Рекомендации для родителей по лексической теме «Осень. Периоды осени. Признаки осени»
19.09.2023
«Осень. Периоды осени. Признаки осени.
Цель: Расширение представлений детей об осени (изменения в природе, одежде людей, праздниках). Формирование обобщенных представлений о приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы. Формирование умений всматриваться, любоваться, радоваться красоте осенней природы.
Дети должны знать:
· какое время года наступило, называть осенние месяцы по порядку;
· приметы осени:
- стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди;
- листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают, начался листопад;
- исчезли насекомые;
- собираются в стаи и улетают на юг птицы;
- дни стали короче, а ночи длиннее;
- с полей и из огородов убирают урожай;
- люди стали теплее одеваться.
Вместе с вами учим детей:
Лексика
Словарь ребёнка должен включать:
Существительные: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, листопад, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, запасы, слякоть, погода, увядание и т.д.
Прилагательные: ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, туманный, богатый, длинная, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, печальная, дивная, прекрасная и т.д.
Глаголы: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмуриться, убирают, срывают, готовятся, сохнуть, моросит….
Грамматический строй речи
1. Игровое упражнение «Назови, какая погода?» (образование качественных прилагательных)
Какая погода бывает осенью, если идёт дождь? – дождливая;
Если дует ветер – ветреная; если ясно – ясная.
Если на улице холодно, какая погода – холодная; если пасмурно – пасмурная;
Если сыро – сырая; если хмуро – хмурая; если солнечно – солнечная;
2. Упражнение «Один-много» (образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных)
лужа — лужи. Лист — листья
дерево — деревья. Ветка — ветки
туча — тучи. Птица — птицы
цветок — цветы. Дождь — дожди
Луковица — луковицы. Огурец — огурцы
Морковка — морковки. Свёкла — свёклы
Кабачок — кабачки. Кочан — кочаны
Горошина — горошины. Стручок —стручки
Яблоко – яблоки. Груша – груши
Связная речь
Предложите ребёнку составить связный рассказ «Осень» по первым словам в предложении, пересказать его: Прошло лето и наступила….. Дни стали….. Подул…. Стало… Люди одеваются….. На деревьях….. На землю…. Моросит…. Увядает…. На юг….. Люди собирают… Скоро наступит…
Развитие внимания, памяти, мышления.
Отгадай загадки
1. Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся милый друг,
Что за время года? – (Осень)
2. По городу дождик осенний гуляя, зеркальце дождик всё потерял,
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует – оно задрожит. (Лужа)
3. Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковёр ложатся!
Что за жёлтый снегопад?
Это просто…(листопад)
4. Тучи нагоняет,
Воет, задувает,
По свету рыщет,
Поёт да свищет
(Ветер)
Упал на озёрко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)
6. Поле осенью промокло,
Но зато созрела свёкла.
А в сентябрьских садах
Много яблок на ветвях.
Что к зиме мы собираем?
Как его мы называем? (Урожай)
«Что лишнее?»
Задачи: Учить детей выбирать среди предметов те, которые не могут быть включены в заданные группы, отвечать на вопросы, поясняя свой выбор..
Груша, яблоко, помидор, персик (помидор)
Гранат, апельсин, банан, яблоко (банан)
Капуста, тыква, киви, кабачок (киви)
Абрикос, лимон, банан, персик (лимон)
Помидор, редька, лук, репа (помидор)
Картофель, морковь, яблоко, перец (яблоко)
Салат, редис, капуста, лук (лук)
Груша, чеснок, апельсин, яблоко (чеснок)
Клюква, малина, груша, рябина (груша)
«Что дерево рассказывает о себе».
Задачи: Учить детей составлять описание знакомых деревьев, называя основные части растений, их характерные признаки, учить выделять изменения, происходящие с деревом осенью.
«Разрезные картинки».
Задачи: учить детей зрительно делить изображение предмета на части, составлять предмет из частей, определять не только форму предметов, но и форму отрезанной части картинки, пользоваться образцом, соотносить с ним отдельные части картинки.
Пальчиковая гимнастика:
«Осень»
Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные движения ладонями.
Ветер листики считал: Загибают по одному пальчику на обеих руках.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. Укладывают ладони на коленки
Н.Нищеева
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. («Шагают» по столу средним и указательным
пальчиками.) Н.Нищева
Раскраски по теме:
https://wonder-day.com/raskraski-osen/?ysclid=lnab2ex2dl433242623
Песни про осень:
https://mishka-knizhka.ru/pesenki-pro-osen/?ysclid=lnab3kl8wg45721733
Познавательные мультфильмы:
https://youtu.be/3z0eBEN0-jw?si=nLogovRkxpZPS3s7
https://youtu.be/nDqFpXl7fqI?si=WPPzEJ2VJDjTLs-6
https://youtu.be/INYt_ZJ-rL4?si=jzROoZC3LHEDztNc
https://youtu.be/QBPzrWO6ZrE?si=T19zzHaG1V_88n8N
https://youtu.be/3z0eBEN0-jw?si=5_V9D_vBkrRBwqTW
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.10.2023
Дата обновления: 03.10.2023
Дата публикации: 19.09.2023