10.01.2023
Подготовила Юрова Н.В.
Общее правило чтения сказки детям
любого возраста гласит – сказку нужно читать,
пока у ребенка есть интерес в глазах, то есть пока ему очень хочется слушать
ее. А поэтому: большие по объему сказки (сказки
с продолжением) заканчиваем
читать на самом интересном месте, чтобы у ребенка было большое желание узнать,
что же случится дальше и продолжить слушание.
Если
ребенок устал и не хочет слушать книгу, то лучше всего не заставлять. Вместо
этого пойти на прогулку или поиграть, сменить вид деятельности. Насилием
интерес к книге не воспитать.
Перед
чтением назовите ребенку жанр, автора и название сказки. Например: «Давай почитаем сказку Корнея
Ивановича Чуковского «Доктор Айболит». Называние жанра — это
маленький шажок к культуре чтения, к знанию особенностей разных жанров
литературы. (Позже – к 6-7 годам Ваш ребенок сможет
уже точно определять жанр и отвечать на вопрос: «Что это за произведение
– сказка, рассказ или стихотворение?», «Это колыбельная или
считалка?» и давать обоснование своего мнения.) Жанр называйте
всегда точно, правильно – не «стишок», а «стихотворение», не «сказочка», а «сказка».
Если сказка народная
– то можно сказать так :
«Я расскажу тебе украинскую народную сказку «Рукавичка».
Прежде
чем читать сказку ребенку,
желательно взрослым ознакомиться с ее текстом и иллюстрациями. Это нужно и для
того, чтобы вовремя объяснить незнакомые слова, и чтобы обратить внимание на
выразительные слова и образные сравнения, на язык сказки. И еще по
одной причине – которая возникла в последнее время в книгоиздании для детей.
Очень важной причине.
Покупая
книжку для ребенка, обязательно внимательно прочитайте текст сказки прямо в магазине,
т. к. сейчас очень часто встречаются «вольные» пересказы
известных сказок и переводы, которые отнюдь не отличаются
художественностью. Такие тексты очень вредно читать детям.
Очень
часто малыши просят несколько раз читать одну и ту же сказку. Что
делать – читать ее или предлагать другую? Конечно же, читать — читать ту сказку, которую
малыш выбрал и просит повторить. Дети дошкольного возраста очень любят
повторения сказок,
они каждый раз заново проживают одни и те же ситуации с таким же удовольствием,
как будто слушают сказку в первый раз.
Потом они начинают исправлять Ваши неточности, если Вы где-то ошиблись при
чтении, знают сказку почти наизусть,
но всё равно снова и снова просят ее повторить. Это важный этап в развитии
ребенка как будущего читателя.
У
каждого ребенка или у каждой группы детей есть одна такая любимая книжка,
которая зачитывается до дыр. Очень важно, чтобы такая книга — сказка несла
в себе общечеловеческие нравственные ценности, имела художественный язык, несла
положительные сценарии поведения и жизненные сценарии. Мы не знаем, в какую
книгу из прочитанных вдруг «влюбится» Ваш ребенок, какая захватит его внутренний мир и
станет спутником по жизни, на кого из сказочных героев
он захочет стать похожим, поэтому к каждой книге для детей предъявляются очень
высокие требования.
Прочитать
одну и ту же сказку можно и
сегодня, и завтра, и послезавтра, и на следующей неделе, потом
сделать перерыв и снова повторить. Каждый раз сказка открывает
перед нами всё новые пласты смысла, мы начинаем видеть в ней то, что раньше не
замечали. Потом Вы сами увидите, как ребенок к сказке «остыл» и
сам предложил послушать другую.
Дети
любят инсценировать сказки.
Никогда не вырезайте для театра фигурки из книжки. Этим мы продемонстрируем
свое неуважение к книге. Где взять картинки для игр – инсценировок:
А)
сделать цветной ксерокс страниц книжки и наклеить фигурки на картон,
Б)
сделать фотографии картинок из книги, распечатать их и вырезать,
В)
в Интернете есть варианты картинок по сказкам,
которые тоже можно использовать. Причем очень удобно комбинировать персонажей
из разных сказок для
сочинения своих собственных.
Играя
в сказку,
ребенок может изменять ее сюжет, вводить новых персонажей, новые диалоги. Это
нормально, нельзя его останавливать или тем более ругать, что «плохо слушал, в сказке
такого не было».
Разрешите малышу творить, придумывать, сочинять. Это замечательно! Ведь сказка и
игра-инсценировка — это творчество, живая речь, а не заученный заранее наизусть
текст. И творческие театрализованные и режиссерские сказки (игры по сюжетам сказок) – это очень важная часть жизни ребенка,
необходимая для его полноценного развития.
Если
малышу не интересны книги, не расстраивайтесь. Интерес к книге воспитывается,
развивается – это не врожденное качество. В этом случае начинайте с небольших
произведений, заканчивая чтение до момента усталости малыша.
Сказка или
мультик — какой вариант из двух лучше? Вариант 1 - сначала посмотреть с
ребенком мультик по сказке,
а потом прочитать эту сказку.
Или вариант 2 – сначала прочитать сказку,
а потом посмотреть по ней мультфильм?
Лучше
второй вариант. И вот почему. При слушании сказки ребенок
более активен, он сам придумывает – воссоздает в своем воображении образы
героев сказки.
У него нет перед глазами мелькающих картинок на экране, а поэтому он более
внимательно вслушивается в слова сказки.
При просмотре мультика малыш пассивен, образы героев уже созданы режиссером и
художником. Разумеется, что ничего страшного не будет, если малыш сначала
увидит мультфильм, а потом Вы прочитаете сказку.
Но если есть выбор – то лучше выбрать второй вариант.
Не
бойтесь читать детям не говорящим или плохо говорящим сказки с
ярким художественным языком, со сложными синтаксическими конструкциями, не
упрощайте язык сказки «под уровень речи
ребенка». Пусть малыш еще говорит плохо – но он всё впитывает и всё
понимает! Наоборот, даже плохо говорящим детям очень нужно и очень важно
ежедневно и часто читать высокохудожественные сказки,
давая образец литературной речи. Эта та «питательная среда», в которой и будет
постепенно формироваться и развиваться богатая выразительная речь ребенка.
Иначе он так и останется на уровне примитивной мысли и примитивной речи. Не
обедняйте литературную жизнь и язык Ваших малышей! Закладывайте задел на
будущее!
Детям
младшего дошкольного возраста народную сказку
лучше рассказывать, а не читать по книге (если есть такая
возможность). Или хотя бы просматривать текст сказки «вперед» глазами
по книге, а потом повторять ее вслух малышу, глядя ему в лицо и наблюдая за его
реакцией.
Когда
Вы рассказываете сказку,
глядя на ребенка, Вы видите его реакции, Вы можете в нужный момент сделать
паузу, поменять интонацию речи, задать вопрос. Маленькому ребенку трудно и
совсем не интересно слушать сказку,
если взрослый уткнулся в текст и не обращает внимание на малыша.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.01.2023
Дата обновления: 18.01.2023
Дата публикации: 10.01.2023