Основные этапы и направления работы по коррекции звукопроизношения на учебный год
04.02.2023
Основные этапы и
направления работы по коррекции звукопроизношения на учебный год
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября ,
после завершения обследования.
Проводится ежедневно до 1 июня, кроме зимних и весенних каникул. В июне
вместо индивидуально-подгрупповых коррекционных занятий по произношению
организуются развлечения, игры.
Вся индивидуально -подгрупповая коррекционная работа делится условно на
несколько этапов.
1. Подготовительный этап .
Задача - тщательная и всестороння подготовка ребенка к
длительной и кропотливой работе.
Основные направления на данном этапе:
- формирования интереса к логопедическим занятиям, потребности
в них;
- развития слухового внимания, памяти, фонематического
восприятия в играх и специальных упражнениях;
- развития артикуляционной моторики до уровня
минимальной
достаточности для постановки звуков ;
- развитие тонкой моторики в процессе систематических
тренировок , пальчиковой гимнастики;
- укрепление физического здоровья , консультации врачей ,
лечение.
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки
звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания
логопеда и больших затрат времени.
2. Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
- устранение дефектного звукопроизношения:
- развитие умение навыков дифференцировать звуки
,сходные артикуляционно и
акустически;
- формирование практических умений и навыков
пользования
исправленной (фонетически чистой, лексически развитой ,
грамматически
правильной ) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе следующие .
1. Постановка звуков в такой последовательности:
- свистящие С,З,Ц,С`, З`;
- шипящий Ш ;
- сонор Л;
- шипящий Ж;
- соноры Р,Р`;
- шипящие Ч,Щ.
Способ постановки смешанный .
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной
гимнастики);
- для свистящих : "Улыбочка","Заборчик",
" Лопатка", "Футбол",
"Фокус";
- для шипящих : "Трубочка","Вкусное варенье", "Чашечка", "Грибок", "Погреем руки ";
- для Р,Р`: "Болтушка", "Маляр" ,"Индюк" , "Лошадка", "Грибок", "Барабанщик", "Гармошка", "Пулемет";
- для Л :"Улыбочка", " Лопатка", " Накажем непослушный язычок".
Работа по постановке звуков проводится только
индивидуально до выработки устойчивого навыка правильного произношения звука изолировано.
2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановке может проводится как индивидуально , так и в подгруппе (2-3 человека).
3. Автоматизация звуков в словах проводится по
следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по
автоматизации звуков в
словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая
коррекционная работа проводится в подгруппах.
4. Автоматизация звуков в предложениях. Каждое
отработанное в произношение слово немедленно включается
в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы
, подбираются потешки,
чистоговорки, стишки с данным словом.
5. Дифференциация звуков :
- С-З,С-С`, С-Ц, С-Ш;
- Ж-З, Ж-Ш;
- Ч-С`, Ч-Т`, Ч- Щ;
- Щ-С`, Щ- Т`, Щ- Ч, Щ- Ш;
- Р-Л, Р- Р`, Р` - Л`, Р `- Й , Л`- Л;
6. Автоматизация звуков в спонтанной речи ( в диалогической речи в игре , развлечениях, режимных моментах...)
3. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа
и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
4. Систематические упражнения на развитие внимания , памяти,
мышления на отработанном в произношении материале.
5. Обогащение словарного запаса, усвоения и закрепление основ грамматического
строя русского языка.
6. Развитие связной выразительной речи на базе правильно
произносимых звуков.
Лексические и грамматические упражнения.
Нормализация просодической стороны речи.
Обучение рассказыванию.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.02.2023
Дата обновления: 18.02.2023
Дата публикации: 04.02.2023