Особенности пространственной ориентации детей дошкольного возраста. Консультация логопеда

07.02.2023

Особенности пространственной ориентации детей дошкольного возраста

 В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный). Но у маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.

   Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики.

   Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изодеятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных. Так же пространственное представлений у детей развивают во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх. А так же используя повседневную жизнь.

  Сформированность пространственных и временных представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей. От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.

   В дошкольном возрасте ребенок осваивает словесную систему отсчета по основным пространственным направлениям: вперед- назад, вверх - вниз, направо - налево. В период школьного обучения дети овладевают новой системой отсчета - по сторонам горизонта: север, юг, запад, восток.

  В младшем дошкольном возрасте детей учат различать основные группы направлений (вперед — назад, вверх — вниз, направо—налево). Ребенок их осваивает на основе знания сторон собственного тела. И связь эту важно упрочить с помощью игровых упражнений типа “Куда показывает стрелка?”. Дети должны отгадать, например, какое направление указывается стрелкой (вверх или вниз, в сторону, вперед или назад). Они сами выполняют игровые задания, указанные с помощью стрелок, следов, шаров, мячей. Так постепенно будет формироваться первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учетом направлений, перестраиваться восприятие самого пространства.

Ориентировка от себя предполагает умение пользоваться системой, когда началом отсчета является сам субъект, а ориентировка от объектов требует, чтобы началом отсчета был тот объект, по отношению к которому определяется пространственное расположение других предметов.

  Для этого необходимо уметь вычленить различные стороны этого объекта: переднюю, заднюю, правую, левую, верхнюю, нижнюю.

Ориентировки “на себе ”, “от себя”, применение их на различных предметах позволяют ребенку уяснить значение таких пространственных предлогов, как в, под, на, за. Предлог на обычно ассоциируется с верхней плоскостью предмета (на столе, на стуле); предлог под – с нижней стороной; предлог в воспринимается как указание на расположение внутри какого-либо объекта.

  Освоение системы отсчета и ориентировки в окружающем пространстве по сторонам собственного тела и других предметов, по основным пространственным направлениям развивает у детей умение давать словесную характеристику пространственной ситуации.

Направление “вверх – вниз” (“вверху – внизу”) позволяет ребенку уяснить такие ориентировки, как “над” и “под”, “посередине” и “между” при расположении группы предметов по вертикальной линии.

Направления “направо – налево” (“справа – слева”) помогает лучше понять пространственны отношения, определяемые словами рядом, посередине и между, сбоку или с краю.

Направление “вперед – назад” (“впереди – сзади”) способствует уяснению таких пространственных отношений, как “впереди”, “перед”, “напротив”, “за”, “позади”, “посередине” и “между” при расположении предметов по фронтальной линии от исходной точки отсчета.

  Таким образом, несмотря на большое многообразие существующих в нашей речи характеристик пространственного окружения, все они основаны на освоении ориентировки “на себе” и “на внешних объектах”.

 

Помощником в формировании пространственных представлениях на наших занятиях  являются пособия от  LOGOWOODS:

ГРАММАТИЧЕСКИЙ БАННЕР

С данным пособием можно отрабатывать не только падежи нашего великого и могучего русского языка, но и все задачи на пространство, счет, цвет и совершенно не обязательно сидеть за столом. Изучение любой лексической темы плюс в сочетании с крупной моторикой, всегда вызывает живой интерес у ребенка и мотивирует на работу!

БАННЕР СЛЕДЫ

1.Работа с крупной моторикой .Прыгни так же как Я.Ребёнок запоминает «маршрут»из 3-х и более прыжков, повторяет его.

2.Автоматизация звука. Добавляем слоги (с автоматизируемым звуком) плюс прыжки по следам.

3.Развитие звукового анализа. Нажми на красную кнопку носочком и назови гласный в слове (кит, кот, сом, сук, дом, и т. д.) аналогично с согласными звуками.

4. Развитие просодической стороны речи. Скажи слог/слово/предложение тихо/нажимая на красную кнопку НОСОЧКОМ, а теперь громко, нажимая на большую желтую кнопку ПЯТКОЙ.

НЕЙРОБАННЕР НАПОЛЬНЫЙХочу такой сайт

   Для работы с пространством, со зрительным восприятием, моторной неловкостью.

1.Выложи фрукты по горизонтали, а овощи по вертикали (используем счетный материал).

2. Машу поставь на клетку А3, а Васю на клетку Б4

3. Поставь человечка на клетку А1, давай дадим ему имя на звук А, теперь Б2, назови имя на звук Б и тд

4. Как называется клетка, где я стою?

5. Отстукиваем по цифрам мячиком ( слово с автоматизируемым звуком)

Например: одна ЛЛЛошадь, 2 ЛЛЛошади, …5 ЛЛЛошадей и тд. 

6. Шагай под музыку и четко ставь ногу в каждую клетку, не наступая на пересечения. 

7. Шагай 2 клетки вперёд, 3 налево и т.п., куда ты пришёл? Ребёнок называет картинку с автоматизируемый звуком ( заранее специалист выкладывает карточки).

8. Если стукну ложками – прыгай вправо, стукну  по барабану - прыгай влево. Или (вниз, вверх).

9. Выложи букву Н ( Т, К, И и тд), раскладывая камни ( любой счетный материал), опираясь на белые клетки.

10.Хлопай в ладоши на каждый шаг

11. Слушая ритм метронома ( ритм 50-60 в приложении Metronome Beats), наступай на каждую клетку, хлопая по левому колену 1 раз, по правому 2 раза.

12. Хлопай  по коленям, ставя руки перекрёстно.

13. На каждый третий шаг, хлопок над головой

14. На одну клетку наступай только левой ногой, на следующую двумя ногами.

15. В каждый ряд выложи на одно яблочко больше, чем в предыдущем ряду ( любой счётный материал). В первом ряду одно яблочко.

16. Стрелки. Разложи фигурки глядя на стрелку. ( в какую сторону идёт бегемот? Лиса? ( фигурки должны быть плоскостными и смотреть в профиль ( лево/ право). Тогда их можно будет направить наверх и вниз) 

16.Поведи линию ( веревочку, нитку) от зелёного круга к синему. Через какие клетки проходит диагональ? Назови их. 

17. Для детей подготовительной группы и начальной школы используем транспорт и континенты ( летим до Северной Америки на самолете, двигаемся по стрелочкам, закрепляя поставленный звук.) Карточки со стрелками и карточками позднего онтогенеза продаются отдельно.

18. Специалист называет число 1, ребенок должен хлопнуть 2 раза, называет 2 – ребенок топает 1 раз.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 07.02.2023

Дата обновления: 11.04.2023

Дата публикации: 07.02.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».