14.03.2023
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
КАК НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКА
СЕМЕЙНЫЕ НАКАЗАНИЯ, КОТОРЫЕ КРАЙНЕ НЕГАТИВНО
ВЛИЯЮТ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ВАШЕГО РЕБЕНКА
Психологи предупреждают: эти 5 психологических наказаний могут серьезно
сказаться на будущем вашего ребенка. Уставшие и раздраженные родители
редко думают о том, как можно, а как нельзя наказывать провинившихся детей.
Единственное, чему многие уже, к счастью, следуют – это принцип, что бить
нельзя. Но те психологические наказания, которым они порой подвергают своих
детей, ничуть не лучше. А в ряде случаев – приводят к более глубоким травмам и
непоправимым для отношений последствиям.
Обычно они поступают так, как в свое время делали их родители: за плохое
поведение мамы и папы наказывают «по привычке». И хотя чаще всего мотивом
родительских наказаний является все-таки желание воспитать хорошего
человека, современные мамы и папы продолжают
пользоваться запрещенными психологическими методами наказания.
Игнорировать
Ребенка не замечают, не говорят с ним, не отвечают на его вопросы и просьбы.
Это очень сильное оружие в борьбе за свою правоту, которое любят отрабатывать
именно на родных и близких людях – тех, кто наиболее уязвим к нашему
невниманию.
Наказывать малыша молчанием очень удобно. Не
надо тратить время и свои внутренние силы на поиск объяснений и аргументов.
«Сколько можно говорить!» – кричат в таком случае родители и надолго замолкают.
Но чаще всего глубинная причина наказания-игнорирования кроется в том, что
родители просто обижаются на своих детей и сами превращаются в маленького обиженного ребенка.
Иначе говоря, они «увольняются» с роли родителя. А ведь взрослый человек всегда
имеет опыт: ему легче найти путь к выстраиванию отношений, тогда как дети его
только приобретают. Родителям важно помнить, что ответственность за
формирование доверительных и уважительных отношений (отсутствие которых,
кстати, очень сильно проявится, когда ребенок вырастет) ВСЕГДА лежит
на взрослом.
Игнорирование воздействует на эмоциональное
состояние ребенка и свидетельствует о родительском эмоциональном отвержении,
личность ребенка как бы «стирают». «Ты не такой, как надо, Такой
ты мне не нужен, Делай так, не скажу, как, а иначе я тебя не люблю, Я не хочу
понимать, что ты думаешь и чувствуешь» – вот что, скорее всего, прочтет во
взрослом молчании ребенок. И он сделает вывод для себя – «Я плохой, меня не
любят». Подобными действиями родители снижают его самооценку (которая с детских
лет у всех детей априори завышенная – это нормально), учат не принимать и не
любить себя, делают психологически слабым и уязвимым, зависимым от мнения
окружающих. Но не учат самому важному – что и как нужно делать, чтобы исправить
ситуацию. Молчание взрослых не дает ребенку возможность осмыслить и
проанализировать свое поведение, сделать верные выводы.
А потом мы удивляемся, например, что это у
ребенка такая низкая самооценка, что это он такой ведомый, не имеет своего
мнения, не умеет отстаивать свои интересы и личностные границы, поддается
негативному влиянию и втягивается в дурные компании? А еще позже – что это он
(она) так зависят от оценки других людей, почему не может принимать критику,
почему выбирает доминантных (подавляющих) партнеров и так страдает от зависимых
отношений? И еще много разного, свидетельствующего о том, что ваш
взрослый ребенок не любит и не принимает себя таким, как есть. «Я отказываюсь
от себя, я себя не слышу, я должен (должна) быть таким, как хотят они, чтобы
быть любимым ими» - вот главная бессознательная идея, которая формируется при
такой форме отвержения самыми важными в жизни ребенка людьми – родителями.
Кричать
Многие родители считают, что самый действенный способ донести нужную информацию
до ребенка – это «докричаться» до его совести. Причем, по их мнению, чем громче звук , тем быстрее придет результат.
Задумайтесь! Какой результат?
Наша
жизнь переполнена стрессами. Часто к концу дня накапливаются раздражение и
усталость от работы. А крик «разряжает» от скопившихся негативных эмоций.
Нельзя сорваться на начальника, на «нужных», уважаемых людей и взрослых
родственников. Зато на собственное дитя, не вовремя попавшееся под руку, многие
мамы и папы вполне позволяют себе наорать. Важно помнить, что крик всегда
вызывает реакцию хотя бы секундного испуга у любого человека, даже взрослого и
опытного. А что говорить о маленьком ребенке!
За
испугом следует торможение психологической
активности, ступор, замирание, так называемая реакция «мнимой смерти».
Совершенно точно, в таком состоянии ребенку трудно понять, что от него хотят, ведь интеллектуальная активность тоже снижается.
«Звуковое»
давление на ребенка обязательно проявится в его поведении с окружающими: он
становится раздражительным, боязливым, замкнутым, а в отношении с более слабыми
– деспотичным и агрессивным. Ведь в этом случае ребенок делает еще один
жизненный вывод: кто кричит, тот и сильнее, тот и прав.
В
подростковом возрасте ждите «ответку». А во взрослом состоянии такие дети не
переносят повышения голоса, реагируя либо избыточной агрессией, либо избыточным
«замиранием», не переносят конфликты, не умеют управлять собственной агрессией
или ситуацией противостояния.
Обзывать
К сожалению, некоторые родители могут быть очень грубыми и не выбирать
выражения, когда их, уставших, начинают донимать детские «выходки»: «Воду опять
пролил, криворукий!», «Сколько ты грязи нанесла на своих копытах!», «Посмотри
на себя! У тебя мимика, как у обезьяны! Учись хорошим манерам!».
Суть
этих наказаний сводится к доминированию над более слабым человеком. Чаще всего
для того, чтобы быстро добиться «правильного» поведения от ребенка. Срабатывает?
В плане изменения внешнего поведения маленького человека чаще всего срабатывает
(если это не повседневный стиль общения с ребенком). Но цена вопроса очень
велика – это громадные потери в отношениях между родителями и детьми!
Такие
методы наказания провоцируют детские обиды, потерю доверия взрослым, страх быть
непосредственным и спонтанным (ведь это ведет к тому, что ты можешь попасть в
глупое положение, которое будет высмеиваться и порицаться!). Самое ужасное, что
в результате такого наказания не рождается глубинное понимание, почему нельзя
поступать тем или иным способом. Вместо этого рождается страх наказания и
желание любой ценой не выглядеть дураком, ну хотя бы в глазах взрослых!
Со
временем ребенок начинает утаивать от взрослых свои проблемы, ошибки . Он может лгать и избегать прямых открытых
объяснений, отказываться от своей собственной позиции. Ребенок может стать
ведомым и безвольным, подвергаться чужому негативному влиянию, может избегать
новой деятельности из-за страха ошибиться.
Ругать публично
Бывает, что мамы и папы выносят проступки ребенка на общественное обсуждение и
общественное же порицание в присутствии самого ребенка. Взрослые прибегают
к публичным наказаниям из-за внутреннего ощущения своего бессилия и
невозможности повлиять на ситуацию. Иногда роль играет раздражение, а иногда и
полное неприятие ребенка. Призываются свидетели и общественные обвинители
взамен уставшим, измученным родителям. Цель таких общественных собраний –
вызвать чувство стыда у «неразумного» сына или дочери.
Что
дает этот способ в плане воспитания? Чаще всего – ничего. «Весь мир против
меня» – вот основной внутренний лейтмотив детского переживания, которое влечет
за собой желание защищаться, закрываться и противостоять, желание, чтобы все
это скорее закончилось (иногда ценой собственной жизни!!!)
Часто
такие наказания наносят глубокую психологическую травму. Они
совершенно никак не способствуют рождению новых жизнеутверждающих смыслов в
душе ребенка, не дают правильную оценку происходящему.
Привлечение
посторонних свидетельствует о несформированном или утраченном взаимопонимании
между родителями и детьми, об отсутствии авторитета родителей и глубоких личных
отношений в семье или, что еще хуже, говорит о полном равнодушии взрослых к
детским чувствам и переживаниям.
Наказывать надолго
Мамы и папы могут растягивать свои «исправительные меры» не на
один день. Родителями в выборе такого наказания, особенно по отношению к
активным, подвижным, испытывающим особые трудности в регуляции своего поведения
детям, чаще всего движет желание, «чтобы ребенок лучше запомнил, что так себя
вести нельзя!» Запоминает ребенок точно надолго, но только что?
Длительное наказание за один проступок может стать причиной искажения
личности, разрушения отношений между родителями и детьми, особенно если
разговор идет о дошкольниках и младших школьниках. То, что для подростка, да и
то не всякого, может стать толчком к внутренним изменениям, для детей младшего
возраста является губительным. Для дошкольников и младших школьников время
течет медленнее, ребенок живет в настоящем моменте, все происходящее с ним
совершается для него раз и навсегда.
Поэтому
длительное наказание воспринимается как «казнь навсегда».
Невозможность
прощения и возвращения в родительские объятия воспринимается им как мука, конца
которой нет. Ребенок надолго запомнит внутреннюю боль отлучения от родительской
любви, одиночество и страх. Конечно, после наказания все же наступает прощение
и примирение, но впечатление от длительного наказания всегда будет сильнее, чем
память о наступившем затем примирении.
Это
может привести к нервозности, тревожности, возникновению страхов, а
впоследствии стать основой для фиксации подсознательной установки: любить
и хотеть быть любимым – это больно! «Не хочу больше! Ну и ладно, обойдусь без
вас». И живет рядом с родителями подросший ребенок в своей капсуле со
стеклянными глазами, не пускающий в душу. И общение сводится к стандартному:
Как дела? – Нормально. Что в школе? – Нормально. Ты поел? – Да, нормально. Все.
Во взрослой жизни ребенок будет себя отвергать и испытывать колебания
самооценки, даже если родители не ругали, а просто не говорили о своей любви.
Ведь любой человек делает с собой в психологическом плане ровно то, что с ним
делали в детстве его родители.
Если вы в растерянности и не знаете, как выстраивать отношения с
собственным ребенком, лучше обратитесь за помощью к специалистам.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.03.2023
Дата обновления: 15.03.2023
Дата публикации: 14.03.2023