Лексическая тема "Лето" для изучения в старшей группе № 8

15.05.2023

Лексическая тема «Лето»

Физминутка

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (потягивания — руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (потягивания — руки вверх)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (дети машут руками, изображая ветер)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (наклоны)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

 

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять,           Сжимают – разжимают кулачки

Будем летом мы играть:    Загибают пальчики обеих рук по одному, начиная с больших.

Будем плавать и качаться,

Будем прыгать и кататься,

Будем бегать, загорать   Пальчики «бегут» по столу, ладошки кладут на стол.

И грибочки собирать      Правая рука сжата в кулак, левая накрывает его – «грибок».

 

Дыхательная гимнастика

«Жарко»

«На улице очень жарко, давайте подуем на плечи, сначала на правое, затем на левое». Ребёнок делает спокойный вдох, пауза в 3 секунды, затем, поворачивая голову, дует на одно плечо, делает вдох и дует на другое плечо. Повторить 3- 4 раза.

 «Цветы распускаются»

Ребёнок стоит, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки. Затем разгибает пальцы по очереди, при этом выполняет вдох через нос. После пальцы сжимаются в кулачок в обратном порядке, выполняется выдох («цветок закрылся»). Повторить 4 – 6 раз. 


Понедельник

Обобщить и систематизировать знания детей о времени года — лето, называть характерные признаки; образовывать суще­ствительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упраж­нять в подборе слов действий, признаков; работать над предложе­ниями; составлять творческие рассказы; развивать словарь.

Назовите самое теплое время года.

Назовите летние месяцы.

Назовите первый месяц лета, последний.

Назовите самый жаркий летний месяц.

• «Какое слово длиннее?»:

 жук — комар; муравей — муравейник; дуб —роза; колокольчик — береза.

·       Чистоговорки

-  АТЬ – АТЬ – АТЬ - летом буду я гулять

-  АТЬ – АТЬ – АТЬ - будем загорать

-  РА – РА – РА - на улице жара

-  РА – РА – РА – гуляет детвора

ДЫ – ДЫ – ДЫ - хочется воды

-  КЕ – КЕ – КЕ - загораем на песке

-  ОК – ОК – ОК - мы польем песок

-  ТА – ТА – ТА - летом красота

-  ТЫ – ТЫ – ТЫ - распускаются цветы

-  АВЫ – АВЫ – АВЫ - летние забавы

-  АТЬ – АТЬ – АТЬ - летом будем отдыхать

-  АЧУ – АЧУ – АЧУ - едем мы на дачу

-  ДИ – ДИ – ДИ - летние дожди

-  ОК – ОК – ОК - в песочнице песок

-  АЮ – АЮ – АЮ – в песочнице играю

-  АТЕ – АТЕ – АТЕ – еду на самокате

-  НЯЛКИ – НЯЛКИ – НЯЛКИ – играем в догонялки


Вторник

Дети должны усвоить: когда наступает лето, его признаки; летние забавы детей.

·Какое новое слово можно составить из двух? Объясните значение этих слов.

сено косит — сенокосилка
сено сушит — сеносушилка
сено косят — сенокос
зерно сушит — зерносушилка
гром отводит — громоотвод
разные цветы — разноцветный

 

· Повтори чистоговорки

Ок-ок-ок, ок-ок-ок, прыгнул зайчик в кузовок.

Бы-бы-бы, бы-бы-бы, убежали все грибы.

 Су-су-су, су-су-су, зебру видели в лесу

Са-са-са, ночью выпала роса.
Ру-ру-ру, съешь мороженое в жару!
Дю-дю-дю, радуемся мы дождю.
Дм-дём-дём, м
ы намокли под дождем.
Лете-лете-лете, будем вспоминать о лете.

· Игра «Хлопаем — топаем». Развитие мышления и слухового внимания.

Летом птицы улетают на юг.  Летом жарко.

Летом в лесу много ягод.  Летом звенит капель.

Летом после дождя на небе можно увидеть радугу.

Летом животные готовятся к зиме.Хочу такой сайт

Январь — первый летний месяц.

      Летом у школьников каникулы.


Среда

Названия летних месяцев; наблюдения за изменениями природы летом; поведение животных и их детенышей; обилие насекомых; дары леса, поля, огорода и сада; летние забавы детей и взрослых.


· Дидактическая игра «Подбери слово-признак»

- Солнце — ласковое, теплое, жаркое, желтое, круглое, боль­шое и т.д.

- лето: жаркое, теплое, знойное, холодное, дождливое, сырое, замечательное, красное, зеленое, веселое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное .

погода (какая?) (жаркая, знойная, теплая, прохладная, безветренная, ясная, тихая)

- облака (какие?) (кучевые, перистые, дождевые, грозовые, слоистые)

-небо (какое?) (прозрачное, ясное, чистое, лазурное, голубое, облачное)

день (какой?) (летний, жаркий, знойный, теплый, солнечный, безветренный, погожий, дождливый, яркий, ясный, пасмурный)

дождь (какой?) (мелкий, редкий, теплый, летний, грибной, проливной, продолжительный, затяжной)

ветер (какой?) (теплый, свежий, ласковый, легкий).

воздух (какой?) (горячий, знойный, раскаленный, пыльный)

 ·  Дидактическая игра «Подбери слово-действие»

- Солнце ... ярко.

-Лес ... красивый.

- Река ... быстро.

- Ягоды ... в лесу.

- Цветы ... на лугу.

- Стрекоза ... над водой.

- Муравейник ... муравьи.

- Птицы ... весело.


Четверг

· Ответьте на вопросы.

Когда бывает прохладнее — в солнечную или пасмурную погоду? Когда бывают самые жаркие дни — летом или весной? Когда солнце светит ярче — летом или осенью?

· «Что делают летом?» Дети по очереди отвечают на этот вопрос, используя глаголы: отдыхают, загорают, плавают, купаются, ныряют, сажают, выращивают, собирают, уезжают, играют, катаются.

· Придумайте слова, противоположные по значению,— «слова-неприятели».

гром — тишина

дождливый — солнечный

погожий — ненастный
жаркий — холодный
облачный — безоблачный
прохладный — знойный

ветреный — тихий
летний — зимний
ясный — пасмурный
засушливое — дождливое

·Игра «Я — не я».

Я люблю землянику. Я люблю жареные грибы. Я люблю есть траву. Я люблю бегать по траве босиком. Я летом бегаю в валенках. Я люблю купаться в шубе. Я собираю грибы на тротуаре. Я встретился с медведем.

· Игра «Бывает — не бывает». Сделайте хлопок в ладо­ши, если такое явление наблюдается летом.

Гремит гром. Сверкает молния. Падает снег. Цветут сады. Растут грибы. Птицы вьют гнезда. Опадают листья. Головастики превращаются в лягушек. Медведь впадает в спячку. Белка меняет рыжую шер­стку на серую. И т.д.


Пятница

· Тексты для прослушивания и беседы.

КАК ВАСЯ ЛОВИЛ РЫБУ

Мама пошла на речку полоскать бельё. Вася за ней побежал, кричит:

— Мама, я с тобой пойду!

Пришли они на речку. Мама полощет бельё, а Вася отошёл подальше, смотрит, как в реке маленькие рыбки плавают.

Захотелось Васе поймать рыбку. Присел он на корточки, за рыбкой потянулся, да не удержался и в воду шлёпнулся.

Барахтается, кричит:

—         Рыбку поймал! Рыбку поймал!

Подхватила его мама, вытащила из воды, на песок посадила, спрашивает:

—         Где же твоя рыбка?

Разжал Вася кулак, а там нет ничего! Смеётся мама:

—         Вот так рыболов! Разве рыбу руками ловят?!

Н. Калинина

Вопросы:

Зачем мама пошла на речку? Кто пошёл на речку с мамой? Почему Вася потянулся к воде? Удалось ли Васе поймать рыбку? Что сказала мама?

***

В начале лета в лесу появились новые цветы. Мы очень любим простые лесные цветы. Мы часто ходим в лес на знакомую полянку, заросшую земляникой. Там я делаю из бересты небольшой кузовок, а Саша сам собирает спелые ягоды и дома всех угощает душистой земляникой.

После тёплых дождей в лесу пошли грибы. Смолою пахнут высокие сосны, недвижно дремлют зелёные ели. Шелестят кудрявые листья берёзы. Краснеет на солнце рябина.

С корзинками в руках долго мы бродим по лесу. Ищем и собираем грибы.

И. Соколов-Микитов

Вопросы:

Что появилось в лесу в начале лета? О чём рассказывают ребята? Куда они ходят за земляникой? Как они её собирают? Что появляется в лесу после тёплых дождей? О каких деревьях говорится в рассказе?





Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 15.05.2023

Дата обновления: 15.05.2023

Дата публикации: 15.05.2023

Наверх



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».