10.02.2023
Подготовила Малахова С.В.
Формирование готовности руки ребенка к письму
Готовность руки к письму начинает
формироваться в раннем детстве, но не сама по себе, а является результатом
поэтапных действий, направленных на ребенка в возрасте от 1,5 до 6,5 лет.
Специфические навыки письма
Двигательный
навык, который предполагает:
ü развитость
мелкой мускулатуры пальцев, легкость руки, сенсорно-двигательные связи и
координации;
ü развитие
способности ориентироваться на линейке, строке, клеточке; быстрое нахождение
левой и правой сторон;
ü сформированность
зрительно-двигательных образов и представлений;
ü развитие
аналитического восприятия и воспроизведения предметных изображений и буквенных
знаков поэлементно-целостным способом.
Графический навык, который предполагает:
ü умение
красиво и легко (т.е. не напряженно) рисовать колебательными, вращательными,
плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы
различного содержания: предметные изображения, разные линии - широкие, узкие,
нитевидные, ломаные, спиралевидные, условные знаки, в том числе и буквы,
выполняя их с разной силой нажима, скоростью, темпом, ритмом, наклоном,
соблюдая их правильную форму, величину и рисунок;
ü легко и
непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), соблюдая
необходимый угол наклона;
ü выполнение
графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.
Родители должны помнить о том, что наибольшие трудности у старших
дошкольников и первоклассников возникают при выполнении графических упражнений.
Причинами этого являются отсутствие интереса к
освоению письма, недостаточная
«зрелость» мелкой мускулатуры кистей рук и недостаток опыта выполнения
графических движений.
Рассмотрим детально каждую из этих причин и методы их устранения. В целом,
это и будет хорошей подготовкой руки дошкольника к письму.
1. Интерес к освоению письма. Упражнения следует
проводить в игровой форме, ставя вначале перед ребенком игровую и
практические задачи: «дорисуй незаконченный рисунок», «соедини точки», «нарисуй
рисунок по точкам», «проведи дорожку», «попади в цель» и др. Важно
заинтересовать, показать значение письма.
Если ребенок не захочет заниматься, его нельзя заставлять. Это может
привести к стойкому нежеланию выполнять письменное задание. В этом случае нужно
вначале заинтересовать его красивой тетрадкой, новыми цветными карандашами и
т.п., постепенно переключая интерес на результат графических действий. Успех
радует ребенка, повышает мотивацию, поэтому поддерживайте ребенка
эмоционально. Постепенно усложняйте графические упражнения.
2. «Зрелость» мелкой моторики рук обеспечивает
точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев
и кистей рук, скоординированность их движений. Для каждого возраста существуют
специальные приемы развития мелкой моторики. Дошкольникам будут полезны
следующие приемы и упражнения: пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры, лепка
из пластилина, теста и глины, выполнение движений с мелкими предметами
(мозаика, конструктор, нанизывание бусинок), выполнение «закручивающих»
движений (закручивание крышек, гаек в конструкторе), специальные упражнения для
подготовки руки к письму.
3. Опыт графических движений ребенок
приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, раскрашивая, копируя
рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, продолжая узоры
различной сложности, ведя линии по лабиринтам и т.п.
При этом необходимо следить, чтобы ребенок вел линии сверху вниз и слева
направо, штриховал ровно, без пробелов, «не выходил» за контур изображения.
Специалисты не рекомендуют обучать дошкольников написанию письменных букв
и, тем более, использовать для подготовки к школе школьные прописи.
Успешность формирования графического
навыка во многом зависит от уровня развития других учебно-важных качеств:
способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями,
обучаемости, зрительного анализа и зрительно-двигательной координации
движения руки, навыков пространственной ориентации.
Даже если
дошкольник рисует много и с увлечением, но при этом нет руководства со стороны
взрослого, графический навык может формироваться неправильно. Для того чтобы
графические упражнения с дошкольниками были максимально эффективны, нужно
учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, при организации
занятий выполнять ряд правил письма: посадка, наклон тетради, положение ручки в
руке.
Прежде чем показывать малышу, как писать
буквы, нужно сначала научить его правильно держать в руке то, чем он будет это
делать, – карандаш, ручку, фломастер.
Правила,
которые нужно соблюдать при письме:
1. Сидим прямо.
2. Ноги легко и свободно, но вместе.
3. Между грудью и столом расстояние 1,5 –
2 см.
4. Тетрадь расположена под углом 30
градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать
туловище и сильно наклонять голову.
5. Нижний левый угол листа, на котором
пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди.
6. Оба локтя лежат на столе.
7. Три точки опоры: спинка
стула, сиденье стула, пол.
Конкретные рекомендации – практические задания
– при подготовке руки к школе в следующей консультации
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.02.2023
Дата обновления: 07.02.2024
Дата публикации: 10.02.2023