27.03.2023
Учим ребенка общаться.
Консультация для родителей
Родителям хочется видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребёнку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Задача взрослых - помочь ему в этом.
Способность в общении включает в себя:
- Желание
вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);
-Умение
организовать общение («Я умею»), включающее умение слушать собеседника, умение
эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
- Знание норм и
правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»).
В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая
деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в
самостоятельности, новых впечатлениях и в общении. Большинство родителей
уверены в том, что ребёнку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее
образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает
времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребёнку в его
трудностях, как стать не просто родителями, а настоящими друзьями. Отдельно
хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника – конфликтность,
агрессивность, застенчивость и предложить варианты игровой коррекции.
Среди причин личностных проблем ребёнка могут быть психофизиологические,
соматические, наследственные, а также неблагополучные отношения в семье.
Важным компонентом благополучного развития
ребёнка является формирование адекватной самооценки, на становление которой
большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с
самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки – активность,
находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.
Советы родителям по формированию
адекватной самооценки:
- Не оберегайте
своего ребёнка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы,
но не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребёнок выполняет
доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;
- Не
перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого
заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть
соизмерима с поступком;
- Поощряйте в
ребёнке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите,
что другие могут быть в чем-то лучше его;
- Не забывайте
поощрять и других в присутствии ребёнка. Подчеркните достоинства другого и
покажите, что ваш ребёнок может также достичь этого;
- Показывайте
своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух
свои возможности и результаты дела;
- Не сравнивайте
ребёнка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был
вчера и, возможно, будет завтра).
Игры, позволяющие выявить самооценку ребёнка
«ИМЯ» -
предложить ребёнку выбрать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить
свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию
о восприятии и принятии имени ребёнком.
Как строить взаимоотношения с
конфликтными детьми:
- Сдерживайте
стремления ребёнка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на
недружелюбные взгляды друг на друга или бормотание чего-либо с обидой себе под
нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил
контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;
- Не стремитесь
прекратить ссору, обвинив другого ребёнка в её возникновении и защищая своего.
Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;
- После
конфликта обговорите с ребёнком причину его возникновения, определите
неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь
найти иные возможности, способы выхода из конфликтной ситуации;
- Не обсуждайте
при ребёнке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что
конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;
- Не всегда
следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры
что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но
не вмешиваться в него – дети сами могут найти общий язык, при этом они учатся
общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а
другой выступает жертвой, следует прервать такую игру, чтобы предотвратить
формирование робости у побежденного.
Принципы общения с агрессивным
ребёнком:
- Для начала
поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребёнка: он может
привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление
завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;
- Помните, что
запрет, физическое наказание и повышение голоса – самые неэффективные способы
преодоления агрессивности;
- Дайте
возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты.
Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на
мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость;
- Показывайте
ребёнку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте
конфликт, не допускайте при ребёнке вспышек гнева или нелестные высказывания о
своих друзьях или коллегах, строя планы мести;
- Пусть ваш
ребёнок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете
его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что
нужен и важен для вас.
Игра на выплеск агрессивности.
«Брыкание» -
ребёнок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает
брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются.
Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребёнок
говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.
Застенчивость
Последствия:
- препятствует
тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать
удовольствие от приятного общения;
- удерживает
человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;
- не дает другим
людям возможности оценивать положительные качества человека;
- усугубляет
чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;
- мешает ясно
мыслить и эффективно общаться;
- сопровождается
переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.
Помощь ребёнку в преодолении застенчивости –
разрешима, пока ребёнок еще маленький, т.к. с возрастом у застенчивого ребёнка
складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в
этом своем недостатке.
Советы родителям замкнутых детей:
Замкнутый
ребёнок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться. Помогайте:
- расширяйте
круг общения вашего ребёнка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми
людьми;
- подчеркивайте
преимущества и полезность общения, рассказывайте ребёнку, что нового и
интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или
иным человеком;
- стремитесь
сами стать для ребёнка примером эффективно общающегося человека;
- если вы
заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребёнок становится все более замкнутым
и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.
Специальная поведенческая
программа:
- придумайте
гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказание за
плохое поведение;
- никогда не
прибегайте к физическому наказанию;
- чаще хвалите
ребенка, так как он чувствителен к поощрениям;
- составьте
список обязанностей ребёнка и постепенно расширяйте его, предварительно обсудив
их с ребёнком;
- воспитывайте в
детях навыки управления гневом и агрессией;
- не старайтесь
предотвратить последствия забывчивости ребёнка;
- не разрешайте
откладывать выполнение заданий на другое время.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.04.2023
Дата обновления: 13.05.2023
Дата публикации: 27.03.2023