Логопедическое обследование в подготовительной группе №8

13.09.2023

Логопедическое обследование


Всестороннее обследование детей с нарушениями речи — первый и основополагающий этап логокоррекционной работы.  

Логопедическое обследование проводится в первые две недели сентября. Оно должно быть комплексным, системным, основываться на фактических данных. Это позволит вскрыть причины речевых нарушений, определить механизм и структуру дефекта, выявить компенсаторные возможности ребенка и наметить эффективные пути коррекции. Все данные обследования записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования. В нее вносятся изменения, дополнения, уточнения, обнаруженные в процессе обучения и воспитания ребенка в логопедической группе. В карте фиксируются ошибочные ответы детей, приводятся образцы детских высказываний с фонетическими, лексическими и грамматическими ошибками. Речевая карта заканчивается логопедическим заключением, которое вытекает из результатов обследования и определяется структурой речевого дефекта.

В настоящее время используются различные виды карт логопедического обследования, которые отражают специфику нарушения (ФФН, ОНР, заикание, дизартрия, ринолалия и др.) и позволяют оптимизировать процесс обследования, проводя дифференциальную диагностику речевых расстройств.

Примерная карта обследования ребенка с ОНР

I. Анкетные данные

Фамилия,Имя________________________________________            Дата рождения_______________________________________

Домашний адрес________________________________________

Дата поступления в группу_______________________________

Откуда поступил ______________________________________

Жалобыродителей_____________________________________

II. Анамнез

От какой беременности ребенок__________________________

Как протекала беременность (нормально, токсикоз, хронические, инфекционные заболевания)_____________________

Роды (в срок, нормальные, досрочные, стремительные, обезвоженные, кесарево сечение, использование каких-либо родовспоможений)_________________________________________

Когда закричал _________________________________________

Асфиксия______________________________________________

Резус-конфликт_________________________________________

Вскармливание:когда принесли кормить___________________

грудное или искусственное_______________________________

Выписали из роддома на___ день, если задержали, то почему      ________

III. Раннее физическое и психическое развитие

Начал держать голову____(N к 2 мес), сидеть _______ (N к 6 мес), стоять с помощью опоры______(N к 8—9 мес), ходить_____ (N к 1 году).

Гуление _______ (N в 2—3 мес), лепет _______ (N в 5—6 мес), первые слова_____(N к 1 году), первые фразы _____(N к 1,5—2 годам), фразовая речь_______ (N к 3 годам)

Перенесенные заболевания:

до 1 года________________________________

после 1 года __________________________________________

Ушибы, травмы головы_________________________________

Прерывалось ли речевое развитие _______________________

IV. Речевая и социальная среда

Контакты с лицами, имеющими речевые нарушения ___________________________

Наличие в семье двуязычия (билингвизм); язык, преобладающий в общении______________

С кем проживает ребенок (с родителями, опекунами, бабушкой...) _____________________

Занимался ли ребенок с логопедом, с какого возраста ____________________

V. Объективные данные о состоянии здоровья

Неврологический статус (невропатолог) ___________________

Состояние слуха (оториноларинголог) ______________________

Состояние зрения (окулист) _______________

Состояние интеллекта (психоневролог)____________________________________________

Общее состояние здоровья (педиатр)______________________________________________

VI. Разговорно-описательная беседа

(цель: выявить общий кругозор ребенка, уровень сформированности связного высказывания)

Как тебя зовут?_______________________________________

Сколько тебе лет?____________________________________

Где ты живешь? ______________________________________

С кем ты живешь?__________________________________

Как зовут маму, папу? ___________________________________

Есть ли у тебя брат (сестра)? _____________________________

Кто работает в твоей семье? А кто учится? ________________

С кем ты дружишь в детском саду?_______________________

Помогаешь ли ты взрослым дома?________________________

Что ты умеешь делать?_________________________________

Какая у тебя любимая сказка? О чем она? __________________

Другие сведения об окружающем мире____________________

Вывод:_________________________________________________

VII. Моторная сфера

1. Состояние общей моторики____________________________

Постоять на одной ноге (попеременно)____________________

Попрыгать на двух ногах______________________________

Попрыгать на одной ноге (попеременно)___________________

Постоять на цыпочках__________________________

Присесть, руки в стороны________________________________

2. Состояние мелкой моторики__________________________

Пальчиковые упражнения: «Коза»___________«Зайчик» _____________ «Колечко»________ (правая, левая рука, синхронно)

«Кулак - ребро»_____________________________________________

«Кулак — ребро — ладонь»_________________________

«Пальчики здороваются» (соединить пальцы рук)_____________

Нанизывание колечек, бусинок на тесьму _______________

Собрать мозаику (спички и др.) ________________________

Ведущая рука (правая, левая, амбидекстр)_________________

3. Мимика___________________________________________________

Нахмурить брови _____________________________

Наморщить лоб_________________

Прищурить глаз___________________________

Изобразить радость (печаль) _____________________________

Надуть щеку (щеки)_________________________________

4. Навыки самообслуживания (умеет ли самостоятельно застегивать, расстегивать пуговицы, завязывать, развязывать шнурки и т.д.)____________________________________

Вывод: __________________________________________

VIII. Психические процессы

1. Внимание ________________________________

(достаточно устойчивое, поверхностное, недостаточно устойчивое, быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности)

2. Память_________________________________________

запоминание предметов (слов) ________________

добавление предмета в линейный ряд ________________

уменьшение предметов в линейном ряду_______________

заучивание слов при 1-, 2-, 3-, 4-кратном повторении _________

3. Зрительное восприятие________________________________

узнавание предметов в неполном изображении______

узнавание предметов в условиях наложения _______________________________

силуэтное изображение ________________________

восприятие цвета, оттенков____________________________

восприятие формы ____________________________________

4. Пространственные представления_____________________

(справа_______ , слева_____ , впереди____ , сзади_____ , выше____, ниже _____, дальше _____, ближе______, в центре__________ )

5. Временные представления_____________________________

части суток________________________________________

времена года ______________

дни недели_______________________________________________

6. Мышление _________________________________

обобщение словом________________________________

исключение «4-го лишнего»___________________

складывание разрезных картинок__________________________

восстановление сюжета (серия картинок)___________________

понимание переносных значений слов («золотые волосы», «золотые руки») ______________

7. Математические представления______________________

прямой счет_____________________________________

обратный счет___________________________________________

простейшие арифметические действия_______________

8. Работоспособность (снижена, достаточна)____________

Вывод: ___________________________

IX. Строение органов артикуляционного аппарата

Губы______________ (толстые, тонкие, короткие, имеются шрамы, норма)

Зубы________ (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, отсутствуют резцы, норма)

Челюсти__________________ (норма, прогения, прогнатия)

Прикус_________ (норма, открытый боковой, открытый передний, перекрестный, ассиметрия прикуса)

Твердое нёбо____________________ (норма, высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)

Мягкое небо__________________________ (норма, укороченное, отсутствует маленький язычок)

Язык____________________________________ (обычный, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий, узкий)

Подъязычная связка _______ (обычная, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области)

Кончик языка _______________ (норма, истонченный, широкий, толстый, раздвоенный)

Позиция языка в полости рта ______ (правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит па дне полости рта, при фонации в межзубном положении)

Вывод:________________________

X. Подвижность органов артикуляционного аппарата

Губы_________________________ (достаточно подвильные, малоподвижные, не удерживает «улыбку», «трубочку»; тонус — понижен, повышен, смешанный, норма)

Язык ____________ (подвижность достаточная, с трудом удерживает позу, недостаточный объем движений, движения неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на другую, идет поиск артикуляционной позы, девиация — отклонение языка в сторону, не удерживает язык «лопаткой», тремор — подергивание, изменение цвета; тонус — понижен, повышен, смешанный, норма)

Саливация___________ (норма, повышенная)

Состояние дыхательной и голосовой функций тип физиологического и речевого дыхания (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное)_________ характер голоса (обычный, глухой, слабый, истощаемый, тихий, хриплый, приглушенный)

Выразительность речи______________ (разборчивая, выразительная, неразборчивая, смазанная, с незначительной назализацией, назализованная, разборчивость снижена, монотонная, нечеткая)

Вывод:________________________________________________________________________

XI. Фонематический слух и фонематическое восприятие

1. Повторение слоговых рядов (рот у логопеда закрыт экраном):

да-та-та   ___   ка-га-га   ___

ба-па-ба   ___   ко-го-го   ___

то-то-до   ___   бу-бу-пу_____

вы-ви-вы ____ ма-мя-мя _____

2. Различение слов со сходным звуковым составом:

кот — ток___ тень — день ____

том — дом ___  коза — коса ___

суп — зуб  ____  рак — лак   ____

бочка — почка_____

мышка — мишка  ___

корка — горка_____

3. Определение звука в ряду других звуков___ (хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук)

4. Отбор картинок, в названии которых слышится заданный звук_______________________

5. Выделение, ударного гласного в начале слова ____________________________________

6. Выделение первого и последнего звука в словах (с 6 лет) кот _____   , дом _____, утка __

7. Придумывание слов с заданным звуком _

Вывод:     ______________________________________________________________________

XII. Звукопроизношение

Звуки

Воспроизведение звука

изолированно

в речи

Свистящие, [ц]

   

Шипящие, [ч]

   

Звуки [л], [л']

   

Звуки [p], [р']

   

Другие звуки

   

Дифференциация звуков

   

Вывод_____________________________________________________________________________

XIII. Слоговая структура слова

п/п

Класс словХочу такой сайт

Самостоятельное называние (по картинкам)

Повторение за логопедом

1

Двусложные из двух открытых слогов (ноты, муха, дети, вата)

   

2

Трехсложные из открытых слогов (малина, голова, молоко, бананы)

   

3

Односложные (кот, дом, мак, дым)

   

4

 

5

 

6

Двусложные:

с одним закрытым слогом (петух, хобот, диван, веник);

со стечением согласных в середине слова (ветка, кофта, сумка, туфли);

с закрытым слогом и стечением согласных (альбом, тюльпан, индюк, фонтан).

   

7

   

8

 

9

 

10

Трехсложные:

с закрытым слогом (бегемот, телефон, попугай, молоток);

со стечением согласных (улитка, ботинки, калитка, девочка);

закрытым слогом и стечением согласных (будильник, кофейник, Айболит, охотник);

с двумя стечениями согласных (клубника, ласточка, футболист, хоккеист)

   

11

Односложные со стечением согласных (винт, гном, бант, танк)

   

12

Двусложные с двумя стечениями согласных (клубки, клюква, клумба, гнездо)

   

13

Четырехсложные из открытых слогов (паутина, гусеница, пианино, чемоданы)

   

14

Со сложной слоговой структурой (сковорода, милиционер, остановка, аквариум, велосипед, космонавт, градусник)

   
 

Повторение предложений:

Милиционер стоит у светофора ___________

Экскурсовод проводит экскурсию по городу_______________

Троллейбус остановился на перекрестке___________________

Жираф живет в зоопарке____________

Вывод:_________________________________________________

(слоговая структура слов нарушена незначительно; имеют место грубые нарушения слоговой структуры слов: парафазии — замена звуков и слогов, элизии — пропуски звуков и слогов, итерации и т.д.)

XIV. Лексическая сторона речи

1. Понимание обращенной речи__________________________

(ограниченно, на бытовом уровне, выполнение сложных речевых инструкций, понимание обращенной речи)

2. Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки, явления:

ваза _______ венок _______ пылесос _________ корни ______ аквариум ________ тротуар ______ винегрет _______________ клумба ___________ сердитый __________ острый _________ томатный ____________ зазеленело__________ гремит ______________

3. Знание названий предмета и его частей:

стул (ножки, сиденье, спинка)_____________________________________________________

чайник (крышка, ручка, носик, донышко)___________________________________________

машина (кабина, кузов, колеса...)__________________________________________________

4. Употребление обобщающих слов:

с 5 лет:

овощи   ___________ мебель ________________ домашние животные __________________

фрукты ___________     посуда____________________ дикие животные____________________

одежда  ______________ цветы   ___________________ грибы_____________________

обувь     _________________ деревья_____________ рыбы_____

с 6 лет:

транспорт_______________________ профессии______________________

ягоды       ____________________ насекомые _______________

бытовые приборы _____________________ продукты питания _____________________

5. Знание названий животных, птиц и их детенышей:

кошка _______________лиса _______________ курица _________________ корова _______

заяц    ______ гусыня _______ собака _________ медведь __________

утка    ___________ коза ______________....... волк     ________ овца     .......______

лошадь _________________ свинья __________________ белка_____________________

6. Кто где живет?

медведь____________________лиса ______________ белка________________птица ___________ волк _______________ собака ________________

7. Кто как кричит?

Корова________лягушка________утка _______собака___________воробей _______ гусь _________лошадь _____ кошка _______ мышь___

8. Кто как передвигается?

змея________комар _______ заяц __________ бабочка ______ гусеница _______

уж ___________ рыба __________ лягушка _____ птица_______

9. Подбор прилагательных к имени существительному (2— 3 слова ):

солнце (какое?)________________________________________

апельсин (какой?)_______________________________________

лиса (какая?)_______________________________________

облака (какие?) _____________________________________

10. Подбор антонимов к существительным, прилагательным, глаголам:

с 5 лет: с 6 лет:

веселый    _________друг       ____________говорить________

широкий  _________шум_____________ссориться   ___

большой_____________больной_____________радоваться ___

злой ____________свет ____________спать_________________

сладкий   _____________ _сухой    _________________ хвалить ___________

Вывод: _____________________________________________

XV. Грамматический строй речи

1. Обследование понимания грамматических категорий (числа, рода)

На какой картинке матрешка?_____________________

На какой матрешки?_________________________________

Где мяч?__________________А где мячи?______________

Где гнездо?____________________Где гнезда?___________

Где бежит?_____________________ Где бегут?_____________

Где играет в мяч?__________________. Где играют в мяч?

На какой картинке деревянная?_______________________

На какой деревянные?___________________________________

Где красный?______________________________________

Где красные?____________________________

Где Женя собирал грибы?______________________________

Где Женя собирала грибы?________________________________

Где Женя читал книгу?_____________________________

Где Женя читала книгу?________________________________

Где красный?___________________

Где красное?_________________________________________

Где красная?__________________________________________

2. Обследование понимания предложных конструкций с пространственным значением. Покажи картинку:

карандаши в пенале________________ карандаши на пенале____________________

карандаши за пеналом _______________________ карандаши перед пеналом_________________

 

3. Преобразование имени существительного единственного числа во множественное число:

дом________глаз______утенок______карандаш____ухо______ стакан____перо ____рукав 

окно   _______________ паук_________стол    ___ рот _

дерево_____________ петух   __________ стул_______мост        

4. Употребление имен существительных в родительном падеже, множественного числа:

Чего много в лесу? _______________________________

Кого много в лесу? ____________________________________

Чего много в детском саду? Кого много в зоопарке? __________________________________

5. Образование имени существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов:

нос __________ стул __________  вишня _________    рука ______   птица _________утка _

плечо ________ ведро _______   сумка _______ голова _____ стол ___________воробей____

глаз __________ диван _________ мост  _______ цветок _________ведро _________шар ___

6. Согласование имен числительных с именами существительными в роде и числе:

1 мяч              1 елка                                                1 яблоко

2 __________________  2 _________________          2 

3 ___________________3 __________________        3 

4___________________ 4 ___________________      4 _____

5 ___________________5 _____________________5

потребление в речи предлогов:

простых______

сложных 

8. Образование притяжательных прилагательных: с 5 лет:

чей фартук? (мама, бабушка) ________________________

чей дом? (Таня, кошка)__________________________________

с 6 лет:

чьи следы? (лиса, заяц)_________________________________

чья голова? (медведь, волк)______________________________

9. Образование относительных прилагательных:

каша из риса (гречки, пшена)__________________________

компот из вишни (яблок, слив)___________________________

салат из моркови (капусты, свеклы) _______________________

дом из кирпича (камня, дерева) ____________________________

платье из шерсти (шелка, сатина) одеяло из пуха (шерсти, ваты) _________________

10. Образование глаголов при помощи приставок:

ехал___________________________________________________

летел__________________________________________________

лил____________________________________________________

Вывод:

XVI. Фразовая речь

Составление предложений по опорным словам: со словами: девочка, альбом, рисунок, дополнив его соответствующими добавочными словами________________________________

по отдельным словам, расположенным в неправильной последовательности:

на, Саша, лыжах, катается________________________________

клетки, чиж, из, вылетел__________________________________

по картинкам___________________________________________

Вывод:________________________________________________

(фразовая речь не нарушена; нарушения фразовой речи: структурный аграмматизм (пропуск знаменательных слов, нарушения линейной последовательности слов в предложении), морфемный аграмматизм — нарушения сочетаемости слов: согласования, управления)

XVII. Связная речь(образцы детских рассказов обязательно записываются)

1. Составление рассказа по картине______________________

2. Составление рассказа по серии картин_________________

3. Пересказ__________________________________________

Вывод: ______________________________________________

(рассказы лаконичные; фраза развернутая; отмечаются нарушения порядка слов в предложении, аграмматизмы; предложения нераспространенные; трудности в логическом построении связного высказывания; низкий уровень сформированности связной речи)

Логопедическое заключение________________________________________

Дата_____Логопед _______________________________

  

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 10.09.2023

Дата обновления: 11.09.2023

Дата публикации: 13.09.2023

Наверх



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».