12.04.2023
Цели: закрепить
и обобщить знания детей о космосе, закрепить навык составления рассказа по картинкам, закрепление лексико-грамматических категорий у детей
старшего дошкольного возраста.
Коррекционно-образовательные:
1. Формирование и расширение словаря по теме «Космос»;
2. Образование имен прилагательных от имен существительных, подбор родственных слов;
3. Обучение детей ответам на вопросы логопеда полным ответом;
4. Составление предложений с заданным словом;
5. Развитие навыка составления распространенных
предложений;
6. Развитие навыка координирования речи и движений;
7. Развитие общей и пальчиковой моторики.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитание аккуратности, взаимовыручки,
отзывчивости, чувства товарищества;
2. Воспитание умения слушать говорящего,
желание и умение работать в коллективе;
3. Закрепление знаний о космосе.
4. Воспитание бережного отношения к окружающему
миру.
Оборудование
и материалы:
Магнитная доска,настольное изображение фигур ,
фигурка инопланетянина, фигурка астероида, альбом космос.
Логопед: Дети,
я рада приветствовать вас в этом зале!
Станем
рядышком, по кругу,
Скажем
"Здравствуйте! " друг другу.
Нам
здороваться ни лень:
Всем
"Привет! " и "Добрый день! ";
Если
каждый улыбнётся –
Утро
доброе начнётся.
–
ДОБРОЕ УТРО!
Организационный
момент.
Логопед: Дети, посмотрите
вокруг, вы поняли, о чем сегодня пойдет речь, да?
Дети: Да, о космосе.
Логопед:
Что
такое космос?
Дети:
Это таинственный мир звезд, планет,
астероидов и комет.
Логопед:
А вы знаете планеты Солнечной системы? Давайте-ка все вместе их повторим!
Заодно потренируем наши пальчики.
По
порядку все планеты
Назовет
любой из нас:
Раз
- Меркурий !
Два
–Венера!
Три
–Земля !
Четыре
–Марс!
Пять
–Юпитер !
Шесть
–Сатурн!
Семь
–Уран !
За
ним Нептун.
Логопед:
Молодцы! Хорошо знаете все планеты! Я предлагаю вам стать космонавтами. И
совершить путешествие в космос.
На
каждой планете нас ждут интересные и увлекательные игры.
Ход занятия.
Логопед: Представим, что мы сейчас все находится на космическом корабле,
надо его запустить.
Логопед: К запуску космического
корабля приготовься!
Дети: Есть, приготовься!
Логопед: Включить контакты.
Дети: Есть включить контакты (соединить большие пальцы рук).
Логопед: Завести мотор!
Дети: Есть завести мотор!
Логопед: 5,4,3,2,1… пуск! Сомкнуть руки и поднять вверх.
Логопед :Отлично. Мы взлетели .Занимайте своим места. Вот мы в открытом
космосе.
Логопед:
Посмотрите, вот планета Меркурий! (фото планеты) Самая близкая к
солнцу планета.
Тут
нас ждет игра
Логопед: Ребята, в космосе очень много звезд. Давайте соберем семейку слов к слову
«звезда». Встаньте у своих стульев. Я буду бросать вам астероид, а вы
образовывать слово.
Логопед: Как можно назвать
звезду ласково?
Дети: Звездочка!
Логопед: Если на небе много звезд, какое оно?
Дети: Звездное.
Логопед: Давайте подумаем, как можно назвать космический корабль,
летящий к звездам?
Дети: Звездолет.
Логопед: Очень хорошо!
Человек, который считает звезды это.
Дети: Звездочет!
Логопед: Великолепно! А как называется явление, когда звезды «падают»
с неба?
Дети: Звездопад.
Логопед: Верно! А как можно назвать скопление звезд на небе?
Дети: Созвездие.
Логопед: Молодцы! Все верно. Мы составили родственные слова к слову звезда. А
сейчас отправляемся дальше, впереди нас ждет планета Венера.
Логопед:
Вот планета Венера (фото планеты) Она
самая горячая
Дети, на планете
Меркурий мы составляли родственные слова к слову звезда. А сейчас мы составим с
этими словами предложения
Логопед:
Давайте вспомним слова (звездочка, звездное, звездочет, созвездие, звездолет,
звездопад)
Логопед:
Посмотрите
на доску, А теперь составьте предложения по картинам на экране с родственными
словами.
Логопед:
У кого готово предложение?
1.
В
небе засияла яркая звездочка.
2.
Загадочное
звездное небо.
3.
Звездочет
считает звезды
4.
Звездолет
летит в космос
5.
Это
созвездие большая медведица
6.
Летом
в ночном небе можно увидеть звездопад.
Логопед:
И с этим заданием справились. Продолжаем полет
А это Марс! (фото планеты) Люди думали, что есть жизнь на Марсе.
Посмотрите в иллюминатор. Ой, а там кто- то есть. Давайте высадимся… музыка
Логопед: 2.Мимические упражнения:
1.Космонавты обрадовались, когда приземлились на
Марс.
2.Видят к ракете идут непонятные существа, удивились:
неужели это марсиане? 3.Марсиане сначала были сердиты на незваных
гостей. Космонавты успокоили жителей планеты Марс, улыбнулись им.
Теперь
потренируем свои язычки с Марсианами
Артикуляционная
гимнастика «Язычок наш космонавт».
Сосчитать непросто
В темном небе звезды
(уколы языком в небо)
Чтоб их ближе рассмотреть,
Нужно в космос полететь.
(язык тянется к носу)
Язычок летит в ракете,
(упражнение «Иголочка» Удержать
в таком положении под счёт от 1 до 5 -10.)
Видит яркую комету.
(упражнение «Горка» Удержать в
таком положении под счёт от 1 до 5 -10.)
У кометы длинный хвост.
(упражнение «Расческа»)
Рядом великан Юпитер
(надуть щеки Удержать в таком
положении под счёт от 1 до 5 -10.)
Язычок его увидел
(язык упирается поочередно в
левую и правую щеки)
Вокруг шара облетел
(облизать губы круговым
движением)
И дальше с космонавтами
полетел.
Логопед: Потренировали, свои язычки с марсианами полетели дальше. Заняли свои
места на корабле взлетам.
Эта планета Юпитер (фото планеты)
Самая большая планета солнечной системы.
Логопед: Поиграем Игра «Открой портрет»
Логопед: Посмотрите на доску, перед вами пять предметных картинок.
Для того, чтобы узнать, кто
изображен на портрете, нужно снять каждую картинку, а для этого следует к
каждому из слов признак (какой? какая? какие).
Подходите по очереди снимайте по одной картинке. Узнаем кто же на портрете.
Логопед :Ракета какая?
Дети: Быстрая,
космическая, огромная, стремительная, летящая, крылатая
Логопед : Звезды какие?
Дети: Далекие, красивые,
белые, маленькие, сияющие, падающие Логопед : Космонавт какой?
Дети: Храбрый, сильный,
смелый , умный , выносливый , отважный , трудолюбивый
Логопед : Солнце какое?
Дети: Яркое, горячее,
лучистое, большое, желтое, круглое
Логопед : Планета какая?
Дети: Большая, красивая,
загадочная, холодная , безлюдная, горячая.
Логопед : Комета какая ?
Логопед : Отлично справились с заданием. Вы узнали, кто изображен на
картинке?
Дети: космонавт
Юрий Гагарин.
Логопед : Правильно, Чем
прославился Гагарин.
Дети: Он первый побывал в космосе.
Логопед: Когда Юрий Гагарин совершил первый полёт и на каком
корабле?
Дети: 12 апреля 1961 года впервые совершил полет в космос на
космическом корабле-спутнике «Восток-1».
Логопед: В память об этом событии, какой праздник отмечаем
Дети: В память об этом событии каждый год 12 апреля отмечается
праздник «День космонавтики»!
Логопед:
Все большие молодцы! Двигаемся! А вот и планета Сатурн! (фото) Сатурн – красивая планета у него есть удивительные кольца.
Логопед: Дети, летим
давно, пришло время подкрепиться космическими продуктами питания.
Логопед. Дидактическая игра с тюбиками «Космический завтрак»
Я буду называть космическую еду, вы называете блюда для космонавтов.
1.Каша из гречки - гречневая каша;
2.Сок из моркови – морковный сок;
3.Компот из слив – сливовый;
4. Варенье из вишен – вишневое варенье;
5 .Запеканка из творога – творожная
запеканка;
6.Пюре из картофеля –картофельное пюре.
Логопед: Продолжаем полет. Эта планета Уран
Это единственная планета кот вращается
лежа на боку. Этакий лежебока!
Посмотрите
внимательно в иллюминатор. Давайте
пофантазируем! Кто может жить на планете Уран.
Дети: Уранчик !
Логопед: Давайте поиграем с ним и расскажем, где
находится Уранчик, где спрятался, где стоит ...
Дети: Уранчик живет на
Уране.
Уранчик спрятался за планетой.
Уранчик спит под планетой .
Уранчик танцует около планеты.
Уранчик играет в прядки между планетами
Уранчик прыгает перед планетой.
Логопед: Отлично с
Уранчиком поиграли. Летим дальше. Мы с вами прибыли на планету Нептун! Это
ледяная планета.
Ой,
смотрите а тут послание для нас !?
Что, это скорее, откроем, посмотрим что там !?
Логопед: Послушай рассказ, ответь на вопросы, расскажи, что запомнил.
«Раньше люди думали, что Земля
плоская, как тарелка, и стоит на слонах, а слоны стоят на гигантской черепахе.
Теперь мы знаем, что наша планета вращается
вокруг Солнца, а в Солнечной системе восемь планет.
На небе видны созвездия, можно
найти Большую Медведицу и Малую Медведицу.
Человек всегда мечтал полететь к
звездам.
Сначала на ракете отправились
собаки-испытатели Белка и Стрелка.
Первым человеком, который полетел в космос,
стал космонавт Юрий Гагарин.»
назови профессию
человека, который летает в космос;
• назови имя и фамилию первого космонавта Земли;
• назови клички собак, которые первыми полетели в космос;
• расскажи, как древние люди представляли себе нашу планету?
• ответь: как называется спутник Земли, который мы можем наблюдать каждую ночь?
• ответь: вокруг чего вращаются все планеты Солнечной системы?
• ответь, почему нашу Землю называют так: голубая планета;
Молодцы!
Логопед : Посмотрите на доску , вы узнали эту планету ?
Дети:
Эта планета Земля !
Логопед: Правильно, это планета
Земля! Наш полет подходит к концу, мы возвращаемся домой
Логопед: - Закройте глаза , сделайте глубокий вдох . Мы
приближаемся к планете Земля . Появляется ощущение легкого и свежего ветерка.
Над вами теплое весеннее солнце и высокое голубое небо .
Лучики солнца касаются
ваших щечек и носиков. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми .
Дети, прислушайтесь, что вы слышите, пение птиц, шум
моря, капли дождя, грохот грома, шум прибоя , шум ветра
Дети: Я слышу пение птиц; я слышу шум ветра, я слышу
звон ручья.
- Откройте
глаза. Поднимитесь на ноги. Мы уже приближаемся к Земле.
Логопед: Вот
мы и дома.
Логопед: Вам понравилась наше путешествие? Вы все молодцы!
Из вас получились замечательные космонавты.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.04.2023
Дата обновления: 11.04.2023
Дата публикации: 12.04.2023