно, хмуро, дождливо,
холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, высоко, низко, пышно, редко.
Предложите ребенку раскраски на осеннюю тематику, обсудите содержание рисунков и выбор цвета.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.10.2023
Дата обновления: 08.10.2023
Дата публикации: 06.10.2023