09.08.2023
Развиваем
речь ребенка летом
Обобщить и систематизировать знания детей о
времени года — лето, называть характерные признаки; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными
суффиксами; упражнять в подборе слов
действий, признаков; работать над предложениями; составлять творческие
рассказы; развивать словарь.
—Назовите самое теплое время года.
—Назовите
летние месяцы.
—Назовите первый
месяц лета, последний.
—Назовите самый
жаркий летний месяц.
• «Какое слово длиннее?»:
жук — комар; муравей — муравейник;
дуб —роза; колокольчик — береза.
· Чистоговорки
АТЬ – АТЬ – АТЬ - летом буду я гулять
АТЬ – АТЬ – АТЬ - будем загорать
РА – РА – РА - на улице жара
РА – РА – РА – гуляет детвора
ДЫ – ДЫ – ДЫ - хочется воды
КЕ – КЕ – КЕ - загораем на песке
ОК – ОК – ОК - мы польем песок
ТА – ТА – ТА - летом красота
ТЫ – ТЫ – ТЫ - распускаются цветы
АВЫ – АВЫ – АВЫ - летние забавы
АТЬ – АТЬ – АТЬ - летом будем отдыхать
АЧУ – АЧУ – АЧУ - едем мы на дачу
ДИ – ДИ – ДИ - летние дожди
ОК – ОК – ОК - в песочнице песок
АЮ – АЮ – АЮ – в песочнице играю
АТЕ – АТЕ – АТЕ – еду на самокате
НЯЛКИ – НЯЛКИ – НЯЛКИ –
играем в догонялки
Дети
должны усвоить: когда
наступает лето, его признаки; летние забавы детей.
·
Какое
новое слово можно составить из двух? Объясните значение этих слов.
сено косит —
сенокосилка
сено сушит — сеносушилка
сено косят — сенокос
зерно сушит — зерносушилка
гром отводит — громоотвод
разные цветы — разноцветный
· Повтори
чистоговорки
Ок-ок-ок, ок-ок-ок, прыгнул зайчик в кузовок.
Бы-бы-бы, бы-бы-бы, убежали все грибы.
Су-су-су,
су-су-су, зебру видели в лесу
Са-са-са, ночью выпала роса.
Ру-ру-ру, съешь мороженое в жару!
Дю-дю-дю, радуемся мы дождю.
Дм-дём-дём, мы намокли
под дождем.
Лете-лете-лете, будем вспоминать о лете.
· Игра «Хлопаем — топаем». Развитие
мышления и слухового внимания.
Летом
птицы улетают на юг. Летом жарко.
Летом в
лесу много ягод. Летом звенит капель.
Летом
после дождя на небе можно увидеть радугу.
Летом
животные готовятся к зиме.
Январь —
первый летний месяц.
Летом у школьников каникулы.
Названия
летних месяцев; наблюдения за изменениями природы летом; поведение животных и
их детенышей; обилие насекомых; дары леса, поля, огорода и сада; летние забавы
детей и взрослых.
- Солнце — ласковое, теплое, жаркое, желтое, круглое, большое и т.д.
- лето: жаркое, теплое, знойное, холодное, дождливое, сырое, замечательное, красное, зеленое, веселое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное .
- погода (какая?) (жаркая, знойная, теплая, прохладная, безветренная, ясная, тихая)
-облака (какие?) (кучевые, перистые, дождевые, грозовые, слоистые)
- небо (какое?) (прозрачное, ясное, чистое, лазурное, голубое, облачное)
- день (какой?) (летний, жаркий, знойный, теплый, солнечный, безветренный, погожий, дождливый, яркий, ясный, пасмурный)
- дождь (какой?) (мелкий, редкий, теплый, летний, грибной, проливной, продолжительный, затяжной)
- ветер (какой?) (теплый, свежий, ласковый, легкий).
- воздух (какой?) (горячий, знойный, раскаленный,
пыльный)
- Солнце ... ярко.
- Лес ... красивый.
- Река ... быстро.
- Ягоды ... в лесу.
- Цветы ... на лугу.
- Стрекоза ... над водой.
- Муравейник ... муравьи.
- Птицы ... весело.
·
Ответьте
на вопросы.
Когда бывает прохладнее — в солнечную или пасмур-
ную погоду? Когда бывают самые жаркие дни — летом или
весной? Когда солнце светит ярче — летом или осенью?
·
«Что делают летом?»
Дети
по очереди отвечают на этот вопрос, используя глаголы: отдыхают, загорают,
плавают, купаются, ныряют, сажают, выращивают, собирают, уезжают, играют,
катаются.
·
Придумайте
слова, противоположные по значению,— «слова-неприятели».
гром — тишина
дождливый — солнечный
погожий — ненастный
жаркий — холодный
облачный — безоблачный
прохладный — знойный
ветреный — тихий
летний — зимний
ясный — пасмурный
засушливое — дождливое
·
Игра «Я — не я».
Я люблю землянику. Я
люблю жареные грибы. Я люблю есть траву. Я люблю бегать по траве босиком. Я
летом бегаю в валенках. Я люблю купаться в шубе. Я собираю грибы на тротуаре. Я
встретился с медведем.
·
Игра «Бывает — не бывает». Сделайте хлопок в ладоши,
если такое явление наблюдается летом.
Гремит гром. Сверкает
молния. Падает снег. Цветут сады. Растут грибы. Птицы вьют гнезда. Опадают
листья. Головастики превращаются в лягушек. Медведь впадает в спячку. Белка
меняет рыжую шерстку на серую. И т.д.
·
Тексты для прослушивания и беседы.
КАК ВАСЯ
ЛОВИЛ РЫБУ
Мама пошла на речку полоскать бельё. Вася за
ней побежал, кричит:
— Мама,
я с тобой пойду!
Пришли они на речку. Мама полощет бельё, а Вася
отошёл подальше, смотрит, как в реке маленькие рыбки плавают.
Захотелось Васе поймать
рыбку. Присел он на корточки, за рыбкой потянулся, да не удержался и в воду
шлёпнулся.
Барахтается,
кричит:
— Рыбку
поймал! Рыбку поймал!
Подхватила его мама, вытащила из воды, на песок
посадила, спрашивает:
— Где
же твоя рыбка?
Разжал
Вася кулак, а там нет ничего! Смеётся мама:
— Вот
так рыболов! Разве рыбу руками ловят?!
Н. Калинина
Вопросы:
Зачем
мама пошла на речку? Кто пошёл на речку с мамой? Почему Вася потянулся к воде?
Удалось ли Васе поймать рыбку? Что сказала мама?
***
В начале лета в лесу появились новые цветы. Мы
очень любим простые лесные цветы. Мы часто ходим в лес на знакомую полянку,
заросшую земляникой. Там я делаю из бересты небольшой кузовок, а Саша сам
собирает спелые ягоды и дома всех угощает душистой земляникой.
После тёплых дождей в лесу
пошли грибы. Смолою пахнут высокие сосны, недвижно дремлют зелёные ели.
Шелестят кудрявые листья берёзы. Краснеет на солнце рябина.
С корзинками в руках долго мы бродим по лесу.
Ищем и собираем грибы.
И. Соколов-Микитов
Вопросы:
Что
появилось в лесу в начале лета? О чём
рассказывают ребята? Куда они ходят за земляникой? Как они её собирают?
Что появляется в лесу после тёплых дождей? О каких деревьях говорится в
рассказе?
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.08.2023
Дата обновления: 07.08.2023
Дата публикации: 09.08.2023