13.09.2023
Логопедическое обследование
Всестороннее обследование детей с нарушениями
речи — первый и основополагающий этап логокоррекционной работы.
Логопедическое обследование проводится в первые две недели сентября. Оно должно быть комплексным, системным, основываться на фактических данных. Это позволит вскрыть причины речевых нарушений, определить механизм и структуру дефекта, выявить компенсаторные возможности ребенка и наметить эффективные пути коррекции. Все данные обследования записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования. В нее вносятся изменения, дополнения, уточнения, обнаруженные в процессе обучения и воспитания ребенка в логопедической группе. В карте фиксируются ошибочные ответы детей, приводятся образцы детских высказываний с фонетическими, лексическими и грамматическими ошибками. Речевая карта заканчивается логопедическим заключением, которое вытекает из результатов обследования и определяется структурой речевого дефекта.
В настоящее время используются
различные виды карт логопедического обследования, которые отражают специфику
нарушения (ФФН, ОНР, заикание, дизартрия, ринолалия и др.) и позволяют
оптимизировать процесс обследования, проводя дифференциальную диагностику
речевых расстройств.
Примерная карта обследования
ребенка с ОНР
I. Анкетные данные
Фамилия,Имя________________________________________ Дата рождения_______________________________________
Домашний адрес________________________________________
Дата поступления в группу_______________________________
Откуда поступил ______________________________________
Жалобыродителей_____________________________________
II. Анамнез
От какой беременности
ребенок__________________________
Как протекала беременность (нормально, токсикоз, хронические, инфекционные заболевания)_____________________
Роды (в срок, нормальные, досрочные, стремительные, обезвоженные, кесарево сечение, использование каких-либо родовспоможений)_________________________________________
Когда закричал _________________________________________
Асфиксия______________________________________________
Резус-конфликт_________________________________________
Вскармливание:когда принесли кормить___________________
грудное или искусственное_______________________________
Выписали из роддома на___ день, если задержали, то почему ________
III. Раннее физическое и
психическое развитие
Начал держать голову____(N к
2 мес), сидеть _______ (N к 6 мес), стоять с помощью опоры______(N к 8—9 мес),
ходить_____ (N к 1 году).
Гуление _______ (N в 2—3
мес), лепет _______ (N в 5—6 мес), первые слова_____(N к 1 году), первые фразы _____(N
к 1,5—2 годам), фразовая речь_______ (N к 3 годам)
Перенесенные заболевания:
до 1 года________________________________
после 1 года __________________________________________
Ушибы, травмы головы_________________________________
Прерывалось ли речевое
развитие _______________________
IV. Речевая и социальная
среда
Контакты с лицами, имеющими
речевые нарушения ___________________________
Наличие в семье двуязычия
(билингвизм); язык, преобладающий в общении______________
С кем проживает ребенок (с
родителями, опекунами, бабушкой...) _____________________
Занимался ли ребенок с
логопедом, с какого возраста ____________________
V. Объективные данные о состоянии
здоровья
Неврологический статус
(невропатолог) ___________________
Состояние слуха
(оториноларинголог) ______________________
Состояние зрения (окулист) _______________
Состояние интеллекта
(психоневролог)____________________________________________
Общее состояние здоровья
(педиатр)______________________________________________
VI. Разговорно-описательная
беседа
(цель: выявить общий кругозор
ребенка, уровень сформированности связного высказывания)
Как тебя зовут?_______________________________________
Сколько тебе лет?____________________________________
Где ты живешь? ______________________________________
С кем ты живешь?__________________________________
Как зовут маму, папу? ___________________________________
Есть ли у тебя брат (сестра)?
_____________________________
Кто работает в твоей семье?
А кто учится? ________________
С кем ты дружишь в детском
саду?_______________________
Помогаешь ли ты взрослым
дома?________________________
Что ты умеешь делать?_________________________________
Какая у тебя любимая сказка?
О чем она? __________________
Другие сведения об окружающем
мире____________________
Вывод:_________________________________________________
VII. Моторная сфера
1. Состояние общей моторики____________________________
Постоять на одной ноге (попеременно)____________________
Попрыгать на двух ногах______________________________
Попрыгать на одной ноге
(попеременно)___________________
Постоять на цыпочках__________________________
Присесть, руки в стороны________________________________
2. Состояние мелкой
моторики__________________________
Пальчиковые упражнения:
«Коза»___________«Зайчик» _____________ «Колечко»________ (правая, левая рука,
синхронно)
«Кулак - ребро»_____________________________________________
«Кулак — ребро — ладонь»_________________________
«Пальчики здороваются»
(соединить пальцы рук)_____________
Нанизывание колечек, бусинок на тесьму _______________
Собрать мозаику (спички и др.) ________________________
Ведущая рука (правая, левая,
амбидекстр)_________________
3. Мимика___________________________________________________
Нахмурить брови _____________________________
Наморщить лоб_________________
Прищурить глаз___________________________
Изобразить радость (печаль)
_____________________________
Надуть щеку (щеки)_________________________________
4. Навыки самообслуживания (умеет
ли самостоятельно застегивать, расстегивать пуговицы, завязывать, развязывать
шнурки и т.д.)____________________________________
Вывод: __________________________________________
VIII. Психические процессы
1. Внимание ________________________________
(достаточно устойчивое,
поверхностное, недостаточно устойчивое, быстро истощается, требует переключения
на другой вид деятельности)
2. Память_________________________________________
запоминание предметов (слов)
________________
добавление предмета в
линейный ряд ________________
уменьшение предметов в
линейном ряду_______________
заучивание слов при 1-, 2-,
3-, 4-кратном повторении _________
3. Зрительное восприятие________________________________
узнавание предметов в
неполном изображении______
узнавание предметов в
условиях наложения _______________________________
силуэтное изображение ________________________
восприятие цвета, оттенков____________________________
восприятие формы ____________________________________
4. Пространственные
представления_____________________
(справа_______ , слева_____
, впереди____ , сзади_____ , выше____, ниже _____, дальше _____, ближе______, в
центре__________ )
5. Временные представления_____________________________
части суток________________________________________
времена года ______________
дни недели_______________________________________________
6. Мышление _________________________________
обобщение словом________________________________
исключение «4-го лишнего»___________________
складывание разрезных
картинок__________________________
восстановление сюжета (серия
картинок)___________________
понимание переносных значений
слов («золотые волосы», «золотые руки») ______________
7. Математические
представления______________________
прямой счет_____________________________________
обратный счет___________________________________________
простейшие арифметические
действия_______________
8. Работоспособность (снижена,
достаточна)____________
Вывод: ___________________________
IX. Строение органов
артикуляционного аппарата
Губы______________ (толстые,
тонкие, короткие, имеются шрамы, норма)
Зубы________
(редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками,
отсутствуют резцы, норма)
Челюсти__________________ (норма,
прогения, прогнатия)
Прикус_________ (норма,
открытый боковой, открытый передний, перекрестный, ассиметрия прикуса)
Твердое
нёбо____________________ (норма, высокое, узкое, готическое, плоское,
укороченное, расщелина, субмукозная щель)
Мягкое
небо__________________________ (норма, укороченное, отсутствует маленький
язычок)
Язык____________________________________
(обычный, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий,
узкий)
Подъязычная связка _______ (обычная,
короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области)
Кончик языка _______________
(норма, истонченный, широкий, толстый, раздвоенный)
Позиция языка в полости рта ______
(правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит па дне полости рта, при фонации
в межзубном положении)
Вывод:________________________
X. Подвижность органов
артикуляционного аппарата
Губы_________________________
(достаточно подвильные, малоподвижные, не удерживает «улыбку», «трубочку»;
тонус — понижен, повышен, смешанный, норма)
Язык ____________ (подвижность
достаточная, с трудом удерживает позу, недостаточный объем движений, движения
неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на другую, идет поиск
артикуляционной позы, девиация — отклонение языка в сторону, не удерживает язык
«лопаткой», тремор — подергивание, изменение цвета; тонус — понижен, повышен,
смешанный, норма)
Саливация___________ (норма,
повышенная)
Состояние дыхательной и
голосовой функций тип физиологического и речевого дыхания (верхнеключичное,
грудное, диафрагмальное, смешанное)_________ характер голоса (обычный, глухой,
слабый, истощаемый, тихий, хриплый, приглушенный)
Выразительность речи______________
(разборчивая, выразительная, неразборчивая, смазанная, с незначительной
назализацией, назализованная, разборчивость снижена, монотонная, нечеткая)
Вывод:________________________________________________________________________
XI. Фонематический слух и
фонематическое восприятие
1. Повторение слоговых рядов
(рот у логопеда закрыт экраном):
да-та-та ___
ка-га-га ___
ба-па-ба ___
ко-го-го ___
то-то-до ___
бу-бу-пу_____
вы-ви-вы ____ ма-мя-мя _____
2. Различение слов со
сходным звуковым составом:
кот — ток___ тень — день ____
том — дом ___ коза — коса ___
суп — зуб ____
рак — лак ____
бочка — почка_____
мышка — мишка ___
корка — горка_____
3. Определение звука в ряду
других звуков___ (хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук)
4. Отбор картинок, в
названии которых слышится заданный звук_______________________
5. Выделение, ударного
гласного в начале слова ____________________________________
6. Выделение первого и
последнего звука в словах (с 6 лет) кот _____
, дом _____, утка __
7. Придумывание слов с
заданным звуком _
Вывод: ______________________________________________________________________
XII. Звукопроизношение
Звуки |
Воспроизведение звука |
|
изолированно |
в речи |
|
Свистящие, [ц] |
|
|
Шипящие, [ч] |
|
|
Звуки [л], [л'] |
|
|
Звуки [p], [р'] |
|
|
Другие звуки |
|
|
Дифференциация звуков |
|
|
Вывод_____________________________________________________________________________
XIII. Слоговая структура
слова
п/п |
Самостоятельное называние
(по картинкам) |
Повторение за логопедом |
|
1 |
Двусложные из двух
открытых слогов (ноты, муха, дети, вата) |
|
|
2 |
Трехсложные из открытых
слогов (малина, голова, молоко, бананы) |
|
|
3 |
Односложные (кот, дом,
мак, дым) |
|
|
4 5 6 |
Двусложные: с одним закрытым слогом
(петух, хобот, диван, веник); со стечением согласных в
середине слова (ветка, кофта, сумка, туфли); с закрытым слогом и
стечением согласных (альбом, тюльпан, индюк, фонтан). |
|
|
7 8 9 10 |
Трехсложные: с закрытым слогом
(бегемот, телефон, попугай, молоток); со стечением согласных
(улитка, ботинки, калитка, девочка); закрытым слогом и
стечением согласных (будильник, кофейник, Айболит, охотник); с двумя стечениями
согласных (клубника, ласточка, футболист, хоккеист) |
|
|
11 |
Односложные со стечением
согласных (винт, гном, бант, танк) |
|
|
12 |
Двусложные с двумя
стечениями согласных (клубки, клюква, клумба, гнездо) |
|
|
13 |
Четырехсложные из открытых
слогов (паутина, гусеница, пианино, чемоданы) |
|
|
14 |
Со сложной слоговой
структурой (сковорода, милиционер, остановка, аквариум, велосипед, космонавт,
градусник) |
|
|
Повторение предложений:
Милиционер стоит у светофора ___________
Экскурсовод проводит
экскурсию по городу_______________
Троллейбус остановился на
перекрестке___________________
Жираф живет в зоопарке____________
Вывод:_________________________________________________
(слоговая структура слов
нарушена незначительно; имеют место грубые нарушения слоговой структуры слов:
парафазии — замена звуков и слогов, элизии — пропуски звуков и слогов, итерации
и т.д.)
XIV. Лексическая сторона
речи
1. Понимание обращенной
речи__________________________
(ограниченно, на бытовом
уровне, выполнение сложных речевых инструкций, понимание обращенной речи)
2. Понимание слов,
обозначающих предметы, действия, признаки, явления:
ваза _______ венок _______
пылесос _________ корни ______ аквариум ________ тротуар ______ винегрет _______________
клумба ___________ сердитый __________ острый _________ томатный ____________
зазеленело__________ гремит ______________
3. Знание названий предмета
и его частей:
стул (ножки, сиденье,
спинка)_____________________________________________________
чайник (крышка, ручка,
носик, донышко)___________________________________________
машина (кабина, кузов,
колеса...)__________________________________________________
4. Употребление обобщающих
слов:
с 5 лет:
овощи ___________ мебель ________________ домашние
животные __________________
фрукты ___________ посуда____________________ дикие
животные____________________
одежда ______________ цветы ___________________ грибы_____________________
обувь _________________ деревья_____________ рыбы_____
с 6 лет:
транспорт_______________________
профессии______________________
ягоды ____________________ насекомые _______________
бытовые приборы _____________________
продукты питания _____________________
5. Знание названий животных,
птиц и их детенышей:
кошка _______________лиса _______________
курица _________________ корова _______
заяц ______ гусыня _______ собака _________ медведь
__________
утка ___________ коза ______________.......
волк ________ овца .......______
лошадь _________________ свинья
__________________ белка_____________________
6. Кто где живет?
медведь____________________лиса
______________ белка________________птица ___________ волк _______________ собака
________________
7. Кто как кричит?
Корова________лягушка________утка _______собака___________воробей _______ гусь _________лошадь _____
кошка _______ мышь___
8. Кто как передвигается?
змея________комар _______
заяц __________ бабочка ______ гусеница _______
уж ___________ рыба __________
лягушка _____ птица_______
9. Подбор прилагательных к
имени существительному (2— 3 слова ):
солнце (какое?)________________________________________
апельсин (какой?)_______________________________________
лиса (какая?)_______________________________________
облака (какие?) _____________________________________
10. Подбор антонимов к существительным,
прилагательным, глаголам:
с 5 лет: с 6 лет:
веселый _________друг ____________говорить________
широкий _________шум_____________ссориться ___
большой_____________больной_____________радоваться
___
злой ____________свет ____________спать_________________
сладкий _____________ _сухой _________________ хвалить
___________
Вывод: _____________________________________________
XV. Грамматический строй
речи
1. Обследование понимания
грамматических категорий (числа, рода)
На какой картинке матрешка?_____________________
На какой матрешки?_________________________________
Где мяч?__________________А
где мячи?______________
Где гнездо?____________________Где
гнезда?___________
Где бежит?_____________________
Где бегут?_____________
Где играет в мяч?__________________.
Где играют в мяч?
На какой картинке
деревянная?_______________________
На какой деревянные?___________________________________
Где красный?______________________________________
Где красные?____________________________
Где Женя собирал грибы?______________________________
Где Женя собирала грибы?________________________________
Где Женя читал книгу?_____________________________
Где Женя читала книгу?________________________________
Где красный?___________________
Где красное?_________________________________________
Где красная?__________________________________________
2. Обследование понимания
предложных конструкций с пространственным значением. Покажи картинку:
карандаши в пенале________________
карандаши на пенале____________________
карандаши за пеналом _______________________ карандаши перед
пеналом_________________
3. Преобразование имени
существительного единственного числа во множественное число:
дом________глаз______утенок______карандаш____ухо______ стакан____перо ____рукав
окно _______________ паук_________стол ___ рот _
дерево_____________
петух __________ стул_______мост
4. Употребление имен
существительных в родительном падеже, множественного числа:
Чего много в лесу? _______________________________
Кого много в лесу? ____________________________________
Чего много в детском саду?
Кого много в зоопарке? __________________________________
5. Образование имени
существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов:
нос __________ стул __________ вишня _________ рука ______ птица _________утка _
плечо ________ ведро _______ сумка _______ голова _____ стол ___________воробей____
глаз __________ диван _________
мост _______ цветок _________ведро _________шар
___
6. Согласование имен
числительных с именами существительными в роде и числе:
1 мяч 1 елка 1
яблоко
2 __________________ 2 _________________ 2
3 ___________________3 __________________
3
4___________________ 4
___________________ 4 _____
5 ___________________5 _____________________5
потребление в речи предлогов:
простых______
сложных
8. Образование притяжательных прилагательных: с 5 лет:
чей фартук? (мама, бабушка) ________________________
чей дом? (Таня, кошка)__________________________________
с 6 лет:
чьи следы? (лиса, заяц)_________________________________
чья голова? (медведь,
волк)______________________________
9. Образование относительных
прилагательных:
каша из риса (гречки,
пшена)__________________________
компот из вишни (яблок,
слив)___________________________
салат из моркови (капусты, свеклы) _______________________
дом из кирпича (камня,
дерева) ____________________________
платье из шерсти (шелка,
сатина) одеяло из пуха (шерсти, ваты) _________________
10. Образование глаголов при
помощи приставок:
ехал___________________________________________________
летел__________________________________________________
лил____________________________________________________
Вывод:
XVI. Фразовая речь
Составление предложений по
опорным словам: со словами: девочка, альбом, рисунок, дополнив его
соответствующими добавочными словами________________________________
по отдельным словам,
расположенным в неправильной последовательности:
на, Саша, лыжах, катается________________________________
клетки, чиж, из,
вылетел__________________________________
по картинкам___________________________________________
Вывод:________________________________________________
(фразовая речь не нарушена;
нарушения фразовой речи: структурный аграмматизм (пропуск знаменательных слов,
нарушения линейной последовательности слов в предложении), морфемный
аграмматизм — нарушения сочетаемости слов: согласования, управления)
XVII. Связная речь(образцы детских рассказов обязательно записываются)
1. Составление рассказа по
картине______________________
2. Составление рассказа по
серии картин_________________
3. Пересказ__________________________________________
Вывод: ______________________________________________
(рассказы лаконичные; фраза
развернутая; отмечаются нарушения порядка слов в предложении, аграмматизмы;
предложения нераспространенные; трудности в логическом построении связного
высказывания; низкий уровень сформированности связной речи)
Логопедическое заключение________________________________________
Дата_____Логопед _______________________________
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.09.2023
Дата обновления: 11.09.2023
Дата публикации: 13.09.2023