29.03.2023
Лексическая тема «Комнатные растения»
Предметы: цветок, растение, куст, стебель, ствол, ветки, листья, цветы, корни, горшок, удобрение, пересадка, поливка, рыхление; бальзамин, бегония, герань, глоксиния, кактус, сансевьера, традесканция, фиалка, фикус, хлорофитум…
Действия: удобрять, пересадить, поливать, рыхлить, протирать, опрыскивать, подкармливать, ухаживать, заботиться; растет, цветет, распускаются, вянет, засыхает…
Признаки: зеленый, гладкий, блестящий, колючий, цветущий, душистая, красивая, нежные, капризные, сочный, хрупкий, влажный…
Дидактические игры:
Есть – нет (родительный падеж единственного числа):
цветок – нет цветка
бутон — …
корень — …
Посчитай: один цветок, два цветка, три…, четыре…, пять …;
одна ветка, две ветки, три…, четыре…, пять…
Дидактическая игра «Узнай по описанию» (взрослый загадывает описательную загадку о комнатном растении, а ребенок угадывает. Например: «Это комнатное растение. Оно имеет мясистый сочный стебель, вместо листьев у него колючки, иногда на нем могут расцветать цветы». — Кактус).
Дидактическая игра «Кто что делает? Кто что делал? Кто что будет делать?» (упражнение в изменении глаголов по времени, числам и родам).
Катя цветы поливает. Паша цветы поливает. Катя и Паша цветы поливают.
Катя цветы поливала. Паша цветы поливал. Катя и Паша цветы поливали.
Катя будет поливать цветы. Паша будет поливать цветы. Катя и Паша будут поливать цветы.
Прослушай внимательно, повтори по памяти: КАКТУС, ФИАЛКА,
БЕГОНИЯ, ГЕРАНЬ.
• Назови одним словом, что это. (растения, цветы)
• Объясни, почему эти растения мы называем комнатными?
• Перечисли растения, которые растут у тебя дома (2 – 3 растения)
• Как мы должны ухаживать за растениями? (Поливать, удобрять,
рыхлить почву, опрыскивать, пересаживать, протирать пыль с листочков
и т.д.)
Расскажи, что есть у всех растений? (корень, стебель, листья, бутоны,
цветы). Расскажи, для чего растению нужны корень и листья?
Скажи по образцу:
• 1 лист – 5 ……. (листьев)
• 1 корень – 2……….
• 1 стебель – 3 …………
• 1 цветок – 4 ………..
Скажи по образцу:
• Я поливаю – ты ……поливаешь – он …… поливает
• Я сажаю – ты …………….. он - …………………..
• Я вытираю – ты - ……………. он - ………………
• Я опрыскиваю – ты - ………….. он - ……………..
• Я пересаживаю – ты - …………. он - ……
Игра «Великан и Гномик».
У великана-цветок, а у гномика- (цветочек)
У великана- корень, а у гномика- ( корешок)
У великана- лист, а у гномика- …
У великана- бутон, а у гномика- …
У великана- стебель, а у гномика- …
Пальчиковая гимнастика «Цветок»:
Наши красные цветки (ладошки соединить в виде цветка)
Раскрывают лепестки. (ладошка раскрывается)
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет (движение пальцами)
Наши красные цветки
Закрывают лепестки (ладошка закрывается)
Головой кивают (закрытые ладошки влево, вправо)
И сладко засыпают. (две ладошки приложить к щеке)
Пальчиковая гимнастика
«Кактус»
На окне цветок колючий(Показать прямоугольник перед собой)
Смотрит за околицу
(Сделать «бинокль»из ладошек)
Вы его не троньте лучше(Погрозить пальчиком)
Очень больно колется.
(Уколоть пальчиком ладошку и сморщится)
Не подушка для иголок, (сложенные ладошки под щёчку)
И не ёжик, и не ёлка, (сложить ладошки. растопырить пальцы , «нарисовать» ёлку перед собой)
Но не даст себя в обиду, (Отрицательный жест головой и указательным пальчиком)
Потому что весь в иголках. (Уколоть пальчиком ладошку)
"Цветок"
У нас в саду расцвел цветок. (Соединяем пальчики в бутон)
Чтоб стал красив он и высок. (Разъединяем пальчики)
Раскрыл наутро лепестки. (Ритмичные движения пальцами врозь, вместе)
Должны работать корешки. (Кисти вниз, пальцы врозь)
А теперь понюхаем наш цветочек - вдох носом, на выдохе длительно произносить «А-а-а-х!».
"Наши алые цветки"
Наши алые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
(Медленно разгибать пальцы из кулачков, покачивать кистями рук вправо-влево, медленно сжимать пальцы в кулаки, покачивать кулачками вперед-назад.)
Упражнение «На окне в горшочках»
Координация речи с движением
На окне в горшочках (дети сидят на корточках лицом в круг,
Поднялись цветочки. медленно встают).
К солнцу потянулись, (тянуться на носочках, руки вверх,
Солнцу улыбнулись широко в стороны).
К солнышку листочки (ладони развёрнуты вверх).
Повернут цветочки.
Развернут бутоны, (руки соединить над головой, медленно
В солнышке утонут. развести в стороны). И. Нищева
Динамическая пауза « Цветки»
Говорит цветку цветок: «Подними-ка свой листок».
(дети поднимают и опускают руки)
Выйди на дорожку, да притопни ножкой
(дети шагают на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай - утром солнышко встречай (вращение головой)
Стебель наклони слегка - вот зарядка для цветка. (наклоны)
А теперь росой умойся, отряхнись и успокойся. (встряхивание кистями рук)
Наконец готовы все, день встречать во всей красе.
Пальчиковая гимнастика
На окно скорее глянь:
Здесь у нас цветет герань.
А здесь красавец бальзамин,
Амариллис рядом с ним.
Фуксия, бегония -
Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
Все названья помню я!
Раскрывают ладошку.
Мы взрыхлим цветы, польем,
Пошевеливают опущенными вниз пальцами.
Пусть подрастают день за днем!
Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком».
Подвижная игра
«На окне в горшочках»
На окне в горшочках Дети сидят на корточках,
Поднялись цветочки. медленно встают.
К солнцу потянулись. Тянутся па носочках, руки
Солнцу улыбнулись. вверх, широко в стороны
К солнышку листочки Ладони развернуть вверх.
Повернут цветочки.
Развернут бутоны, Руки соединить над головой,
В солнышке утонут. медленно развести в стороны.
Упражнение «Подскажи словечко». Развитие слухового внимания, чувства рифмы.
Слушай, дурень, перестань,
Есть хозяйскую … (герань).
Гуляю на балконе я
Там, где цветет... (бегония).
Раным-рано поутру
Лейку новую беру.
Мне воды не жалко.
Пей, моя... (фиалка).
Из листка на удивленье
Можно вырастить растение.
Будет новая…. (фиалка).
Пахнет стебель и цветочки,
Опушённые листочки.
Ты пораньше утром встань
И полей свою … (Герань)
Отгадайте загадки. Покажите отгадки.
Показать детям фотографии различных комнатных растений, среди которых они найдут подходящее, описанному в загадке.
Расскажу я вам стихотворение
Про разные чудесные растения.
Вы смекалку приложите
И растенье покажите…
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут. (Комнатные растения)
На окне зимой и летом
Вечно зелен и красив.
Ярко-красным цветом
Горит нежно… (Бальзамин)
Лист с горбочком, желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечит нас в любой час. (Алоэ)
Зелёный, в колючках,
Похож на ежа,
А цветки атласные
Белые, жёлтые, красные. (Кактус)
На целый век украсит дом,
И всех излечит в доме том.
Цветок тот неказист на вид,
Но как целитель знаменит. (Алоэ)
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут. (Герань)
Накрыт бокал с водицей
Ежовой рукавицей. (Кактус)
Стоит мокрый Ванёк,
А в кудрях – огонёк. (Бальзамин)
- Что за хвост пошёл в рост:
Не в пруду, не в речке –
На окне, у печки. (Сансевьера /щучий хвост/)
Круглый шарик
Словно ёжик,
Но без мордочки и ножек.
На моём растёт окне,
Очень нравится он мне. (Кактус.)
Не подушка для иголок,
Не ежик, и не елка,
Но не даст себя в обиду,
Потому что весь в иголках. (Кактус)
Зелёное, колючее,
Сто лет ему дремучему,
Как только насморк
Вас застал врасплох,
Бежите Вы к нему со всех ног! (Алоэ)
Хотели детишки от мамы удрать,
Но мама сумела их всех удержать.
Вот так и висят те пучки-малолетки.
На нитях – зелёные растения-детки. (Хлорофитум)
Среди листьев – огоньки,
Ваньки мокрого цветки.
Так назвал его народ –
Много он водички пьёт.
А как правильно назвать,
Постарайся сам назвать! (Бальзамин)
На окне, на полке
Выросли иголки.
Да цветы атласные,
Алые и красные. (Кактусы
Прочитайте детям:
Огонек
Хрустит за окошком морозный денек.
Стоит на окошке цветок-огонек.
Малиновым цветом цветут лепестки,
Как будто и вправду горят огоньки.
Его поливаю, его берегу.
Его подарить никому не могу!
Уж очень он ярок, уж очень хорош,
Уж очень на мамину сказку похож!
Е Благинина
Фикус кактус донимает:
- Лень, браток, тебя съедает.
Кабы не ленился,
Так давно б побрился.
***
Маленький росточек-
Фикус на окне,
Тропиков кусочек
Подарили мне.
На окошке быстро
Фикус подрастал,
Каждый день его я
Щедро поливал.
Все цветы наш фикус
Быстро перерос,
Жалко расставаться
Было с ним до слез.
Отнесли его мы
В школьный зимний сад,
Был наверно фикус
Этому не рад.
Я решил, что буду
Фикус навещать,
Ведь нельзя же друга
Одного бросать!
***
Фиалочка душистая
С весною расцвела
Ароматом нежным
Весь лес заполнила она.
***
Где фиалка, мой цветок?
Прошлою весною
Здесь поил ее поток
Свежею струею?..
Нет ее; весна прошла,
И фиалка отцвела.
Заучивание наизусть стихотворения «Фиалка»
Рано-рано поутру
Лейку новую беру.
Мне воды не жалко.
Пей, моя фиалка!
Подвижная игра «Комнатные растения». [Развитие общей моторики, регуляция мышечного тонуса.]
Предложить детям пройти на ковер и встать свободно.
Присядьте на корточки и представьте, что вы маленькие растения. То растение, к которому я подойду и «полью» из лейки, начнет подниматься, расти, тянуться вверх к солнышку. Нужно встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться. Когда я отойду, растение станет постепенно вянуть, опускать листочки. Нужно медленно расслабить и уронить руки, согнуться, опустив голову.
Вос-ль показывает упражнения для регуляции мышечного тонуса и проводит с детьми игру.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.04.2023
Дата обновления: 16.04.2023
Дата публикации: 29.03.2023