Лексическая тема "Детский сад". Рекомендации по изучению в старшей группе
17.09.2025
Уважаемые родители!
Предлагаю
вам для домашних занятий с ребенком игры, упражнения и задания на лексическом
материале темы «Детский сад» с целью:
- учить согласовывать
имена существительные с глаголами единственного и множественного числа;
- упражнять детей в подборе
имен существительных к именам прилагательным и учить их согласованию в роде,
числе, падеже;
- развивать умение
согласовывать имена числительные с именами существительными;
-
совершенствовать грамматический строй речи, автоматизацию правильного
произношения;
-
способствовать развитию связной речи, речевого слуха, памяти и мышления;
- расширять, активизировать словарь по теме,
развивать грамматически правильную речь;
- закрепить знания, полученные ребенком в детском саду по теме «Детский сад".

Расширение словарного запаса детей
Существительные: группа, спальня, коридор, раздевалка, туалет, кабинет и др.;
Прилагательные: большая, маленькая, светлая, чистая, широкая, узкий, высокий, низкий;
Глаголы: играть, кушать, заниматься, рисовать, лепить, резать, клеить, считать, писать, читать, спать, гулять и т.д
1. Беседа
- поговорите с ребенком о том, для чего он ходит в детский сад;
- обсудите, какие помещения есть в детском
саду: групповая комната, умывальная комната, спальня, раздевалка, кабинет
логопеда, физкультурный и музыкальный залы, объяснить назначение каждой комнаты;
- расспросите ребенка о правилах поведения
в детском саду, уточните, если он о чем-то забыл сказать;
- учите вежливому обращению ко взрослым.

2. Упражнение "Кто и что делает?"
Что делает воспитательница? — учит, объясняет, помогает, показывает, заботится и т.д.;
что делает няня? — ... (моет, убирает, протирает, помогает и т.д.);
что делает повар? — ... (жарит, варит, моет, режет, печет и т.д.);
что делает медицинская сестра? — ... ;
... логопед? — ... и т.д.

3. Игра "Посчитай: один, два, пять" - Одна комната — две комнаты — пять комнат. Продолжите со словами:
одна спальня — ..., ...; один коридор - ..., ...; одна раздевалка — ..., ...; один кабинет
— ..., ...; один зал — ..., ...; одна площадка - ..., ...; одна веранда - ..., ...; одна игра — ..., ...; одна игрушка — ..., ...; один стол – ..., ...; одна книга - ..., ...; один шкаф – ..., ...; один стул - ..., ..; один карандаш – ..., ...
4. Игра "Он - они"
Играет — играют, стоит — ..., спит — ..., кушает — ..., рисует — ...,
лепит — ..., считает — ...
5. Игра "Подбери словечки"
Комната — большая, светлая, чистая, красивая;
спальня — большая, ...;
кабинет — маленький, ... и т.д.
6. Игра "Один - много" - Взрослый предлагает ребёнку закончить фразу, изменив единственное число существительного на множественное.
- Я взяла с полки игрушку – дети взяли с полки… (игрушки).
- Я повесила на крючок полотенце – дети повесили на крючки …(полотенца).
- Я кормлю птичку – дети кормят … (птичек)
- Я рисую карандашом – дети рисуют …(карандашами). И т.д.
7 . Составление рассказа по картинке "Что мы делаем в детском саду" - Лексико-грамматический
строй речи (с помощью
наводящих вопросов).

8. Прочитайте ребенку стихи о детском садике, побеседуйте по
содержанию стихотворений, предложите рассказать о своих ситуациях, похожих на
стихотворные.
Сестренка
Я утром в
детский сад иду,
Аленку за руку веду...
«Вот это настоящий брат!»-
Сказал один прохожий.
Уж если люди говорят,
Так, значит, — мы похожи.
А девочка Аленка
Мне вовсе не сестренка.
Б. Иовлев
Наши
полотенца
Мы картинки
разные
Сами рисовали,
Их над полотенцами
Сами прибивали.
Полотенце Олино
Саша не возьмет:
С птичкой он не спутает
Синий самолет.
Знает свой кораблик
Боря-новичок,
Миша — землянику,
Машенька — волчок.
У Сережи — яблоко,
У Володи — груша,
А картинку с вишнями
Выбрала Катюша.
Бабочка — у Игоря,
Заяц — у Наташи...
Мы совсем не путаем
Полотенца наши.
Н. Найденова

Ольга
Павловна
Кто
расскажет обо всем:
Отчего бывает гром,
Как работают заводы
И какие там станки,
И о том, как садоводы
Разбивают цветники.
И про север, и про юг,
И про все, что есть вокруг.
И про уголь, и про газ,
Про тайгу и про Кавказ,
Про медведя, про лису
И про ягоды в лесу?
Кто научит рисовать,
Строить, шить и вышивать,
Усадив ребят в кружок,
Прочитает им стишок,
Скажет: «Выучите сами,
А потом прочтете маме»?
Кто сейчас же разберется,
Почему Олег дерется,
Почему у Гали с Ниной
Он матрешку отнимал,
Почему слона из глины
Миша сразу поломал?
Это воспитательница,
Это Ольга Павловна.
Любит Ольга Павловна
всех своих ребят,
Очень Ольгу Павловну
любит детский сад.
Н. Найденова

Подружки
Мы
поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только Мишку подержала,
Только с Мишкой убежала
И сказала: «Не отдам».
Я пойду и помирюсь.
Дам ей Мишку, извинюсь,
Дам ей куклу, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
А. Кузнецова
В нашем детском саду
В нашем детском саду — маленькие столики.
В нашем детском саду — голуби и кролики.
В нашем детском саду — песенки и сказки.
В нашем детском саду — кубики и краски.
Мы сидим за столом
И рисуем елочку,
Рядом с елочкой — дом,
Рядом с домом — телочку.
Вот летает птица,
Вот бежит лисица,
У лисицы — рыжий мех.
Чей рисунок лучше всех?
О. Высотская
Новая девочка
Девочка новая
В детском саду.
К девочке новой
Сейчас подойду.
Зачем ты в сторонке —
Ведь скучно одной.
Вот наши игрушки,
Вот слон заводной.
Вот видишь —
Его я ключом завела,
Сейчас он пройдет
От стены до стола.
Вот кубики наши,
Мы строим дома.
Ты тоже научишься
Строить сама!
Пойдем, я к ребятам тебя отведу.
Всем девочкам нравится в детском саду.
Н. Найденова


Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.10.2023
Дата обновления: 17.09.2025
Дата публикации: 17.09.2025