02.04.2023
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
ИНФОРМАЦИИ ОБ АУТИЗМЕ
2
АПРЕЛЯ
День установлен Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 2007 г. и
отмечается ежегодно. В этот день здания и объекты по всему миру
освещаются синим цветом. Акция проводится в знак солидарности с людьми с
аутизмом и их семьями.
В рамках реализации Концепции
государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года
предусмотрены мероприятия, направленные на проведение ранней диагностики
признаков расстройства аутистического спектра у детей.
ЧТО
ТАКОЕ АУТИЗМ?
Описание проблемы аутизма – задача довольно
сложная. Исследователи пока не знают, что именно вызывает заболевание и что в
этот момент происходит в мозге. Не существует и универсального определения
аутизма.
Расстройство аутистического спектра (РАС) –
название группы расстройств развития мозга. Это расстройство довольно
распространено: оно есть примерно у 1% всех людей (у мужчин оно встречается в
4-7 раз чаще, чем у женщин). Кроме непосредственно аутизма, в это расстройство
входят синдром Аспергера, известный как более щадящая и высокофункциональная
версия аутизма, и проникающее расстройство развития (нечто вроде промежуточного
состояния между Аспергером и аутизмом). Все эти состояния характеризуются
нарушением навыков социализации и общения и повторяющимся/структурированным
поведением и привязанностями. Тяжесть определённых нарушений определяет, где на
спектре находится человек. Кто-то может молчать и часами оставаться полностью
погружённым в некую повторяющуюся деятельность, кто-то может без перерыва
рассказывать о своих интересах, не воспринимая намёков на остановку рассказа и
не понимая иронии или сарказма.
Уровень когнитивных функций при аутизме
колеблется от инвалидности до сверхинтеллекта. И хотя ассоциировать аутизм с
небольшим IQ уже не модно (учёные начинают признавать, что это может быть
связано с тем, что стандартные тесты IQ не отражают когнитивные способности
детей-аутистов), в последних исследованиях показано, что почти половина детей с
РАС обладает интеллектом средним или чуть выше среднего.
У РАС нет одной известной причины.
Считается, что генетика играет в нём важную роль (аутизм встречается у
родственников, вероятность его возникновения у обоих однояйцевых близнецов
выше, чем у двуяйцевых, и т.п.). Тем не менее, неясно, что происходит: нет какого-то
одного «гена аутизма», а есть только сложный комплекс взаимодействий. Однако
ясно, что, по меньшей мере, некоторые гены отвечают за неправильное развитие
мозга при РАС.
МОЗГ ПРИ АУТИЗМЕ
Мы знаем, что мозг аутистов устроен
по-другому, но не знаем точно, как именно (поскольку результаты исследования
связей противоречат друг другу из-за разных методов и проб). В некоторых
исследованиях было обнаружено, что мозг с РАС обладает слишком сильными
связями, а другие – что слишком слабыми. Тем не менее, учёные считают, что в
этой неразберихе начинают проявляться закономерности, например, меньшее
количество связей между удалёнными частями мозга (и эти связи слабее), и
большее количество связей на коротких дистанциях.
На этих открытиях основана теория
«интенсивного мира». Она утверждает, что локальная гиперсвязность в
определённых участках мозга ведёт к чрезмерному функционированию, которое, в
свою очередь, приводит к гипервосприимчивости к информации и экстремальной
работе внимания и обработки ощущений. Это звучит не так уж плохо, и может
объяснить возможности гениев, но слабая связь удалённых участков усложняет
осознание всей этой поступающей информации и способность выбрать приоритетный
источник информации (так как информацию не получается правильно интегрировать).
Это быстро перегружает сознание, поэтому люди с РАС пытаются справиться с
сенсорной перегрузкой, отдаляясь от социума или углубляясь в повторяющиеся
действия (которые помогают создать чувство стабильности и удерживать слишком
яркий мир в каких-то рамках). И хотя это на самом деле очень интересная теория,
к ней нужно относиться с осторожностью, пока её не изучат должным образом.
Один из основных признаков РАС –
расстройство социальных взаимодействий. Аутисты могут выглядеть как люди,
которым неинтересны социальные намёки, или как люди, неспособные их считывать.
Среди самых распространённых проблем, в разной степени тяжести, встречаются
невозможность расшифровки выражений лица, сарказма, иронии, чувств и точек
зрения других людей. В мозге есть парочка вещей, способных объяснить это
явление. В одной из моделей развития социальных навыков утверждается, что у нас
есть врождённое умение по распознаванию лиц, и что мозжечковая миндалина, один
из эмоциональных центров, усиливает это умение у младенцев, доставляя им
удовольствие при взгляде на лица ухаживающих за ними людей. А в случае детей с
аутизмом, по-видимому, мозжечковая миндалина развиваются неправильно, что
ослабляет выработку социального опыта.
ПЕРВАЗИВНОЕ РАССТРОЙСТВО РАЗВИТИЯ
НЕУТОЧНЕННОЕ
Первазивное расстройство развития — это
общий термин, который включает в себя аутизм, синдром Аспергера и несколько других
расстройств. Когда кажется, что у пациента есть какой-то тип аутизма, но он не
совсем соответствует диагностической формуле, то ему ставится диагноз
«первазивное расстройство, развитие неуточненное» или «атипичный аутизм». Часто
это люди с более «низким» функционированием, чем люди с формальным диагнозом
«аутизм», но не обязательно. (Более подробно см. отдельную статью «Атипичный
аутизм» на странице педагога-психолога).
СИНДРОМ АСПЕРГЕРА
Этот диагностический термин используется в
отношении людей с аутизмом, у которых при этом очень хорошо развита речь (плюс
у них могут быть другие, не такие заметные отличия). Люди с синдромом Аспергера
сталкиваются с уникальными жизненными трудностями. Поскольку их речевые
способности очень высоки, то окружающие люди (включая специалистов)
предполагают, что их социальные и жизненные навыки так же развиты, как и их
речь. Это предположение ошибочно, так как все без исключения люди с аутизмом
имеют значительные проблемы с социальными навыками, и это влияет на их
возможности для образования и трудоустройства.
Большинство специалистов используют термины
«синдром Аспергера» и «высокофункциональный аутизм» как синонимы. Можно
сказать, что синдром Аспергера — это подтип аутизма. (Более подробно см. отдельную
статью на странице педагога-психолога).
Общие особенности людей с аутизмом (из
автобиографических рассказов людей с аутизмом)
Ощущения. Люди с аутизмом часто сообщали о том, что
у них «измененная» чувствительность к звукам, прикосновениям, зрительным
образам, вкусам, запахам и движениям. Одна из авторов вспоминала, что в
детстве, когда она смотрела на других людей, она видела лишь разрозненные части
тела, а не людей целиком. Многие люди с аутизмом писали, что звуки или
зрительная информация на заднем фоне слишком сильно их отвлекают, и они не
могут их отфильтровать.
С другой стороны, измененные ощущения очень
часто становятся источником огромнейшего наслаждения для многих людей с
аутизмом. Они часто получают удовольствие от ситуаций и предметов, которых
другие люди даже не замечают.
Внимание. Многие
люди с аутизмом говорят, что им трудно уделять внимание более чем одному
ощущению в один момент времени. Например, если они что-то слушают, то они могут
быть не способны одновременно воспринимать то, что они видят.
Восприятие
времени и пространства. Некоторые
люди с аутизмом сообщали о серьезных проблемах в ориентации во времени и
пространстве, которые мешают им понять, что произойдет потом. Как и в случае с
сенсорными проблемами, их восприятие времени и пространства могло быть
сниженным или фрагментированным. В результате, они могли не понимать «что
происходит» в самой обычной ситуации, а также испытывали сильнейшую тревожность
в случае ожидания, изменения планов или перехода к другому занятию. В подобных
ситуациях людям с аутизмом, похоже, очень помогают знакомые занятия и предметы,
а также жесткая рутина.
Стратегии саморегуляции. Большинство
людей с аутизмом сообщали, что у них есть способы успокоиться или справляться
со своими симптомами аутизма. Такие стратегии часто встречают ритуалы,
ритмичные занятия или повторяющееся поведение. Они кажутся практически
универсальными для людей с аутизмом и могут включать ритмичные однообразные
движения, например, раскачивание туловищем, тряску кистями рук, мычание под
нос, быстрое хождение взад и вперед и другие движения без определенной цели. Некоторые
люди с аутизмом говорят, что повторяющиеся движения успокаивают их и помогают
им справиться с гиперчувствительностью. Другие говорят, что такие движения
помогают им думать или сосредоточиться.
Для некоторых людей с аутизмом стратегии саморегуляции включают жесткий
распорядок дня и ежедневную рутину. Например, это может быть сортировка вещей и
хранение их в строго определенном месте. Такое навязчивое стремление к рутине и
порядку, похоже, помогает людям с аутизмом справиться с сильной тревожностью, в
том числе с трудностями ориентации во времени и пространстве.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА
Измеряемый
уровень интеллекта. «Интеллект»
у людей с аутизмом может быть самым разным, от очень низкого до очень высокого.
Уровень интеллекта не зависит от степени выраженности симптомов аутизма.
Конкретное
мышление. Люди с
аутизмом часто мыслят очень конкретно, а не абстрактно. Их восприятие мира
может быть крайне ограниченным, интенсивным и детализированным. Это может
привести к трудностям с пониманием сложной речи. Людям с аутизмом проще
обучаться на демонстрациях, визуальных примерах или диаграммах, чем по устным
инструкциям.
Что касается языка, то люди с аутизмом часто
интерпретируют выражения речи буквально. Такие фразы как «Держи рот на замке»,
«Пересечемся позже», «Дешевые слова» могут поставить их в тупик. Буквальное
понимание или незнание о скрытом смысле может вызвать негативные чувства к
другим людям, так как человек с аутизмом может воспринимать необязательное
соглашение как твердое обещание или считать, что житейский совет является
непреложным правилом.
Внимание
к деталям. Некоторые
люди с аутизмом обладают развитой способностью сосредоточиться на деталях и
замечать последовательности. Они могут с легкостью заметить, что книги на полке
лежат не по порядку, что предметы на столе лежат по-другому или что не все
данные в таблице сходятся. Эта особенность делает некоторых людей с аутизмом
очень способными в работе, ориентированной на детали.
Фиксация. Очень
часто люди с аутизмом имеют фиксацию на любимой теме или занятии. Такие люди
обладают очень сильной мотивацией получать опыт, изучать и думать о своей
любимой теме, а если у них развиты способности к устной речи, то часто такие
люди постоянного говорят о своей любимой теме, из-за чего они могут монополизировать
беседу. Некоторых людей привлекают упорядоченные системы, такие как компьютеры,
списки информации или особые виды механизмов (например, лампочки или торговые
автоматы). Также у человека с аутизмом может быть фиксация на ритме слов, счете
или списках предметов. У неговорящих людей могут быть фиксации на ощупывании
определенных поверхностей, повторении сложных ритуалов или раскачивании взад и
вперед.
Знания человека с аутизмом о его любимой
теме или занятии может быть удивительно глубокими, но, возможно, одновременно
очень узкими. Также человек с аутизмом может не понимать, что другие люди не
заинтересованы в этой теме. Тем не менее, если инструкции, обязанности или
рабочие задачи человека соответствуют его личным фиксациям, то эти фиксации
могут стать очень функциональными.
КОММУНИКАЦИЯ И ДВУХСТОРОННЕЕ ОБЩЕНИЕ
Экспрессивный
язык (устная
речь, коммуникация с другими людьми). У некоторых людей с аутизмом есть
развитые речевые навыки и обширный словарный запас. У других речевые навыки
очень ограничены. Многие люди с аутизмом, даже с развитыми речевыми навыками,
выражают эмоции скорее поведением, чем словами, но значение того или иного
поведения зависит от конкретного человека. Очень важно, чтобы люди, окружающие
каждого человека с аутизмом, понимали смысл языка его поведения.
Рецептивный язык (восприятие
речи на слух, понимание других людей). Большинство (но не все) людей с аутизмом
лучше воспринимают информацию зрительно, а не на слух. Во время разговора
человек с аутизмом нуждается в продолжительных паузах, чтобы обработать
вербальную информацию. Человеку с аутизмом также может потребоваться
дополнительное время, чтобы ответить на вопрос или принять решение. Визуальная
информация (диаграммы, кодирование цветом, символические изображения,
письменная информация и так далее) могут помочь человеку с аутизмом лучше
понимать чужую речь.
Социальное взаимодействие. Социальные навыки у людей с
аутизмом могут быть очень разными, но все они испытывают какие-то трудности в
восприятии социальных сигналов. Некоторые люди с аутизмом кажутся погруженными
в свой внутренний мир (хотя в реальности они могут остро осознавать все, что
происходит вокруг). Другие люди с аутизмом могут быть очень общительными и
ориентированными на других людей, но им все равно трудно правильно понимать
социальные ситуации и выбирать уместные ответы. Практически всем людям с
аутизмом может помочь то или иное обучение социальным навыкам.
Контакт
глазами. Недостаток
контакта глазами — это одна из наиболее заметных особенностей людей с аутизмом,
особенно во время разговора с другими людьми. Окружающие могут ошибочно
воспринимать отсутствие взгляда в глаза как невнимательность, застенчивость,
грубость или какую-то негативную эмоцию. Люди с аутизмом не воспринимают
контакт глазами как важный, а у некоторых контакт глазами вызывает дискомфорт.
Некоторые люди с аутизмом отмечают, что взгляд в глаза требует такой сильной
концентрации, что они не могут одновременно сосредоточиться на том, что говорит
собеседник.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Приверженность
рутине. Люди
с аутизмом часто высоко ценят устоявшуюся рутину и в любой новой обстановке
быстро вырабатывают новую рутину. Изменения в привычном порядке могут очень
сильно их расстраивать, так что желательно всегда заранее подробно описывать им
предстоящие изменения. В некоторых случаях рутины человека с аутизмом могут
стать настолько ригидными, что напоминают обсессивно-компульсивное
расстройство. Аналогичным образом, некоторые люди с аутизмом предпочитают очень
упорядоченную обстановку, они могут выстраивать предметы в ряды, выравнивать
предметы и так далее. Человек с аутизмом может испытать сильное беспокойство,
если вещи переложили в другие места или если в помещении сильный беспорядок.
Зависимость
от подсказок и трудности с обобщением. Рутины высоко ценятся
людьми с аутизмом, и часто они завязаны на определенные элементы окружающей
обстановки. Когда такие элементы-подсказки исчезают из привычной ситуации, то
рутина полностью разваливается, что может привести к замешательству,
тревожности и недовольству. Также следует помнить, что не стоит учить человека
с аутизмом навыку в одной обстановке, а потом просить повторить этот навык в
совершенно другой. Обобщение навыка для разных ситуаций вызывает сложности у
людей с аутизмом, и нужно по возможности обучать человека в близкой обстановке,
используя такие же подсказки, как и в естественной среде.
Проблемы
с крупной моторикой. Подобные трудности могут выражаться в общей
неуклюжести, странной осанке и походке, трудностях при ходьбе или других
движениях.
Проблемы
с мелкой моторикой. Трудности с захватом мелких предметов,
проблемы с письмом от руки и так далее.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ОСОБЕННЫМИ ЛЮДЬМИ?
1.
Наберитесь терпения и будьте дружелюбны
2.
Будьте готовы помочь
3.
Не повышайте голос и не трогайте человека без разрешения
4.
Не обижайтесь на то, что вам могут сказать
5.
Не говорите о человеке с аутизмом в третьем лице и не игнорируйте его
6.
Не указывайте родителям детей с аутизмом, как им себя вести
7.
Не давайте другим травить людей с особенностями
Есть заблуждение, что люди с РАС всеми
силами избегают контактов и не нуждаются в них — это не так. У них есть
потребность в общении, просто ведут они себя по-особенному и реагируют совсем
не так, как мы привыкли. Наберитесь терпения и будьте дружелюбными. Есть разные
люди и у них могут быть разные потребности, но все они заслуживают любви и
уважения.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.03.2023
Дата обновления: 30.03.2023
Дата публикации: 02.04.2023