Лексическая тема "Космос" для изучения в старшей группе №8

12.04.2023

Цели: закрепить и обобщить знания детей о космосе, закрепить навык составления рассказа по картинкам, закрепление лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста.

Коррекционно-образовательные:

1. Формирование и расширение словаря по теме «Космос»;

2. Образование имен прилагательных  от имен существительных, подбор родственных слов;

3. Обучение детей ответам на вопросы логопеда полным ответом;

4. Составление предложений с заданным словом;

5. Развитие навыка составления распространенных предложений;

6. Развитие навыка координирования речи и движений;

7. Развитие общей и пальчиковой моторики.

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитание аккуратности, взаимовыручки, отзывчивости, чувства товарищества;

2. Воспитание умения слушать говорящего, желание  и умение работать в коллективе;

3. Закрепление знаний о космосе.

4. Воспитание бережного отношения к окружающему миру.

Оборудование и материалы:

Магнитная доска,настольное изображение фигур , фигурка инопланетянина, фигурка астероида, альбом космос.

Логопед: Дети, я рада приветствовать вас в этом зале!

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

 

Организационный момент.

Логопед: Дети, посмотрите вокруг, вы поняли, о чем сегодня пойдет речь, да?

 Дети: Да, о космосе.

Логопед: Что такое космос?

Дети: Это таинственный  мир звезд, планет, астероидов и комет.

Логопед: А вы знаете планеты Солнечной системы? Давайте-ка все вместе их повторим! Заодно потренируем наши пальчики.

По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз - Меркурий !

Два –Венера!

Три –Земля !

Четыре –Марс!

Пять –Юпитер !

Шесть –Сатурн!

Семь –Уран !

За ним Нептун.

Логопед: Молодцы! Хорошо знаете все планеты! Я предлагаю вам стать космонавтами. И совершить путешествие в космос.

На каждой планете нас ждут интересные и увлекательные игры.

 

Ход занятия.

 

Логопед: Представим, что мы сейчас все находится на космическом корабле, надо его запустить.

 

Логопед: К запуску космического корабля приготовься!

Дети: Есть, приготовься!

 

Логопед: Включить контакты.

Дети: Есть включить контакты (соединить большие пальцы рук).

Логопед: Завести мотор!

Дети: Есть завести мотор!

Логопед: 5,4,3,2,1… пуск! Сомкнуть руки и поднять вверх.

 

Логопед :Отлично. Мы взлетели .Занимайте своим места. Вот мы в открытом космосе.

 

Логопед: Посмотрите, вот планета Меркурий! (фото планеты) Самая близкая к солнцу планета.

Тут нас ждет игра

Логопед: Ребята, в космосе очень много звезд. Давайте соберем семейку слов к слову «звезда». Встаньте у своих стульев. Я буду бросать вам астероид, а вы образовывать слово.

 Логопед: Как можно назвать звезду ласково?

Дети: Звездочка!

Логопед: Если на небе много звезд, какое оно?

Дети: Звездное.

Логопед: Давайте подумаем, как можно назвать космический корабль,

летящий к звездам?

Дети: Звездолет.

Логопед: Очень хорошо!

Человек, который считает звезды это.

Дети: Звездочет!

Логопед: Великолепно! А как называется явление, когда звезды «падают»

с неба?

Дети: Звездопад.

Логопед: Верно! А как можно назвать скопление звезд на небе?

Дети: Созвездие.

Логопед: Молодцы! Все верно. Мы составили родственные слова к слову звезда. А сейчас отправляемся дальше, впереди нас ждет планета Венера.

               

Логопед: Вот планета Венера (фото планеты) Она самая горячая

Дети, на планете Меркурий мы составляли родственные слова к слову звезда. А сейчас мы составим с этими словами предложения

Логопед: Давайте вспомним слова (звездочка, звездное, звездочет, созвездие, звездолет, звездопад)

Логопед: Посмотрите на доску, А теперь составьте предложения по картинам на экране с родственными словами.

Логопед: У кого готово предложение?

1.     В небе засияла яркая звездочка.

2.     Загадочное звездное небо.

3.     Звездочет считает звезды

4.     Звездолет летит в космос

5.     Это созвездие большая медведица

6.     Летом в ночном небе можно увидеть звездопад.

Логопед: И с этим заданием справились. Продолжаем полет

 А это Марс! (фото планеты) Люди думали, что есть жизнь на Марсе.

Посмотрите в иллюминатор.  Ой, а там кто- то есть. Давайте высадимся… музыка 

 Логопед: 2.Мимические упражнения:

 

1.Космонавты обрадовались, когда приземлились на Марс.

2.Видят к ракете идут непонятные существа, удивились: неужели это марсиане? 3.Марсиане сначала были сердиты на незваных гостей. Космонавты успокоили жителей планеты Марс, улыбнулись им.

Теперь потренируем свои язычки с МарсианамиХочу такой сайт

Артикуляционная гимнастика «Язычок наш космонавт».

Сосчитать непросто

В темном небе звезды

(уколы языком в небо)

Чтоб их ближе рассмотреть,

Нужно в космос полететь.

(язык тянется к носу)

Язычок летит в ракете,

(упражнение «Иголочка» Удержать в таком положении под счёт от 1 до 5 -10.)

Видит яркую комету.

(упражнение «Горка» Удержать в таком положении под счёт от 1 до 5 -10.)

У кометы длинный хвост.

(упражнение «Расческа»)

Рядом великан Юпитер

(надуть щеки Удержать в таком положении под счёт от 1 до 5 -10.)

Язычок его увидел

(язык упирается поочередно в левую и правую щеки)

 Вокруг шара облетел

(облизать губы круговым движением)

И дальше с космонавтами полетел.

  Логопед: Потренировали, свои язычки с марсианами полетели дальше. Заняли свои места на корабле взлетам.

Эта планета Юпитер (фото планеты)

 Самая большая планета солнечной системы.

 Логопед: Поиграем  Игра «Открой портрет»

 

Логопед: Посмотрите на доску, перед вами пять предметных картинок.

 Для того, чтобы узнать, кто изображен на портрете, нужно снять каждую картинку, а для этого следует к каждому из слов признак (какой? какая? какие). Подходите по очереди снимайте по одной картинке. Узнаем кто же на портрете.

Логопед :Ракета какая?

Дети: Быстрая, космическая, огромная, стремительная, летящая, крылатая

Логопед : Звезды какие?

Дети: Далекие, красивые, белые, маленькие, сияющие, падающие Логопед : Космонавт какой?

Дети: Храбрый, сильный, смелый , умный , выносливый , отважный , трудолюбивый

Логопед : Солнце какое?

Дети: Яркое, горячее, лучистое, большое, желтое, круглое

Логопед : Планета какая?

Дети: Большая, красивая, загадочная, холодная , безлюдная, горячая.

Логопед : Комета какая ?

Логопед : Отлично справились с заданием. Вы узнали, кто изображен на картинке?

Дети: космонавт Юрий Гагарин. 

 Логопед : Правильно, Чем прославился Гагарин.

Дети: Он первый побывал в космосе.

Логопед: Когда Юрий Гагарин совершил первый полёт и на каком корабле?

Дети: 12 апреля 1961 года впервые совершил полет в космос на космическом корабле-спутнике «Восток-1».

Логопед: В память об этом событии, какой праздник отмечаем

Дети: В память об этом событии каждый год 12 апреля отмечается праздник «День космонавтики»!

  

Логопед: Все большие молодцы! Двигаемся! А вот и планета Сатурн! (фото) Сатурн – красивая планета у него есть удивительные кольца.

Логопед: Дети, летим давно, пришло время подкрепиться космическими продуктами питания.

 

Логопед. Дидактическая игра с тюбиками «Космический завтрак»

 

Я буду называть космическую еду, вы называете блюда для космонавтов.

1.Каша из гречки - гречневая каша;

 2.Сок из моркови – морковный сок;

 3.Компот из слив – сливовый;

4. Варенье из вишен – вишневое варенье;

5 .Запеканка из творога – творожная запеканка;

6.Пюре из картофеля –картофельное пюре.

 

Логопед: Продолжаем полет. Эта планета Уран

 Это единственная планета кот вращается лежа на боку. Этакий лежебока!

 

Посмотрите внимательно в иллюминатор. Давайте пофантазируем! Кто может жить на планете Уран.

 

Дети: Уранчик !

 

Логопед: Давайте поиграем с ним и расскажем, где находится Уранчик, где спрятался, где стоит ...

 

Дети: Уранчик живет на Уране.

Уранчик спрятался за планетой.

Уранчик спит под планетой .

Уранчик танцует около планеты.

Уранчик играет в прядки между планетами

Уранчик прыгает перед планетой.

 

Логопед: Отлично с Уранчиком поиграли. Летим дальше. Мы с вами прибыли на планету Нептун! Это ледяная планета.

Ой, смотрите  а тут послание для нас !?

Что, это  скорее,  откроем, посмотрим что там !?

Логопед: Послушай рассказ, ответь на вопросы, расскажи, что запомнил.

«Раньше люди думали, что Земля плоская, как тарелка, и стоит на слонах, а слоны стоят на гигантской черепахе.

 Теперь мы знаем, что наша планета вращается вокруг Солнца, а в Солнечной системе восемь планет.

На небе видны созвездия, можно найти Большую Медведицу и Малую Медведицу.

Человек всегда мечтал полететь к звездам.

Сначала на ракете отправились собаки-испытатели Белка и Стрелка.

 Первым человеком, который полетел в космос, стал космонавт Юрий Гагарин.»

Логопед:

 назови профессию человека, который летает в космос;
• назови имя и фамилию первого космонавта Земли;
• назови клички собак, которые первыми полетели в космос;
• расскажи, как древние люди представляли себе нашу планету?
• ответь: как называется спутник Земли, который мы можем наблюдать каждую ночь?
• ответь: вокруг чего вращаются все планеты Солнечной системы?
• ответь, почему нашу Землю называют так: голубая планета;

Молодцы!

 

Логопед : Посмотрите на доску , вы узнали эту планету ?

 

 Дети: Эта планета Земля !

 

Логопед: Правильно, это планета Земля! Наш полет подходит к концу, мы возвращаемся домой

 

Логопед: - Закройте глаза , сделайте глубокий вдох . Мы приближаемся к планете Земля . Появляется ощущение легкого и свежего ветерка. Над вами теплое весеннее солнце и высокое голубое небо .

 

Лучики солнца касаются  ваших щечек и носиков. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми .

Дети, прислушайтесь, что вы слышите, пение птиц, шум моря, капли дождя, грохот грома, шум прибоя , шум ветра

 

Дети: Я слышу пение птиц; я слышу шум ветра, я слышу звон ручья.

- Откройте глаза. Поднимитесь на ноги. Мы уже приближаемся к Земле.

Логопед: Вот мы и дома.

 

Логопед: Вам понравилась наше путешествие? Вы все молодцы! Из вас получились замечательные космонавты. 

     

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 11.04.2023

Дата обновления: 11.04.2023

Дата публикации: 12.04.2023

Наверх



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».