Особенности пространственной ориентации детей дошкольного возраста. Консультация логопеда
07.02.2023
Особенности пространственной ориентации
детей дошкольного возраста
В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный). Но у маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.
Ориентировка в пространстве имеет
универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая
различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой
важнейшее свойство человеческой психики.
Пространственное представление у детей
развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изодеятельности,
на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных. Так же
пространственное представлений у детей развивают во время режимных процессов: в
утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических
и подвижных играх. А так же используя повседневную жизнь.
Сформированность пространственных и
временных представлений характеризует общее развитие дошкольника и его
готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и
воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное
развитие детей. От уровня сформированности пространственных представлений во
многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими
видами учебной деятельности.
В дошкольном возрасте ребенок осваивает
словесную систему отсчета по основным пространственным направлениям: вперед-
назад, вверх - вниз, направо - налево. В период школьного обучения дети
овладевают новой системой отсчета - по сторонам горизонта: север, юг, запад,
восток.
В младшем дошкольном возрасте детей учат
различать основные группы направлений (вперед — назад, вверх — вниз,
направо—налево). Ребенок их осваивает на основе знания сторон собственного
тела. И связь эту важно упрочить с помощью игровых упражнений типа “Куда
показывает стрелка?”. Дети должны отгадать, например, какое направление
указывается стрелкой (вверх или вниз, в сторону, вперед или назад). Они сами
выполняют игровые задания, указанные с помощью стрелок, следов, шаров, мячей.
Так постепенно будет формироваться первоначальный опыт ориентировки в
пространстве с учетом направлений, перестраиваться восприятие самого
пространства.
Ориентировка от себя предполагает умение
пользоваться системой, когда началом отсчета является сам субъект, а
ориентировка от объектов требует, чтобы началом отсчета был тот объект, по отношению
к которому определяется пространственное расположение других предметов.
Для этого необходимо уметь вычленить
различные стороны этого объекта: переднюю, заднюю, правую, левую, верхнюю,
нижнюю.
Ориентировки “на себе ”, “от себя”,
применение их на различных предметах позволяют ребенку уяснить значение таких
пространственных предлогов, как в, под, на, за. Предлог на обычно ассоциируется
с верхней плоскостью предмета (на столе, на стуле); предлог под – с нижней
стороной; предлог в воспринимается как указание на расположение внутри
какого-либо объекта.
Освоение системы отсчета и ориентировки в
окружающем пространстве по сторонам собственного тела и других предметов, по
основным пространственным направлениям развивает у детей умение давать
словесную характеристику пространственной ситуации.
Направление “вверх – вниз” (“вверху –
внизу”) позволяет ребенку уяснить такие ориентировки, как “над” и “под”,
“посередине” и “между” при расположении группы предметов по вертикальной линии.
Направления “направо – налево” (“справа –
слева”) помогает лучше понять пространственны отношения, определяемые словами
рядом, посередине и между, сбоку или с краю.
Направление “вперед – назад” (“впереди –
сзади”) способствует уяснению таких пространственных отношений, как “впереди”, “перед”,
“напротив”, “за”, “позади”, “посередине” и “между” при расположении предметов
по фронтальной линии от исходной точки отсчета.
Таким образом, несмотря на большое
многообразие существующих в нашей речи характеристик пространственного
окружения, все они основаны на освоении ориентировки “на себе” и “на внешних
объектах”.
Помощником в формировании пространственных
представлениях на наших занятиях являются
пособия от LOGOWOODS:
ГРАММАТИЧЕСКИЙ БАННЕР
С данным пособием можно отрабатывать не только падежи нашего великого и
могучего русского языка, но и все задачи на пространство, счет, цвет и
совершенно не обязательно сидеть за столом. Изучение любой лексической темы
плюс в сочетании с крупной моторикой, всегда вызывает живой интерес у ребенка и
мотивирует на работу!
БАННЕР СЛЕДЫ
1.Работа с крупной моторикой .Прыгни так же как Я.Ребёнок запоминает «маршрут»из
3-х и более прыжков, повторяет его.
2.Автоматизация звука. Добавляем слоги (с автоматизируемым звуком) плюс
прыжки по следам.
3.Развитие звукового анализа. Нажми на красную кнопку носочком и назови
гласный в слове (кит, кот, сом, сук, дом, и т. д.) аналогично с согласными
звуками.
4. Развитие просодической стороны речи. Скажи слог/слово/предложение
тихо/нажимая на красную кнопку НОСОЧКОМ, а теперь громко, нажимая на большую
желтую кнопку ПЯТКОЙ.
Для работы с пространством, со зрительным восприятием, моторной неловкостью.
1.Выложи фрукты по
горизонтали, а овощи по вертикали (используем счетный материал).
2. Машу поставь на клетку
А3, а Васю на клетку Б4
3. Поставь человечка на
клетку А1, давай дадим ему имя на звук А, теперь Б2, назови имя на звук Б и тд
4. Как называется клетка,
где я стою?
5. Отстукиваем по цифрам
мячиком ( слово с автоматизируемым звуком)
Например: одна ЛЛЛошадь, 2
ЛЛЛошади, …5 ЛЛЛошадей и тд.
6. Шагай под музыку и четко
ставь ногу в каждую клетку, не наступая на пересечения.
7. Шагай 2 клетки вперёд, 3
налево и т.п., куда ты пришёл? Ребёнок называет картинку с автоматизируемый
звуком ( заранее специалист выкладывает карточки).
8. Если стукну ложками –
прыгай вправо, стукну по барабану -
прыгай влево. Или (вниз, вверх).
9. Выложи букву Н ( Т, К, И
и тд), раскладывая камни ( любой счетный материал), опираясь на белые клетки.
10.Хлопай в ладоши на каждый
шаг
11. Слушая ритм метронома ( ритм
50-60 в приложении Metronome Beats), наступай на каждую клетку, хлопая по
левому колену 1 раз, по правому 2 раза.
12. Хлопай по
коленям, ставя руки перекрёстно.
13. На каждый третий шаг,
хлопок над головой
14. На одну клетку наступай
только левой ногой, на следующую двумя ногами.
15. В каждый ряд выложи на
одно яблочко больше, чем в предыдущем ряду ( любой счётный материал). В первом
ряду одно яблочко.
16. Стрелки. Разложи фигурки
глядя на стрелку. ( в какую сторону идёт бегемот? Лиса? ( фигурки должны быть
плоскостными и смотреть в профиль ( лево/ право). Тогда их можно будет
направить наверх и вниз)
16.Поведи линию ( веревочку,
нитку) от зелёного круга к синему. Через какие клетки проходит диагональ?
Назови их.
17. Для детей подготовительной
группы и начальной школы используем транспорт и континенты ( летим до Северной
Америки на самолете, двигаемся по стрелочкам, закрепляя поставленный звук.)
Карточки со стрелками и карточками позднего онтогенеза продаются отдельно.
18. Специалист называет
число 1, ребенок должен хлопнуть 2 раза, называет 2 – ребенок топает 1 раз.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.02.2023
Дата обновления: 11.04.2023
Дата публикации: 07.02.2023