Лексическая тема "Весна" для изучения в старшей группе № 8

06.04.2023

План 

Лексическая тема «ВЕСНА»        

 

1.     Организационный момент.

Дети заходят в группу (возле логопеда становятся  по кругу)

Логопед : Ребята давайте начнём день с улыбки. Улыбнитесь друг другу

Она приходит ласково, со своею сказкою.

Лишь только палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт.   (весна)

Логопед : Давайте ребята поприветствуем весну (играет мелодия весны)

2.Все стоят в круг

« Весеннее приветствие» ( Развитие общей и мелкой моторики)

- Здравствуй солнышко теплое ( руки вверх поднимаем)

- Здравствуй облачко ясное ( руки вверх и качаем руками)

- На деревьях почки, первые листочки ( по очереди разжимаем  ладошки)

- Здравствуй капелька звонкая   ( пальчиками показывают капель)

- Здравствуй лужа глубокая

- Здравствуй быстрый ручеек ( пальчиком передвигаться по всей кисти руки)

- Маленький цветок ( показать двумя руками бутон цветка)

Здравствуй травка зеленая ( внизу машем руками)

-Здравствуй птичка веселая ( взмахи ручками)

- Всем привет скажу, ручкой помашу ( машем руками и говорим « привет весна»)

 

3.Артикуляционная гимнастика

Ветерок качает подснежник. Наклоны головы влево - вправо (шея расслаблена).

Дети радуются солнышку и поют ему песенку, состоящую из гласных: «А-э-и-о-у».

Медведь проснулся после зимней спячки. Открывать рот с глубо­ким вдохом. (Имитация зевания.)

На реке трескается лед, плывут льдины. Двигать нижней че­люстью вправо-влево.

Исхудавшие за зиму зверята. Втянуть щеки, затем вернуться в исходное положение.

Сосулька тает. Открыть рот, вытянуть «острый» язык, затем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.

Капель стучит по крыше. Поднять кончик языка за верхние] зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд».

4. Логопед:

- Ребята ожила вокруг природа, пробудилась ото сна, с голубого небосвода

в гости к нам пришла весна. Мы с вами в гостях у весны. Ой, а где весна. Зима проказница  все приметы перепутала. Весна! Где ты?!

Ребята, пойдем искать весну ?

 

5 Дид.упр.  «Расскажи, что бывает весной?»


     Цель: Закрепление примет весны.

  «У весны ест три месяца- Март, Апрель. Май;

    Весной - ярко светит солнце;     

    Весной-люди надевают лёгкую одежду;

    На деревьях набухают почки и распускаются первые листочки;

    На проталинах появляются первые весенние  цветы;  

    Ночи становятся короче, а дни длиннее;

     Капают с крыш сосульки;                

     У животных появляются детёныш;

     Птицы возвращаются с юга, вьют гнезда и высиживают птенцов;

     Просыпаются насекомые;            

    Снег тает и появляются ручейки;

     Медведи, ежи, барсуки - просыпаются, а зайцы и белки меняют свои    шубки.

     В полях и огородах начинаются весенние работы;    Дети чаще гуляют на улице»

 

6.Загадки «Доскажи словечко»    

Цель: Развитие логического мышления 

 

 Л. А сейчас нам нужно отгадать загадки и тогда мы сразу попадем в сказочный лес.

 

С края крыши льет и льет,

А на речке тает… лед

Всё очнулось ото сна, Всё цветёт - пришла... весна

Лопаются почки,

Растут, растут… листочки

   Куртки тёплые снимай –

На дворе ведь месяц... май

Любят теплые деньки

В мае...   майские жуки

Снежок растаял и с полей

Бежит проворливый… ручей

     Будит утром нас капель –

В гости к нам пришёл... апрель

 

Прилетел весной певец. Подскажите, кто?.. скворец

 

Снег почти растаял весь,

Лужи на дорожке.

Чтобы ног не замочить, Обувай...           сапожки

Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерилимы..скворечник

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце её припечет -

Заплачет она и умрет..сосулька

Ручьями очищаются

И хвоя, и валежник,

 И первым появляется

 В проталине... подснежник

 

 

(Логопед выставляет  панно «Волшебный лес»)

Л. Вот  мы и добрались до волшебного леса. Тут так мрачно и чего-то не хватает.   

А  какая же самая главная примета весны? От которой  зависят все остальные приметы?

Д.  Солнце.

Л. Его тоже тут  нет, но есть солнечные зайчики, которые хотят с вами поиграть.

 (логопед показывает детям солнечных зайчиков на палочках, а затем раздает детям)

3.    Дид. игра «Подними солнечного зайчика»

Цель: Развитие слухового внимания, мышления.

 Л:  Я буду называть  слова, если они о весне – солнечного зайчика поднимаем вверх, если нет- зайчик лежит.

 «Холодно, тепло, солнышко, листопад, снегопад, прилетают птицы, морозы, ручей, поют птицы, замерзает земля, тает снег, желтые листья, первая трава, жарко, перелетные птицы…»

Л.  Вот сколько хороших слов мы сказали о  весне.

          Солнечные  зайчики подарили нам первый лучик от солнышка!

(Вручается первый лучик)

    Л. Идем дальше, может нам повезёт,  и мы еще один лучик от солнышка найдем…

   3. Дид. упр. «Путаница»

 Цель: развитие внимания, логического мышления.

 Л. Посмотрите, кто тут сидит на тропинке.

  Д. Гусеница

Гусеница: Ребята, я запуталась в паутине. Помогите, пожалуйста, мне  найти из двух картинок только весенние. За это я вам помогу найти солнечный лучик.

 (у детей на столах индивидуальные карточки)

Дети находят из двух картинок ту, которая относится к весне, обводят ее фломастером.

(Гусеница вручает второй  лучик)

Л. У нас уже есть два лучика от солнышка, какие вы молодцы! Ну а теперь давайте отдохнем!

 4.  Динамическая пауза «Капель»

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие общей моторики.

(Дети стоят около своих стульчиков)

 «Кап-кап-кап» - капель звенит - хлопают в ладоши

Словно с нами говорит - хлопают ладонями по ногам

Плачут от тепла сосульки - собирают слезы в ладошку

И на крышах талый снег - гладят себя по голове

А у всех людей весною – кружатся вокруг себя

Это вызывает смех! - поворачиваются к соседу и улыбаются

 

Л. Молодцы, посмотрите, кого мы тут встретили!

Это веселая капелька «Капитошка»!

                                      Появляется Капитошка

 

Капитошка: Привет, ребята! У меня большая семья, все мы любим кАпать и звенеть,  а вы сможете подобрать слова моей семейки

3.Дид. упр. «Ведерки для капели» 

Цель: развитие слоговой структуры слова.

Логопед раздает капли с картинками дети поочереди подходят к ведеркам .

  Л. Посмотрите,  как много капель накапало после ваших ответов, нужно срочно нести ведра! А ведра у нас не простые. Рассмотрите картинки на наших капельках, разделите их на слоги  и поместите в ведро с нужным количеством капель. «Прохлопайте» слово и посчитайте количество слогов.

 

1 слог- Грач, ёж, жук, дождь;

2 слога- Ру-чей, поч-ка, тра-ва, гнез-до;

 3 слога-   Сол-ныш-ко, со-суль-ка, скво-реч-ник.

4 слога- Под-снеж-ни-ки, о-ду-ван-чик, про-та-ли-ны.

 

(Дети получают третий лучик от солнышка от Капитошки)

Л. Ой, кто-то к нам еще идёт на встречу, только я не вижу, наверное, нам нужно сделать гимнастику для глаз. А помогут нам солнечные зайчики.

10. Зрительная гимнастика с солнечным зайчиком «Лучик солнца»

Цель: снятие зрительного напряжения.

 Л. Ребята, а вы знаете, что солнечный зайчик-это лучик!

    Давайте поиграем с лучиком. Хочу такой сайт

У логопеда  в руках солнечный зайчик, можно раздать детям (на усмотрение логопеда)

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.              Моргают глазками.

Ну-ка лучик, повернись,

На глаза мне покажись.              Делают круговые движения глазами.

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.                Отводят взгляд влево.

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.                  Отводят взгляд вправо.

Лучик вверх, лучик вниз,         Поднимают глаза наверх, опускают вниз.

Лучик детям улыбнись,             Улыбаются

Вправо, влево посмотри,          Отводят взгляд вправо,  влево.

Вокруг солнца обойди.         Делают круговые движения глазами. Зажмуриться.

11. Дид.упр. «Что есть у весны?»  

Цель: Образование множественного числа существительных (прилагательных) в именительном и родительном падежах.

 

В руках логопеда появляется медведица (можно взять мягкую игрушку)

Л. Ой, да это медведица с медвежатами.

Медведица. Ребята, а вы знаете, что у нас животных, весной появляются детеныши?

Их у нас много. А что есть у весны? Чего у нее много? Вы знаете?

Дети отвечают  по очереди с опорой на картинки.

 

Д. У весны есть ручьи,  у нее много ручьев;

    У весны есть листочки,  у нее много листочков;

    У весны есть скворцы,  у нее много скворцов;

    У весны есть гнёзда,  у нее много гнёзд;

    У весны есть сосульки,  у нее много сосулек;

    У весны есть проталины,  у нее много проталин;

    У весны есть насекомые,  у нее много насекомых;

    У весны есть первоцветы,  у нее много первоцветов;

 

Медведица: Молодцы ребята, справились с заданием, я вам сейчас отдам лучик от солнца и волшебные лупы, они вам еще пригодятся!

( Медведица вручает четвертый лучик от солнца и волшебные лупы)

 12.  Дид. упр. «К нам летит скворец

Цель: образование приставочных глаголов       

  Л. И к нам прилетел гость скворец-скворушка (Логопед показывает скворца на палочке)

 - Здравствуй, скворушка! Мы ищем солнышко. Подскажи, где нам его найти?

 Скворец: Здравствуйте, дети! Подскажу, если ответите на вопросы.

 Скажите, как называется домик скворца? (Показать скворечник).

Д: Скворечник.

Л: Молодцы! Посмотрите, где сидит скворец?

 Логопед берет  скворечник и совершает манипуляции с картинкой скворца.

 Дети их комментируют.  

 Д: Скворец с юга …ПРИлетел.

      К скворечнику….ПОДлетел,

      Вокруг скворечника…ОБлетел

      На крышу скворечника…Взлетел

      С крыши скворечника…Слетел,

       В скворечник… ЗАлетел

      Из скворечника … ВЫлетел

      От скворечника …ОТлетел

      Через скворечник… ПЕРЕлетел

       И в лес …Улетел.

Л. Скворец будет обустраивать свой дом для выведения птенцов. А нам он дарит очередной лучик. Он летает высоко и уже видел весну. Вот вам весенние картинки.

(вручается пятый лучик и картинки)

А я поняла для чего они нам, они подходят к волшебным лупам, которые подарил нам медведь, сейчас мы с ними будем образовывать  новые слова!

13. Игра с лупой «Назови ласково 

Цель: образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- У весны много друзей. Давайте назовём их ласково 

(Логопед кладет «лупу с сердечком» на картинку, а дети образуют слова с уменьшительно-ласкательным значением).

Солнце – солнышко,

Проталина-проталинка,

Скворец- скворушка,

 Дерево-деревце,

Почки- почечки,

Ручей-ручеёк,

Цветок-цветочек,

Трава-травка,

Птицы-птички,

Сосульки-сосулечки…

14. Пальчиковая гимнастика «Солнышко"

Цель: совершенствование мелкой моторики рук.

 

Л: Ребята, нам с вами удалось собрать все лучики от солнышка! Приготовьте пальчики, для того чтобы появилось солнышко, мы  должны про него  рассказать!

 

Есть у солнышка лучи –

И ясны, и горячи.                   (изобразить руками солнышко)

Тянутся они от солнца

Прямо к нашему оконцу.     (пошевелить пальцами опущенных вниз ладоней)

Первый лучик дарит свет,

А второй – весны привет.    (загибать пальчики под каждую строчку стихотворения)

Третий лучик самый яркий,

А четвертый - самый жаркий.

Пятый нас зовет гулять.

Раз, два, три, четыре, пять!    (загибать пальчики на другой руке)

Л: Вот и солнышко. Здравствуй, солнышко! Мы нашли твои лучики.

(логопед показывает солнце и прикрепляет к нему лучики с помощью магнитов)

 Солнышко на небе взошло.

 Всем стало светло и тепло.

 Вот пришла к нам весна,

 После зимы наступила она.

 Солнышко светит и греет,

 Снег на земле чернеет.

 А на речке тает лед,

А на речке ледоход.

 Ручейки проворно бегут,

 Одуванчики с травкой растут.

На деревьях набухают почки,

 Из них вылезают листочки.

Насекомые выползают,

Птицы с юга прилетают.

 

Весна: Спасибо вам ребята, отпустила меня злая Зима, так как вы нашли главную примету весны-солнышко! Оно растопило холодное сердце Зимы!

Л: Ребята, а зима и весна похожи друг на друга?

Д: Нет!

Л: Давайте про это расскажем. Поиграем в игру «Зима против Весны»

15.Игра «Зима против Весны» 

Цель: совершенствование словаря антонимов.

 (Логопед показывает зимнюю картинку, после правильного ответа детей, логопед поворачивает картинку на ее весеннюю сторону)
 

Зимой похолодало, а весной… (потеплело)

Зимой снег белый, а весной… (серый)

Зимой  улица  чистая, а весной… (грязная)

Зимой солнце тусклое, а весной… (яркое)

Зимой ветер холодный, а весной… (тёплый)

Зимой дни короткие, а весной… (длинные)

Зимой ночи длинные, а весной…(коротки)

16.Игра «Волшебный лес»

Цель: Совершенствование понимания и употребления предлогов.

 Логопед обращает внимание на весеннее панно «Волшебный лес»

Л: Посмотрите, как тут грустно было, но сейчас,  когда к нам пришла Весна, все будет по-другому.  Сейчас мы с весной  будем ее украшать, а вы нам помогать.

(Логопед дополняет картину  предметами и явлениями с помощью липучек, комментируя действия)…

 

«Пришла ВЕСНА  и ….стало ярко светить солнце, прилетели с юга птицы, зажурчали ручейки и дети стали пускать по ним кораблики, на проталинах появились подснежники, появляется первая травка,  проснулся медведь, у животных появились детеныши, зайцы поменяли шубку белую на серую, просыпаются насекомые, тают и капают сосульки, люди начинают работы на полях и огородах, птицы вьют гнезда и высиживают птенцов.

(Можно попросить детей прикреплять нужные картинки на место)

 

Затем логопед раздает детям индивидуальные карточки, произносит предложения  и просит соотнести картинки мо схемой предлога, соединяя их фломастером.

(детям старшей группы)

НА проталинах появились подснежники;

Зайчиха с зайчатами сидит ПОД кустом;

Первые листочки появились НА деревьях;

Скворец живет В скворечнике

НАД  цветами порхают бабочки;

В гнезде вылупились грачата;

Божья коровка сидит ПОД деревом.

 

Итог занятия

-Молодцы!

- Что мы сегодня искали? Кого мы сегодня спасали?

- О чем мы сегодня с вами говорили?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Вам понравилось занятие?

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 01.04.2023

Дата обновления: 20.04.2023

Дата публикации: 06.04.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».