03.10.2023
Уважаемые родители!
Предлагаю вам воспользоваться
следующими методическими рекомендациями, дидактическими играми и упражнениями
для закрепления знаний, умений и лексических навыков у детей старшей группы по
лексической теме «Наш детский сад».
Дети
должны знать: имена, отчества воспитателей и
других работников детского сада; названия
предметов мебели, игр, игрушек, пособий, место их нахождения и правила
обращения с ними; расположение, назначение и
название комнат и групп в детском саду: кухня, бассейн, музыкальный зал,
физкультурный зал, кабинет логопеда, столовая, кабинет заведующего, кабинет
врача, прачечная; группа; игровые уголки, спальня, раздевалка, спортивный зал,
изостудия, зеленая комната; названия профессий
работников детского сада: логопед, воспитатель, няня, медицинская сестра,
повар, завхоз и т.д.
Расширение
словарного запаса детей:
ü названия: группа, спальня, коридор,
раздевалка, туалет, кабинет и др.;
ü признаки: большая, маленькая, светлая, чистая,
широкая, узкий, высокий, низкий;
ü действия: играть, кушать, заниматься, рисовать,
лепить, резать, клеить, считать, писать, читать, спать, гулять и т.д
Беседа
✓ объяснить ребенку, для чего он
ходит в детский сад;
✓обсудить, какие помещения есть в детском
саду: групповая комната, умывальная комната, спальня, раздевалка, кабинет
логопеда, физкультурный и музыкальный залы, объяснить назначение каждой комнаты;
✓рассказать ребенку о правилах поведения
в детском саду;
✓выучить имена и отчества сотрудников
детского сада, учить вежливому обращению ко взрослым.
Лексический строй речи
Кто и что
делает? Составление предложений по демонстрации действия.
Что
делает воспитательница? — учит, объясняет, помогает, показывает, заботится и т.д.; что
делает няня? — моет, убирает, протирает, помогает и т.д.; что делает повар? —
жарит, варит, моет, режет, печет и т.д.; что делает медицинская сестра? — ... ;
... логопед? — ... и т.д.
Грамматический строй речи
Образование
существительных единственного и множественного числа
Комната — комнаты — много комнат, спальня — спальни — много спален, коридор —
коридоры — много коридоров, раздевалка — раздевалки — много раздевалок, кабинет
— кабинеты — много кабинетов, зал — залы — много залов, площадка — площадки —
много площадок, веранда — веранды — много веранд, бассейн — бассейны — много
бассейнов, игра — игры — много игр, кухня — кухни — много кухонь, игрушка —
игрушки — много игрушек; стол – столы – много столов;
книга - книги – много книг;
шкаф – шкафы – много шкафов; стул - стулья – много стульев;
карандаш – карандаши – много карандашей.
Образование
глаголов множественного числа
Играет — играют, стоит — стоят, спит — спят, кушает — кушают, рисует — рисуют,
лепит — лепят, считает — считают.
Согласование существительных с личными
местоимениями
Моя — комната, веранда, спальня, площадка, столовая, группа, раздевалка, кухня,
игра и т.д.; мой — зал, бассейн, кабинет, коридор и т.д.
Формирование
предложений с однородными определениями
Комната — большая, светлая, чистая, красивая; спальня — большая, светлая,
красивая, уютная; кабинет — маленький, уютный, красивый и т.д.
Формирование
сложносочиненного предложения с противительным союзом «а», соединительным
союзом «и»
Комната широкая, а коридор узкий; зал большой, светлый и спальня большая,
светлая;
группа большая, а кабинет маленький.
Употребление имён существительных единственного и
множественного числа в винительном и творительном падежах.
Описание
Взрослый
предлагает ребёнку закончить фразу, изменив единственное число существительного
на множественное.
Я взяла с полки игрушку – дети взяли с полки… (игрушки). Я
повесила на крючок полотенце – дети повесили на крючки …(полотенца).
Я кормлю птичку – дети кормят … (птичек)
Я рисую карандашом – дети рисуют …(карандашами) И т.д.
Лексико-грамматический
строй речи
Составление рассказа по картинке «Что мы делаем в детском саду?» (с помощью
наводящих вопросов).
Прочитайте ребенку стихи о детском садике, побеседуйте по
содержанию стихотворений, предложите рассказать о своих ситуациях, похожих на
стихотворные.
Сестренка
Я утром в
детский сад иду,
Аленку за руку веду...
«Вот это настоящий брат!»-
Сказал один прохожий.
Уж если люди говорят,
Так, значит, — мы похожи.
А девочка Аленка
Мне вовсе не сестренка.
Б. Иовлев
Наши
полотенца
Мы картинки
разные
Сами рисовали,
Их над полотенцами
Сами прибивали.
Полотенце Олино
Саша не возьмет:
С птичкой он не спутает
Синий самолет.
Знает свой кораблик
Боря-новичок,
Миша — землянику,
Машенька — волчок.
У Сережи — яблоко,
У Володи — груша,
А картинку с вишнями
Выбрала Катюша.
Бабочка — у Игоря,
Заяц — у Наташи...
Мы совсем не путаем
Полотенца наши.
Н. Найденова
Ольга
Павловна
Кто
расскажет обо всем:
Отчего бывает гром,
Как работают заводы
И какие там станки,
И о том, как садоводы
Разбивают цветники.
И про север, и про юг,
И про все, что есть вокруг.
И про уголь, и про газ,
Про тайгу и про Кавказ,
Про медведя, про лису
И про ягоды в лесу?
Кто научит рисовать,
Строить, шить и вышивать,
Усадив ребят в кружок,
Прочитает им стишок,
Скажет: «Выучите сами,
А потом прочтете маме»?
Кто сейчас же разберется,
Почему Олег дерется,
Почему у Гали с Ниной
Он матрешку отнимал,
Почему слона из глины
Миша сразу поломал?
Это воспитательница,
Это Ольга Павловна.
Любит Ольга Павловна
всех своих ребят,
Очень Ольгу Павловну
любит детский сад.
Н. Найденова
Новичок
В сад пришел
к нам новичок,
Мы зовем его Молчок:
Он молчит, не ест, не пьет,
Песен с нами не поет.
А потом, глядишь, привык:
С нами вместе — скок да прыг.
Говорит, и ест, и пьет,
И танцует, и поет...
Он Петрусь, а не Молчок,
Этот мальчик-новичок!
А. Бродский
Подружки
Мы
поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только Мишку подержала,
Только с Мишкой убежала
И сказала: «Не отдам».
Я пойду и помирюсь.
Дам ей Мишку, извинюсь,
Дам ей куклу, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
А. Кузнецова
В нашем детском саду
В нашем детском саду — маленькие столики.
В нашем детском саду — голуби и кролики.
В нашем детском саду — песенки и сказки.
В нашем детском саду — кубики и краски.
Мы сидим за столом
И рисуем елочку,
Рядом с елочкой — дом,
Рядом с домом — телочку.
Вот летает птица,
Вот бежит лисица,
У лисицы — рыжий мех.
Чей рисунок лучше всех?
О. Высотская
Новая девочка
Девочка новая
В детском саду.
К девочке новой
Сейчас подойду.
Зачем ты в сторонке —
Ведь скучно одной.
Вот наши игрушки,
Вот слон заводной.
Вот видишь —
Его я ключом завела,
Сейчас он пройдет
От стены до стола.
Вот кубики наши,
Мы строим дома.
Ты тоже научишься
Строить сама!
Пойдем, я к ребятам тебя отведу.
Всем девочкам нравится в детском саду.
Н. Найденова
Художественная литература
Прочитайте ребенку рассказы из жизни детей в детском саду, обсудите
содержание, узнайте, что больше всего запомнилось, попросите пересказать своими
словами – помогайте наводящими вопросами.
А. Потапова
Кто больше любит маму?
Когда
Людочку приводят в детский сад, она громко плачет. Все ребята из детского сада
знают, что это Людочку привели.
-
Не хочу-у-у оставаться! Хочу-у-у домой!
- Доченька, - уговаривает её мама, - мне же на работу
нужно идти.
- А-а-а! - ревёт Людочка.
И так каждый день.
Однажды Валерик, который ходил в детсад вместе с
младшей сестричкой Галочкой, подошёл к Людочке и сказал:
- Ты когда реветь перестанешь?
- А тебе что? - насупилась Людочка.
- Мне ничего, - ответил Валерик. - Только ты свою маму
ни капельки не любишь.
- Это я не люблю? - возмутилась Людочка. - Да ты
слышал, как я плачу, когда она уходит?
- Слышал, - сказал Валерик - вот потому и говорю, что
не любишь. Мы с Галочкой очень свою маму любим и стараемся её не огорчать. Мама
уходит на работу спокойная, за нас не волнуется. Мы её крепко целуем, а потом
машем вслед рукой. Мама возле калитки обязательно оборачивается и улыбается. А
твоя мама из-за тебя каждое утро расстраивается, нервничает. Разве это хорошо?!
Ничего не ответила Людочка. Но на следующее утро никто
не слышал, как её в садик привели.
- Я теперь никогда не буду плакать, - оказала она
маме. - Ты, мамочка, спокойно работай, не волнуйся. Я тебе помашу из окна, а ты
мне возле калитки улыбнись.
- Как ты замечательно решила! - обрадовалась мама.
- Потому что я тебя очень люблю! - ответила Людочка.
Такой вот герой
В детском саду все готовились к празднику.
Алёша пришёл домой и сказал маме:
- Сшей мне, пожалуйста, костюм героя. Я буду скакать
на коне и кричать “ура”!
А наутро у Алёши зуб разболелся.
- Надо идти к врачу, - сказала мама.
- Ни за что! - испугался Алёша.- Может, он как-нибудь
сам пройдёт.
Но зуб не проходил. Алёша ходил по комнате и ойкал.
Тогда мама взяла его за руку и повела в поликлинику.
Врач посадил мальчика в зубоврачебное кресло, но тут Алёша закричал: “Боюсь!”,
вскочил и убежал на улицу.
Мама выбежала вслед за ним. Он стоял у подъезда и
дрожал.
- Как же ты на праздник пойдёшь? - сердито спросила
мама.
- Как-нибудь пойду, - жалобно морщась, ответил сын. -
Ты только костюм сшить не забудь.
До позднего вечера сидела мама, кроила и шила.
- Готов костюм, - сказала она утром, когда Алёша
проснулся.
- Ой, спасибо, мамочка, давай померяем! - воскликнул
Алёша, стаскивая повязку со щеки.
- Померяй, померяй, - сказала мама и надела на него
шапочку.
Подошёл Алёша к зеркалу и ахнул. На голове были
длинные заячьи уши.
- Мама! - закричал Алёша. - Я же тебя просил костюм
героя, а ты что мне сшила?
- А я сшила тебе костюм зайчишки-трусишки, - ответила
мама. - Какой же ты смелый и отважный герой, если зубного врача боишься?
Моё
Коля залез в песочницу, растопырил, руки и заявил:
- Моё!
- Почему твоё? - робко возразила маленькая Лариса,
отряхивая от песка руки.
- Потому что моё! - грозно сказал Коля и растоптал
домик, построенный из песка Ларисой.
Девочка вылезла из песочницы и пошла к клумбе нюхать
цветы.
Коля слепил кулич, насыпал холмик, прорыл канавку, всё
время поглядывая на Ларису. Она стояла возле клумбы и разглядывала красивый
красный пион.
Кряхтя, выбрался Коля из песочницы и направился к
клумбе. Он отодвинул Ларису плечом, наклонился к пиону и сказал:
- Моё!
Лариса ничего не успела ответить, как из пиона вылетел
огромный коричневый шмель. Он ударил Колю прямо в лоб, сердито зажужжал и,
растопырив мохнатые лапы, собрался впиться ему в щёку.
- Ай-яй-я-ай! - закричал Коля, закрывая лицо руками, и
кинулся к воспитательнице, которая сидела на скамеечке.
- Испугался? - спросила Анна Ивановна, когда Коля
уткнулся ей в колени.
- А чего он? - пожаловался Коля.
- Он прожужжал: “Моё-ё!” - ответила Анна Ивановна. -
Совсем как ты в песочнице.
Встал Коля, подошёл к Ларисе, взял её за руку:
- Идём, я тебе покажу, как крепость лепить.
Потом оглянулся на воспитательницу и крикнул:
- Но я же не жужжал!
Хорошие слова
В детский сад пришёл новый мальчик. Он сразу
подставил ножку медлительному Вадику. Вадик упал и удивлённо спросил:
- Ты чего?
- А ничего! - ответил мальчик. - Просто так!
- Тебя как зовут? - спросил Вадик, поднимаясь.
- Женька. А тебя?
- Вадик, - ответил Вадик.
- У тебя уши как вареники, я тебя вареником дразнить
буду! - заявил вдруг Женька. - Вареник, вареник, садись на веник!
Вадик обиделся и отошёл от Жени. Но тот не угомонился.
Он подбежал к маленькой Светочке и запрыгал вокруг неё:
- У тебя щёки, как яблоки, круглые! Яблоко печёное,
толкачом толчённое! - запел он бессмысленную песенку и показал Светочке язык.
Дети стали уходить от новичка подальше, потому что для
каждого он сочинял обидную дразнилку.
Но однажды Женя так расшалился, что налетел на
лодку-качалку, которая стояла на детской площадке, и расквасил себе нос. Нос
стал красным и толстым, как помидор.
Вадик показал пальцем на Женю и крикнул:
- Посмотрите, посмотрите, у него нос как помидор! Ты
теперь с этих пор настоящий помидор!
Женя прикрыл нос рукой и грустно сказал:
- Не надо меня дразнить. Когда дразнят - плакать
хочется.
И, шмыгая разбитым носом, придумал хорошие слова:
Мы приходим в детский сад,
Женя рад, и Вадик рад!
Будем славно вместе жить,
Не дразниться, а дружить!
Сказка “Как Андрюша
захотел в детский сад”
Мальчик Андрюша был очень хитрый. Он все умел делать
сам, но ленился, и поэтому притворялся маленьким.
-Андрюша, иди умываться! – говорит ему мама.
-Я не умею, я еще маленький! – отвечает сын.
-Вот тебе обед, кушай сам, – просит мама.
-Покорми меня, я еще маленький… – хнычет Андрюшка.
-Одевайся! Пойдем гулять, – зовет мама.
-Нет, ты меня одень. Я маленький, – капризничает
Андрюша.
Однажды утром Андрюша гулял во дворе. Никого из детей
не было, и мальчишке было очень скучно. Вдруг смотрит, идут со своими мамами
Ваня и Настенька.
- Привет! Давайте играть вместе!- закричал
Андрюшка.
-Некогда нам. Мы спешим. Мы идем в детский сад для
взрослых ребят,- ответила Настенька.
-Там так интересно! Мы занимаемся, гуляем, играем! –
похвастался Ваня.
-Я тоже хочу в детский сад! – заявил Андрюша.
-Попроси свою маму, и она тебя запишет, – предложила
мама Вани.
Андрюша подбежал к маме:
- Я тоже хочу в детский сад!
-Тебя туда не примут. Ты ничего не умеешь делать сам,
ты же еще маленький.
Андрюша промолчал и задумался. А на следующий день он
сам умылся, оделся, поел и даже разбросанные игрушки на место убрал.
-Смотри, мама, я уже большой! Теперь я все сам буду
делать.
Улыбнулась мама, похвалила сыночка, а через несколько
дней Андрюшу тоже приняли в садик.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.10.2023
Дата обновления: 03.10.2023
Дата публикации: 03.10.2023