Нарушения речи. Консультация логопеда для родителей и педагогов
12.02.2023
Различные расстройства
речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и
социальному взаимодействию. О нарушениях речи говорят в том случае, если имеют
место отклонения функционирования психофизиологических механизмов речи;
несоответствие уровня речевого развития возрастной норме; недостатки речи не
преодолеваются самостоятельно и могут негативно влиять на психическое
развитие индивида. Изучением и преодолением нарушения речи у детей и взрослых
занимается педагогическая наука – логопедия, а также
содружественные ей науки медицинского цикла (нейрофизиология,
неврология, отоларингология, стоматология и др.).
Существуют две классификации нарушения
речи (клинико-педагогическая классификация) рассматривают нарушения речи с
позиций этиопатогенеза и (психолого-педагогическая классификация) расстройства
психофизической организации речевой деятельности.
Основные виды речевой патологии
Обусловленные недоразвитием грамматического строя языка. Характеризуется
неправильным словообразованием, словоизменением по родам, падежам, числам,
нарушением согласования и управления слов в предложении, неточностью выражения
мыслей, недостаточной связностью изложения. Аграмматическая дисграфия обнаруживается по
результатам обследования устной речи, анализа письменных работ. Направления
коррекционной работы включают расширение лексического запаса, формирование
грамматических категорий, развитие связного высказывания.
Аграфия – это грубая
дезорганизация письменной речи, приводящая к невозможности реализации акта
письма. Сопровождается распадом графического образа звука, грубыми
аграмматизмами, неспособностью писать спонтанно, под диктовку или самостоятельно,
списывать текст. Диагностика включает неврологический осмотр, проведение
инструментальных исследований (МРТ, электроэнцефалографии),
нейропсихологического и логопедического тестирования. Коррекция аграфии
проводится логопедическими средствами на фоне лекарственной терапии,
физиотерапевтического лечения.
Акустико-гностическая афазия — это расстройство
восприятия и синтеза вербально полученной речевой информации. Возникает
вследствие поражения коркового центра слухового анализатора — зоны Вернике.
Сопровождается нарушением письма, счёта, чтения. Акустико-гностическая афазия
диагностируется по результатам неврологического, логопедического обследования,
данным МРТ и КТ мозга, УЗДГ церебральных сосудов. Лечение предусматривает
этиопатогенетическую терапию причинной патологии, логопедические занятия, приём
нейропротекторных, ноотропных фармпрепаратов, ЛФК.
Акустико-мнестическая
афазия — это расстройство речи, обусловленное неполноценностью слухоречевой
памяти. Характеризуется затруднённым повторением словесной цепочки, сложностями
подбора необходимого слова в процессе разговора. Диагностика производится по
результатам логопедического обследования, оценки неврологического статуса,
проведения церебральной МРТ, исследования мозговой гемодинамики,
цереброспинальной жидкости. Коррекция афазии осуществляется на фоне лечения
основной причинной патологии, включает логопедические занятия, медикаментозную
поддержку, общую реабилитацию (массаж, ЛФК).
Акустическая дисграфия – это парциальное
расстройство функции письма, обусловленное недостаточностью слухового
восприятия. Появляется заменами либо смешением на письме букв, обозначающих
фонетически схожие звуки: шипящие-свистящие, твердые-мягкие, звонкие-глухие,
аффрикаты и их составляющие. При этом звукопроизношение у ребенка правильное.
Дисграфия диагностируется по результатам анализа письменных работ, исследования
слуховой дифференциации фонем. Коррекционный маршрут предусматривает
преодоление фонематического недоразвития, уточнение акустических характеристик
звуков, работу над фонемным анализом и синтезом.
Алалия – это грубое недоразвитие или полное
отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров
головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка.
При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного
запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и
фонематических процессов. Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и
логопедическом обследовании. Психолого-медико-педагогическое воздействие при
алалии включает медикаментозную терапию, развитие психических функций,
лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, связной речи.
Алексия – это тотальное
расстройство навыка чтения, сопровождающееся невозможностью зрительного
восприятия и понимания текста. При данном нарушении человек не может научиться
читать или утрачивает способность распознавать буквы и соединять их в слова.
Алексия может развиваться изолированно или сочетаться с афазией, аграфией.
Расстройство диагностируется с помощью нейропсихологического и логопедического
тестирования, методов нейровизуализации (КТ, МРТ, ПЭТ головного мозга).
Коррекционная работа направлена на развитие зрительно-пространственных функций,
памяти, внимания, аналитико-синтетических процессов.
Амнестическая
афазия – это вариант афатического расстройства, при котором происходит распад
номинативной функции речи. Характеризуется зрительной амнезией, забыванием
названий предметов, речевыми паузами и трудностями подбора слов, вербальными
парафазиями. Диагностика предполагает проведение неврологического обследования
(церебральной МРТ, МРА, УЗИ артерий головы и шеи), нейропсихологического и
логопедического тестирования. Лечебно-коррекционная работа при афазии включает
этиопатогенетическую фармакотерапию, логотерапию, нейрокоррекцию.
Анартрия – это наиболее тяжелая
степень дизартрии, приводящая практически к полному отсутствию звуковых и
голосовых реакций. Выраженность варьирует от полной неспособности произнести
речевые звуки до наличия отдельных вокализаций, гласных звуков, слогов. Также у
больных затруднено жевание, глотание, отсутствует мимика, выражена
гиперсаливация. Церебральные поражения диагностируются при помощи
томографических методов (МРТ, КТ), речевой статус уточняется в рамках
логопедического обследования. Лечение комплексное: медикаментозная коррекция
неврологических расстройств, нейрореабилитация, логотерапия.
Афазия – это расстройство
ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью
утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать
обращенную речь. Проявления афазии зависят от формы нарушения речи;
специфическими речевыми симптомами афазии являются речевые эмболы, парафазии,
персеверации, контаминации, логорея, алексия, аграфия, акалькулия и др. Больные
с афазией нуждаются в обследовании неврологического статуса, психических
процессов и речевой функции. При афазии проводится лечение основного
заболевания и специальное восстановительное обучение.
Афония – это расстройство голосообразования, при
котором утрачивается звучность речи. Пациент может разговаривать исключительно
шепотом, при психогенной форме сохраняется громкий смех, кашель, крик. Возможны
болевые ощущения в горле, затрудненное дыхание. Инструментальная диагностика
афонии включает эндоскопию гортани (ларингоскопию, видеостробоскопию),
функциональная ‒ психологическое тестирование, логопедическое обследование.
Лечение проводится медикаментозными средствами, методами физиотерапии,
психотерапии. Показаны фонопедические занятия. Иногда требуется хирургическое
пособие.
Афферентная
моторная афазия — это кинестетическое расстройство сформированной речи, обусловленное
нарушением центральной регуляции речедвигательного аппарата. Возникает при
поражении артикуляционной зоны постцентральной извилины. Клинически проявляется
снижением речевой продукции, сложностями артикуляции, смешением фонем с похожим
артикуляционным механизмом, вторичной дислексией и дисграфией. Основу
диагностики афферентной моторной афазии составляет логопедическое,
неврологическое обследование, МРТ мозга. Проводится лечение основной патологии,
осуществляется медикаментозная поддержка церебральных функций (нейрометаболиты,
сосудистые фармпрепараты), логопедическая коррекция.
Брадилалия – это нарушение темпа
речепроизводства, характеризующееся замедленной реализацией артикуляторного
акта. При брадилалии замедляется темп внутренней и внешней речи, чтения,
письма; голос становится немодулированным, монотонным, артикуляция – нечеткой.
При брадилалии требуется комплексное медицинское, психологическое и
логопедическое обследование, направленное на выяснение причин нарушения темпа
речи и сопутствующих нарушений. Методика преодоления брадилалии предполагает
медицинское воздействие (медикаментозную терапию, ФТЛ, психотерапию), массаж,
логопедические занятия, логоритмику.
Бульбарная
дизартрия — это утрата членораздельности экспрессивной речи вследствие расстройства
иннервации артикуляционных органов при поражении IX, X, XII пар черепных
нервов. Клинически проявляется смазанностью, замедленностью, монотонностью,
скудностью речевой продукции на фоне дисфонии и сопутствующих расстройств
глотания. Бульбарная дизартрия диагностируется по данным неврологического и
логопедического обследования, для выявления причины патологии проводится КТ или
МРТ головного мозга, исследование церебрального кровотока, анализ ликвора.
Лечение осуществляется соответственно этиологии заболевания, дополняется
логопедической коррекцией, общей реабилитацией, нейропротекторной терапией.
Дизартрия – это расстройство
произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела
речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного
аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики,
звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при
тяжелых поражениях возникает анартрия. При подозрении на дизартрию проводится
неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭМГ, ЭНГ, МРТ головного мозга и др.),
логопедическое обследование устной и письменной речи. Коррекционная работа при
дизартрии включает лечебное воздействие (медикаментозные курсы, ЛФК, массаж,
ФТЛ), логопедические занятия, артикуляционную гимнастику, логопедический
массаж.
Дизартрия у детей – это сложное речевое
расстройство, возникающее при нарушении нейромоторного механизма речи. Синдром
проявляется артикуляционными трудностями, звукопроизносительными дефектами,
диспросодией. Возможны затруднения глотания, гиперсаливация, расстройства
произвольной моторики и координации. Для установления центральных причин
дизартрии выполняется церебральная МРТ, ЭФИ. Неврологическое обследование
дополняется нейропсихологическим и логопедическим тестированием. В лечении
применяется комплекс методов: фармакотерапия, физическая реабилитация,
логотерапия.
Дизорфография – это специфическое
расстройство усвоения орфографических навыков, опосредованное нарушением
речевого онтогенеза и невербальных психических процессов. Проявляется
устойчивыми, частотными орфографическими ошибками на письме, возникающими и
повторяющимися, несмотря на знание учащимся орфографического правила.
Дизорфография выявляется в процессе диагностики сформированности устной и
письменной речи, анализа рабочих тетрадей ученика. Коррекционный логопедический
процесс включает формирование фонетико-фонематического, лексического,
грамматического, морфологического, синтаксического компонентов речевой системы,
развитие ВПФ.
Динамическая афазия — это нарушение
формирования высказываний активной речи, обусловленное поражением
префронтальной лобной коры. Клинически проявляется отсутствием инициации
высказываний, односложностью, упрощённостью ответов на поставленные вопросы,
повторением фраз собеседника, недостаточным пониманием длинных сообщений.
Диагностируется динамическая форма афазии с учетом данных неврологического
осмотра, логопедического и психологического обследования, томографических,
сосудистых исследований. Коррекция речевого дефекта проводится путём
логопедических занятий, фармакотерапии на фоне этиотропного лечения и
общеукрепляющих мероприятий.
Дисграфия – это частичное
расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или
распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной
речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на
письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.
Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и
письменной речи по специальной методике. Коррекционная работа по преодолению
дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития
фонематических процессов, лексики, грамматики , связной речи , не речевых
функций .
Дислалия – это различные дефекты звукопроизношения
у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата.
Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в
устной речи. При дислалии проводится логопедическое обследование строения и
подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического
слуха, при необходимости – консультации стоматолога, невролога, отоларинголога.
Логопедическое воздействие при дислалии включает 3 этапа: подготовительный,
формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных
навыков.
Дислексия – это парциальное
расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо
распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения.
Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость
ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение
слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного).
Диагностика дислексии предполагает оценку уровня сформированности устной речи,
письма, чтения, неречевых функций. Для преодоления дислексии необходимо
развитие нарушенных сторон устной речи (звукопроизношения, фонематических
процессов, словаря, грамматического строя, связной речи) и неречевых процессов.
Диспраксия − это расстройство
моторной сферы, характеризующееся трудностью и неточностью выполнения
целенаправленных двигательных актов. Для диспраксии характерны различные виды
моторной недостаточности: неуклюжесть, плохая координация, неловкость движений
рук, неточность артикуляции, трудности на письме. Расстройство выявляется при
нейропсихологическом и логопедическом обследовании ребенка, из методов
медицинской диагностики используется ЭЭГ, ВП. Терапия включает физическую
реабилитацию (кинезиотерапию, массаж), нейрокоррекцию (сенсорную интеграцию,
мозжечковую стимуляцию), логотерапию (речевую гимнастику, логоритмику).
Задержка речевого развития – это более позднее в
сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет.
Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным
недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи,
отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с
задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога,
детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении
медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития
должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.
Заикание — судорогоподобные движения
артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в
середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо
звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и
тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное
образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту
сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука. В
своем развитии заикание проходит 4 фазы от редких приступов периодически возникающего
заикания до серьезной личностной проблемы, ограничивающей способность человека
к общению.
Заикание у детей – это расстройство
темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в
артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у
детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным,
непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, речевыми уловками,
логофобией, вегетативными реакциями. Дети с заиканием должны быть обследованы неврологом,
логопедом, психологом, психиатром. Коррекция заикания у детей включает
лечебно-оздоровительный комплекс (соблюдение режима, массаж, водолечение, ЛФК,
ФТЛ, психотерапию) и систему логопедических занятий.
Закрытая ринолалия – это речевая патология,
сочетающая дефектное звукопроизношение и гипоназальную окраску голоса.
Проявляется искаженным звучанием носовых согласных (произносятся как ротовые),
гласных, нарушением голоса по типу закрытой ринофонии. Для установления причин
речевого нарушения необходим осмотр ЛОР-органов. Структура дефекта уточняется в
ходе логопедической диагностики. Для устранения закрытой ринолалии необходимо
сначала восстановить проходимость носовой полости, затем приступать к коррекции
звукопроизношения и назального оттенка голоса.
Клаттеринг – это дезорганизация
темпа, ритма и плавности речевого высказывания несудорожного характера.
Характеризуется чрезмерно быстрой, невнятной, монотонной речью, повторением
слов и слогов, артикуляционными нарушениями, лексико-грамматическими ошибками,
неправильной расстановкой логических ударений и пауз. Речевому расстройству
сопутствует общая моторная расторможенность, дефицит памяти и внимания,
некритичность по отношению к своей речи и поведению. Нарушение распознается в
ходе логопедического обследования с использованием традиционных и специальных
методик. Коррекционное вмешательство направлено на нормализацию темпа речи,
развитие языковых навыков, совершенствование звукопроизношения.
Корковая дизартрия — это нарушение речевой артикуляции вследствие
расстройства механизмов центральной мышечной иннервации и праксиса
артикуляционных органов на уровне церебральной коры. Клинически проявляется
утратой членораздельности, темпа и ритмичности речи, заменой отдельных звуков,
разделением аффрикатов при сохранении смысловой части высказывания. Диагностика
осуществляется методами логопедического, неврологического исследования. Для
определения этиологии поражения коры дополнительно назначаются
нейровизуализационные методики. Лечение включает терапию причинной патологии,
логопедическую коррекцию, фармакотерапию, кинезиотерапию, массаж,
психокоррекцию.
Механическая
дислалия – это дефектное звукопроизношение, связанное с анатомическими аномалиями
периферических органов речи. Проявляется искаженным произношением звуков
(сигматизмом свистящих или шипящих, ротацизмом, ламбдацизмом, каппацизмом и
др.), элизией звуков; иногда вторично страдают фонематические процессы,
письменная речь. Органическая дислалия выявляется в ходе логопедической
диагностики, включающей обязательный осмотр органов артикуляции и оценку речи
ребенка. Коррекция звукопроизносительного дефекта осуществляется
логопедическими средствами на фоне лечения, проводимого стоматологом,
челюстно-лицевым хирургом, ортодонтом.
Мозжечковая
дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное поражением
мозжечка. Проявляется потерей плавности, ритмичности экспрессивной речи, её
замедленностью и прерывистостью. Наблюдается на фоне симптомов мозжечковой
атаксии. В диагностике используются данные логопедического обследования,
неврологического статуса, нейровизуализационных исследований (МСКТ, МРТ мозга),
при необходимости — генетического анализа. Логопедическая коррекция
осуществляется на фоне этиопатогенетического лечения причинной патологии, нейрометаболической
медикаментозной поддержки и общих реабилитационных мероприятий (ЛФК, массаж,
работа с психологом).
Моторная алалия – это первичная
несформированность экспрессивной речи, вызванная поражением мозговых центров во
внутриутробном или доречевом периоде. Характеризуется отсутствием или
дефицитарностью устного высказывания. Из неречевых симптомов типичны
неразвитость моторики, заторможенность (реже – гиперактивность), нарушения ВПФ.
Интеллект, физический слух, строение периферических речевых органов и понимание
речи не нарушены. Обследование включает сбор анамнеза, исследование праксиса и
артикуляционной моторики, речевого статуса. Логопедическая коррекция ведется
поэтапно: запуск речи, наращивание словаря, формирование связного высказывания
и грамматики, усовершенствование звуко-слоговой структуры.
Мутационная
дисфония – это функциональное расстройство голосовой функции, возникающее в период
полового созревания. Признаками нарушения служит сохранение детского тембра в
послемутационном периоде, боль в горле при фонации, осиплость голоса, афония.
Объективная и дифференциальная диагностика требует проведения ларингоскопии,
стробоскопии, акустического анализа голоса, ЭГГ. Модель лечебно-коррекционного
воздействия предполагает соблюдение охранительного голосового режима, обучение
подростков основам правильного голосоведения, проведение психотерапии,
фонопедических занятий.
Нарушения голоса – это различные
расстройства голосовой функции, обусловленные патологическим состоянием органов
голосообразования. Нарушения голоса проявляются его недостаточной силой,
высотой, искажением тембра, голосовым утомлением, першением, болью, «комком» в
горле. При нарушениях голоса пациент должен быть проконсультирован
отоларингологом и фониатром с исследованием голосовой функции, а также
обследован логопедом. Преодоление нарушений голоса включает медицинские
мероприятия (медикаментозное или хирургическое лечение, ФТЛ, психотерапию) и
логопедическое воздействие (голосовой режим, дыхательную и артикуляционную
гимнастику, фонопедические упражнения и др.).
Общее недоразвитие
речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой,
лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых
расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления
ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут
варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной
речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и
лексико-грамматического недоразвития. ОНР выявляется в ходе специального
логопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания
речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя
языка, полноценного звукопроизношения и т. д.
ОНР 1 уровня
Общее недоразвитие речи 1 уровня – это крайне низкая
степень речевого развития, характеризующаяся практически полной
несформированностью вербальных средств коммуникации. Типичные признаки – резко
ограниченный словарь, состоящий из звукокомплексов и аморфных слов, отсутствие
фразы, ситуативное понимание речи, неразвитость грамматических навыков, дефекты
звукопроизношения и фонематического восприятия. Диагностируется логопедом с
учетом данных анамнеза и обследования всех компонентов языковой системы.
Коррекционная работа с детьми, находящимися на первом уровне речевого развития,
направлена на совершенствование понимания речи, активизацию речеподражания и
речевой инициативы, формирование невербальных психических функций.
ОНР 2 уровня
Общее недоразвитие речи 3 уровня – это умеренные
отклонения в формировании различных сторон речи, касающиеся, главным образом,
сложных лексических и грамматических единиц. Характеризуется наличием
развернутой фразы, но речь аграмматична, звукопроизношение плохо
дифференцировано, фонематические процессы отстают от нормы. Уровень речевого
развития устанавливается с помощью логопедической диагностики. Коррекция
недоразвития речевых функций предполагает дальнейшую работу над связной речью,
усвоением лексико-грамматических категорий, совершенствованием фонетической
стороны речи.
ОНР 4 уровня
Общее недоразвитие речи 4 уровня – это незначительная,
остаточная несформированность фонетико-фонематических и лексико-грамматических
процессов. Все пробелы в развитии языковых компонентов выражены в нерезкой форме:
страдает правильное воспроизведение слогового образа сложных слов, артикуляция
звуков, фонематическое восприятие, словоизменение и словообразование, связная
речь. Выявить данную степень ОНР можно лишь в процессе углубленного
логопедического обследования. Задачи коррекционного обучения включают
совершенствование всех сторон речи с целью подготовки ребенка к успешному
обучению в школе.
Оптическая
дисграфия – это нарушения на письме, обусловленные несформированностью зрительных,
пространственных и моторных процессов. Проявляется стойкими заменами сходных по
написанию букв, их зеркальным расположением, ошибками в
начертании отдельных буквенных элементов (пропуски, удвоение).
Органическая
дисфония – это частичное или полное отсутствие фонации, вызванное морфологическими
изменениями голосового аппарата. Характеризуется снижением громкости, высоты
голоса, искажением тембра и резонанса. В тяжелых случаях голос «пропадает»
совсем. Стандартное оториноларингологическое обследование включает
ларингоскопию, стробоскопию, лучевые методы, ЭФИ. Первый этап лечения
подразумевает устранение органических изменений, вызывающих дисфонию
(противовоспалительная терапия, удаление новообразований носоглотки, закрытие
расщелин ЧЛО, иссечение рубцов). Вторым этапом проводятся фонопедические
занятия.
Открытая ринолалия – это комплексное
нарушение артикуляционного и фонационного механизмов речи, обусловленное
несостоятельностью небно-глоточного смыкания. Сопровождается дефектами
звукопроизношения, тембра голоса, назальной окраской речи. На этом фоне
вторично нарушается фонематический слух, лексическо-грамматические процессы,
овладение письменной речью. Речевая патология диагностируется в рамках
обследования речевого аппарата, состояния различных сторон речи, голоса,
дыхания. Логопедическая коррекция ринолалии проводится на до- и
послеоперационном этапах, включает массаж неба, специальную гимнастику,
развитие всех речевых компонентов.
Первичная прогрессирующая афазия – это постепенный
распад речевой функции при отсутствии когнитивных расстройств. Дебютирует
речевыми запинками, аграмматизмами, парафазиями, замедлением речи, которые
постепенно трансформируются в грубую моторную или глобальную афазию.
Прогрессирующая афазия диагностируется по данным ЭЭГ, исследования вызванных
потенциалов, томографии головного мозга (МРТ, ПЭТ-КТ), нейропсихологического
тестирования. В лечении применяется симптоматическая фармакотерапия (ноотропы,
NMDA-антагонисты, ингибиторы ацетилхолинэстеразы, СИОЗС), логопедические
занятия.
Псевдобульбарная дизартрия — это патология речи,
обусловленная расстройством иннервации артикуляционных мышц вследствие
поражения кортико-бульбарных проводящих трактов. Проявляется затруднением,
замедлением, нечленораздельностью, обрывочностью высказываний на фоне
гипомимии, спастического гипертонуса артикуляционной мускулатуры, дисфагии,
изменений голоса. Диагностируется псевдобульбарная дизартрия методами
неврологического и логопедического обследования, ультразвуковой диагностики
церебрального кровоснабжения, нейровизуализации. Логопедическая коррекция
последовательно осуществляется совместно с лечением основной патологии,
восстановительной терапией.
Психогенная афония – это отсутствие голоса
при попытках вербальной коммуникации, спровоцированное психической травмой.
Пациенты утрачивают способность разговаривать, но шепотная речь остается
сохранной. Они могут звучно кашлять, смеяться, реагировать громким голосом на
эмоционально значимые ситуации – выражать междометиями испуг, гнев, ярость,
восторг, удивление. Диагностика включает обследование отоларинголога,
психиатра, психолога, фониатра. Для выявления психических причин развития
болезни проводится клиническая беседа и психодиагностика, для исключения
органических заболеваний гортани – ларингоскопия. Лечение предполагает
психотерапию и фонологические занятия по восстановлению голоса.
Ринолалия – расстройства
артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и
функционирования речевого аппарата. Ринолалия характеризуется грубыми
искажениями звукопроизношения, назализацией согласных и гласных звуков,
вторичным нарушением фонематических процессов и письменной речи, недоразвитием
лексико-грамматической стороны речи. Диагностическое обследование при ринолалии
включает консультацию отоларинголога, челюстно-лицевого хирурга, логопеда для
выявления анатомических и функциональных дефектов артикуляционного аппарата и
степени нарушения всех сторон речи. С целью преодоления ринолалии может
проводиться хирургическое, физиотерапевтическое, ортодонтическое лечение;
психотерапия, логопедическая работа.
Ринофония ‒ это приобретение
голосом назального оттенка вследствие измененного баланса резонирования. Тембр
голоса становится гнусавым, речь – неинтонированной, плохо разборчивой, однако
звукопроизношение не нарушается. Для выявления причин ринофонии проводится
инструментальный осмотр носоглотки, исследование голосовой функции. Лечение
включает медицинские мероприятия (хирургические вмешательства, психотерапию),
коррекционно-логопедическое воздействие (логопедический массаж, артикуляционную
гимнастику, фонопедические упражнения, развитие речевого дыхания).
Семантическая
афазия — это системное речевое расстройство, возникающее при поражении области
височно-теменно-затылочного стыка левого полушария. Характеризуется нарушением
понимания семантики, сложных грамматических конструкций, расстройством
зрительно-пространственного гнозиса, акалькулией, элементами апраксии.
Диагностика включает логопедическое и неврологическое обследование,
церебральную нейровизуализацию, исследование мозговой гемодинамики, анализ
цереброспинальной жидкости. Логопедическая коррекция проводится поэтапно на
фоне этиопатогенетической терапии и восстановительного лечения.
Семантическая
дислексия – это нарушение понимания и воспроизведения прочитанного при безошибочном,
технически грамотном чтении. Характеризуется трудностями осмысления и пересказа
прочитанного текста, невозможностью ответить на вопросы, угадывающим характером
чтения. Диагностируется логопедом-дефектологом в рамках обследования письменной
и устной речи. Направления коррекционной работы включают обогащение словаря,
развитие звуко-слогового анализа и синтеза, формирование представлений о
синтаксических связях между частями предложения.
Сенсорная алалия – вариант речевого
дизонтогенеза, обусловленный расстройством слухового восприятия при сохранном
физическом слухе. Характеризуется непониманием обращенной речи, неразличением
звуков, эхолалией, логореей, использованием элементарных словоформ
(звукоподражаний, корней, междометий). Типично импульсивное поведение, быстрое
истощение внимания, нежелание вступать в контакт. При обследовании сенсорных
алаликов уточняется анамнез, состояние акустического и речевого гнозиса,
лексико-грамматических и произносительных навыков. В рамках коррекционной
программы осуществляется развитие слухового контроля, акустических
дифференцировок, словаря, внимания к своей речи и речи окружающих.
Спастическая дисфония – это дистония мышц
гортани, сопровождающаяся неконтролируемым спазматическим сокращением или
размыканием голосовой щели в момент фонации. Проявляется непроизвольным
прерыванием речи, осиплостью, сдавленностью, напряженностью голоса. При
постановке диагноза учитываются данные логопедического и неврологического
обследования, видеоларингоскопии, электромиографии. В лечении применяются
терапевтические и хирургические подходы (фонопедические занятия,
фармакотерапия, инъекции ботулотоксина, пересечение/денервация возвратного
гортанного нерва, миоэктомия и др.).
Специфические
расстройства развития школьных навыков (СРРШН) – нарушения
формирования навыков чтения, письма, счета, связанные с трудностями обработки
когнитивной информации. Исключаются проблемы обучения на фоне олигофрении,
задержки психического развития, тяжелой патологии или травмы ЦНС. Расстройства
проявляются нарастающим запаздыванием в развитии умения считать, выполнять
арифметические операции, читать, переводить устную речь в письменную и обратно,
выражать письменно свои мысли. Диагностика предполагает клиническое
обследование психиатром, проведение нейропсихологических проб,
патопсихологических тестов. Лечение осуществляется методами
нейропсихологической коррекции, коррекции обучением.
Стертая дизартрия – легкие расстройства
фонетического и просодического компонентов речи, обусловленные негрубым
нарушением иннервации артикуляторных органов. Для речевого дефекта характерна
нечеткая артикуляция, искажение звуков нескольких фонетических групп, сложности
автоматизации, маловыразительная речь. Дизартрические нарушения диагностируются
в процессе уточнения логопедического и неврологического статуса. Коррекция
осуществляется с использованием артикуляционной, дыхательной и пальчиковой
гимнастики, логопедического массажа. Особых усилий требует автоматизация
вызванных звуков и нормализация просодики. Параллельно проводится лечение у
невролога.
Тахилалия - нарушение темпа речепроизводства,
характеризующееся патологически быстрым речевым потоком. При тахилалии
значительно ускорен темп речи и общей моторики; отмечаются повторения, запинки,
«проглатывания», искажения слогов и слов, нарушения письма и чтения. Пациент с
тахилалией должен быть всесторонне обследован неврологом, психиатром, логопедом
и психологом. Коррекционная работа при тахилалии включает комплексное
медицинское, психотерапевтическое и логопедическое воздействие (бальнеотерапия,
ЛФК, аутогенная тренировка, речевые упражнения, логопедическая ритмика и др.).
Тотальная афазия – это одновременное,
тяжело выраженное нарушение моторного и сенсорного звена речи. Синдром
характеризуется отсутствием спонтанной и непониманием обращенной речи,
расстройством операций чтения и письма, что делает невозможным вербальный
контакт с больным. Из сопутствующих расстройств наблюдается гемиплегия. Область
поражения устанавливается с помощью церебральной МРТ/КТ, УЗДС артерий головного
мозга. С целью оценки речевого и психологического статуса больного выполняется
тестирование. Лечение включает фармакотерапию, нейрохирургические
вмешательства, логопедическую помощь, нейрокоррекцию.
Физиологическая дислалия – это возрастное
несовершенство звукопроизношения у детей младшего и среднего дошкольного
возраста. Выражается в звуковых заменах, пропусках и смешениях. При этом все
звуки-заменители произносятся нормативно. Наблюдается дефект смягчения,
пропуски согласных при стечении. Сочетается с несформированностью
грамматического строя и связного высказывания. Распознается в рамках
консультирования ребенка логопедом. Не нуждается в специальной педагогической
коррекции, исчезает самостоятельно после пяти лет. Для подготовки
периферических органов речи может быть рекомендовано выполнение специальных
артикуляционных упражнений.
Фонастения – это нарушение
голосовой функции, обусловленное дискоординацией работы дыхательного, артикуляционного,
фонационного и резонаторного аппаратов. Проявляется быстрым утомлением голоса,
его дрожанием, прерыванием, снижением высоты и силы, сужением диапазона.
Субъективные жалобы – першение, ощущение «комка» в горле. В диагностике
патологии участвуют фониатр и логопед; производится осмотр гортани
(ларингостробоскопия), анализ акустических параметров голоса. Лечение включает
голосовой покой, дыхательные и фонационные упражнения, физиотерапию,
психотерапевтические методы.
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов
звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с
нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН характеризуется заменами,
смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нередко
выраженными лексико-грамматическими нарушениями. Логопедическое обследование
при ФФН включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического
восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи,
навыков словообразования, связной речи. Коррекционная работа при ФФН ведется
над нарушенными сторонами речи.
Функциональная дислалия – дефекты
звукопроизношения, обусловленные нарушением функционирования корковых отделов
речедвигательного или речеслухового анализатора либо неправильным воспитанием
речи. Проявляется моторной (искажение) или сенсорной (смешение, замены)
неточностью произношения фонем. Форма дислалии и ее вид устанавливается в ходе
логопедического обследования. Первостепенное внимание уделяется оценке
сформированности речевого праксиса и фонематических процессов. Коррекция
недостатков речи функционального характера направлена на формирование
артикуляционных укладов и фонетико-фонематических процессов, создание
благоприятного речевого окружения.
Функциональная дисфония – это расстройство
фонаторной функции при отсутствии анатомических изменений со стороны
периферического звена голосового аппарата. Проявляется местными признаками
(осиплостью голоса, болью, спазмами, першением в горле) и общеневрологическими
симптомами (тревожностью, раздражительностью, апатией). Диагностическое
обследование складывается из проведения ларингоскопии, стробоскопии, анализа
акустических характеристик голоса, электроглоттографии. Фонопедическая
коррекция функциональной дисфонии осуществляется на фоне медикаментозного,
физиотерапевтического и психотерапевтического лечения.
Экстрапирамидная дизартрия — это расстройство
произносительной стороны речи, обусловленное мышечно-тоническими нарушениями и
гиперкинезами артикуляционных органов. Характеризуется изменчивым нарушением
плавности, внятности, ритмичности и выразительности речи, зависящими от
психоэмоционального состояния больного. Экстрапирамидная дизартрия
диагностируется по клиническим данным, верификация основного диагноза требует
проведения нейровизуализации, исследования церебральной гемодинамики, анализа
ликвора, психологического тестирования. Лечение включает этиопатогенетическую
терапию основного заболевания и логопедическую коррекцию.
Эфферентная
моторная афазия — это нарушение двигательного звена речи, обусловленное повреждением
премоторной зоны церебральной коры. Основу клинической картины составляет затруднение
перехода между артикуляционными позами, инертность речевых процессов,
диспросодия, наличие персевераций, повторов, вторичное расстройство письменной
речи. Эфферентная моторная афазия диагностируется путём
невролого-логопедического обследования, церебральной МРТ, при необходимости
проводится люмбальная пункция, производится оценка церебрального
кровообращения. Логопедическая коррекция сочетается с медикаментозным лечением,
осуществляется на фоне этиопатогенетической терапии причинной патологии.
Клинико-педагогическая классификация включает нарушения письменной речи (дислекцию алексию, дисграфию и аграфию) и нарушения устной речи, которые делятся на расстройства фонационного (внешнего) оформления речи (дислалию,
дизартрию, ринолалию, брадилалию, тахилалию, заикание, нарушение глоса) и расстройства структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания (алалию и афазию).
Психолого-педагогическая
классификация выделяет нарушения языковых компонентов речи (ФФН и ОНР), а
также нарушения в применении языковых средств (заикание, мутизм). Возможны
сложные комбинированные дефекты (ФФН + заикание, ОНР + заикание).
Все многообразие причин, вызывающих нарушение развития речи, может быть
поделено на биологические и социальные.
Предрасполагающими условиями к возникновению нарушений речи у детей служат,
так называемые, критические периоды в развитии речевой функции: 1-2 года, 3
года и 6-7 лет. Эти периоды являются сензитивными для развития речи: в это
время происходит наиболее интенсивное формирование психофизиологической основы
речи, и нервные механизмы регуляции речевой деятельности чрезвычайно ранимы.
Поэтому любые, даже, казалось бы, незначительные биологические или социальные
факторы, действующие в критические периоды, могут привести к возникновению
нарушений речи.
Нарушения
речи носят стойкий характер и, возникнув под влиянием того или иного фактора,
не исчезают самостоятельно, без специально организованной логопедической
помощи. Кроме этого, нарушения речи отрицательно сказываются на развитии
интеллектуальной сферы, поведения и личности в целом. Вместе с тем, в
большинстве случаев нарушения речи обратимы, и целенаправленная и своевременно
предпринятая коррекция позволяет вернуть человеку радость общения и
предупредить развитие вторичных психических наслоений.
Логопедическая
помощь лицам, страдающим нарушениями речи, оказывается в системе образования
(специализированных ДОУ, логопедических группах, логопедических пунктах, школах
для детей с тяжелыми нарушениями речи и пр.), в системе здравоохранения
(логопедических кабинетах при поликлиниках, диспансерах, стационарах,
специализированных медицинских центрах, домах ребенка и т. д.), частных
развивающих центрах.
Профилактика нарушений речи начинается фактически с момента зарождения
новой жизни и продолжается уже после рождения, на протяжении всей жизни. Она
включает в себя заботу о благоприятном протекании беременности,
нервно-психическом и физическом здоровье беременных и детей, раннее выявление факторов
риска нарушений речи и их устранение. Важнейшее значение в профилактике
нарушений речи у детей имеет речевая среда.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.02.2023
Дата обновления: 11.04.2023
Дата публикации: 12.02.2023