02.10.2023
Осень. Деревья осенью.
Уважаемые родители, на этой неделе предлагаю
вам совместно с детьми, понаблюдать за осенней природой. Во время прогулки по
осенней улице, парку, лесу обращайте внимание детей на осенние изменения в
природе: вспомните вместе с детьми о смене времен года, повторите названия
времен года и их очередность. Вспомните и обобщите с детьми все сезонные
изменения, которые происходят в природе осенью.
Листья на деревьях
меняют свой цвет – летом они были зеленые, а теперь стали желтыми, красными,
оранжевыми; скоро листья опадут – начнется листопад. Можно рассмотреть с детьми
место на ветке дерева откуда, только что сорвали листок: там мы увидим еле
заметные почки. Деревья не погибли, они только отбросили отмершие, а потому не
нужные листья. Но весной из почек вновь появятся новые листочки, дерево вновь
оживет, зазеленеет.
Попробуйте
разучить с детьми стихотворение.
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют,
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца…
ВРЕМЕНА
ГОДА ОКТЯБРЬ
Золотистою долиной
Ты уходишь, нем и дик.
Тянет в небе журавлиный
Удаляющийся крик.
Замер, кажется в зените
Грустный голос, долгий звук.
Бесконечно тянет нити
Торжествующий паук.
За нарядные одежды
Осень солнцу отдала
Улетевшие надежды
Вдохновенного тепла.
Начало октября , как правило, начинается с
полным изменением цвета у листвы на деревьях и массовым листопадом.
Резкая смена погоды сопровождается усиленным листопадом. Везде наблюдается
отмирание травянистой растительности. Дни стоят еще на диво погожие, сухие. В
полдень через облачные гряды проглядывает солнышко, разливая короткое
прощальное тепло. Шелестит бронзовая метель листопада. Золотые порывы осени
преображают лес, чтоб холода не застигли его врасплох.
Осень. С грустью и тревогой прошуршит палым листом. Октябрь
среди братьев - месяцев самый нарядный, самый живописный, особенно вначале.
А вот и знаменитый Покров, 14 октября. "На Покров до обеда осень, а после
обеда - зимушка-зима." В народе называют октябрь– грязник,
зазимник.
Холодные ветры неустанно твердят, что на
подступах ненастные, рано потухающие дни. Ведь вскоре наступит время
непрекращающихся дождей.
Покатились деньки один другого короче. Октябрь еще тешет и сухими отменными
деньками, и яркой зеленью трав. По утрам остекляются ледком лужицы, с холодеющего
луга подолгу не сходит тяжелая роса. Очищаются воды прудов и речек. На лугах
еще не померкли ромашки-поповники, приземистые белые звездчатки, а возле речек,
вторично зацвели гравилат и ползучая живучка. После золотой осени,
обнимающей первую половину октября, предстоит слякоть предзимья, дождь и снег.
Уже и до зимы не далеко.
Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Познакомьте детей с
народными приметами.
*Если в лесу много рябины– осень дождливая, если мало–
сухая.
*В октябре гром– зима бесснежная, короткая и мягкая.
*Октябрь– месяц близкой пороши.
*С какого числа в октябре пойдет хорошая погода, с того числа и весна откроется
в апреле.
*Осенний иней– к сухой, солнечной погоде.
*Пока лист с вишни чисто не опал, сколько бы снега ни выпало, оттепель его
сгонит.
*В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.
Отгадайте с детьми загадки.
Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
(октябрь)
Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?
(Октябрь)
Предложите детям дома поиграть с природным
материалом.
Игры:
*перебери природный материал по
величине, качеству
*обведи листья по контуру и раскрась их
*рисование осеннего узора оттиском листьев
*дополни картинку из пластилина
мелкими деталями
*сложи из природного материала
портрет любимого сказочного героя
Совет: родителям необходимо выделить место дома,
где можно удобно и доступно разместить природный материал для работы с ним и
игровой деятельности.
Перед детьми находятся различные пары предметов. Дети
рассматривают их и определяют, чем они похожи и чем отличаются. (Похожи по
размеру, отличаются по весу.) Берут предметы в руки, проверяют разницу в весе.
Далее детям предлагается с закрытыми глазами по звуку упавшего на пол предмета
определить, легкий он или тяжелый. (У тяжелого предмета звук от удара
громче.) Так же они определяют, легкий предмет или тяжелый, по звуку
упавшего в воду предмета. (От тяжелого предмета всплеск сильнее.) Затем бросают
предметы в таз с песком и определяют нес предмета по оставшемуся после падения
углублению в песке. (От тяжелого предмета углубление в песке больше.)
Читаем детям.
*Н. Абрамова «Осенняя сказка»
*А. Лукьянова «Сказка про начало зимы»
*Л Соколова «Сказка про то, как лисичка про осень узнала»
*И. Соколов– Микитов «Рассказы о животных»
*А. Плещеев «Осенняя песенка»
*В. Берестов «Уроки листопада»
*А. Пушкин «Осень»
*И. Бунин “Листопад»
Посмотрите с детьми интересные и познавательные мультфильмы.
Попробуйте вместе сделать что -нибудь интересное из осенних листьев.
Приятного времяпровождения с детками!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 01.10.2023
Дата обновления: 01.10.2023
Дата публикации: 02.10.2023