17.01.2023
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ: ПРАКТИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
На пятом году жизни речь ребенка
становится разнообразнее, правильнее, богаче. Свои ответы он уже строит из 2—3
и более фраз, все чаше его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные
предложения. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов)
дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с
взрослыми, так и с детьми.
Если двух-, трехлетний малыш,
не зная, как назвать тот или иной предмет, его характерный признак, иногда
прибегает к жестам: «Вот такой» (разводит руками), имея в виду слона, то
четырех-, пятилетний ребенок уже стремится найти подходящее слово, создает свои
слова. К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» приводит такие примеры
словотворчества детей: огонята (маленький огонь), всехний (всеобщий), сердитки
(морщинки), обувало, тормозило, ползук (червяк), мазелин (вазелин), гульвар
(бульвар), мелкоскоп (микроскоп), кластырь (пластырь) и др. Слова действительно
забавны, но закреплять их в речи ребенка не стоит. Надо поправить, дать точные
названия понятиям.
У пятилетних детей очень
велико тяготение к рифме. Они
создают собственные стихи, подбирают слова, лишенные порой всякого смысла. Но
само это занятие далеко не бессмысленное: оно способствует развитию речевого
слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию.
На пятом году жизни
большинство детей овладевают четким и чистым произношением шипящих
звуков: [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки
[р], [р’], [л], но еще не всегда умеют верно употреблять их во всех словах. В
этом возрасте они смешивают шипящие звуки со свистящими, звуки [р], [р’] — со
звуками [л], [л’] (звук имеется, но не всегда верно употребляется). Так,
например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай и в то же время этот
же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша.
Овладение новыми звуками,
однако, не обходится без трудностей. Так, четко произнося шипящие и сонорные
звуки [р], [р’], [л] в слогах и часто правильно употребляя их во вновь
усвоенных словах, ребенок иногда продолжает произносить их по-старому в давно
знакомых словах. Эти ошибки нельзя оставлять без внимания, надо добиться, чтобы
новый звук удавался повсеместно.
У некоторых детей овладение
новыми звуками вызывает чрезмерную увлеченность ими. Малыши начинают
употреблять их даже в тех словах, в которых их вовсе нет. Если, скажем, раньше
ребенок не выговаривал [ш] и [ж], заменяя их на [с] и [з], то теперь он
начинает их произносить, даже когда не надо: шумка (сумка), жамок (замок),
жвездочка (звездочка) и др.
В этом возрасте следует продолжать
знакомство ребенка с новыми словами, приучать
его точно называть качество предметов, определять, из чего они сделаны (стол,
стул, шкаф—из дерева; банка, ваза, стакан—из стекла и т.д.), находить в предметах
сходство и различие, знать такие временные понятия, как утро, день, вечер,
вчера, сегодня, завтра; пространственные отношения: справа—слева,
впереди—сзади, наверху—внизу. Для развития умения находить сходные и различные
признаки в предметах можно дать ребенку такое задание: «Внимательно рассмотри
два яблока. Одинаковые яблоки или нет? Чем они похожи и чем отличаются друг от
друга?» Ребенок обнаруживает, что одно яблоко большое, красное, с пятнышком на
боку, сладкое, другое—маленькое, зеленое, кислое. Если ребенок упускает
какие-то признаки, то взрослый может задать наводящие вопросы или сам назвать
их.
Детские игрушки, предметы
домашнего обихода также могут быть использованы для сравнения, сопоставления и описания. Так, девочке можно предложить рассказать
все, что она знает о своей кукле: как ее зовут? Какие у нее волосы, глаза?
Какое на ней платье, туфли? Мальчику можно предложить описать, например,
машину.
Нередко дети путают временные
понятия: вчера и завтра, утро и вечер, весна и осень. Приведенная ниже игра
научит ребенка ориентироваться в таких, еще очень сложных для него понятиях.
• «Когда это бывает». Назовите один или несколько
признаков какого-нибудь времени года, а ребенку предложите определить, о каком
времени года идет речь:
— Когда дети катаются на санках?
(Зимой.)
— Когда распускаются почки на деревьях,
появляются первые листочки? (Весной.)
— Когда в лесу поспевают ягоды, можно купаться в
реке? (Летом.)
— Когда улетают птицы на юг, желтеют листья? (Осенью.)
Уточните и закрепите знания ребенка о временных и
пространственных отношениях:
— Когда заходит солнышко? (Вечером.)
— Какой рукой ты рисуешь? (Правой.)
Знания о пространственных и временных отношениях помогут ребенку лучше понимать речь
окружающих, точнее пользоваться своей речью, правильно двигаться и действовать
по указанию взрослых. Вряд ли ребенок сможет найти, например, книгу, которая
лежит на верхней полке справа, если он не знает, где верх, а где низ, где
правая, а где левая сторона.
Развивать ориентировку в пространстве,
то есть умение правильно обозначать предметы по отношению к себе и пользоваться
такими словами, как впереди, сзади, слева, справа, можно следующим образом.
Ребенок, например, должен определить местонахождение стула по отношению к себе.
Поставьте стул впереди малыша и спросите его: «Где стул?» (Впереди.) Затем,
переставляя стул или изменяя положение ребенка по отношению к нему, попросите
малыша сказать, где стоит стул: сзади, слева, справа. Во время самостоятельных
занятий ребенка—рисования, лепки, конструирования — обратите его внимание на
то, где, например, находятся те или иные предметы на его рисунке. Спросите его,
где на его рисунке солнышко (наверху), дом (внизу), а где елочка по отношению к
дому (слева или справа).
Указывая на размеры предметов, дети в основном пользуются
словами большой, маленький и редко высокий, низкий, длинный, короткий.
Приучайте ребенка наиболее точно выражать свои мысли: дом высокий — низкий,
лента широкая — узкая, карандаш длинный — короткий. Учите пользоваться и
прилагательными в сравнительной степени. Спросите, какая линейка шире, какая
—уже; какая палочка выше, какая — ниже; какая книга толще, какая — тоньше.
Указывая на величину, цвет, форму, другие качества и признаки предметов, дети иногда допускают ошибки в согласовании
слов, в падежных окончаниях существительных, в окончаниях глаголов,
прилагательных. Необходимо обратить внимание на грамматическую правильность
речи ребенка. Проверьте, как малыш связывает слова между собой. Спросите его,
какая у него кукла. «Красивая», — ответит ребенок. «А еще какая? Большая или
маленькая?» — «Большая»,—говорит он. «А карандаш какой?» —«Красный, длинный».
Закрепить правильное образование окончаний поможет ребенку следующая игра.
• «Найди и исправь ошибку». Произнося фразу
неправильно, согласуйте существительное с глаголом, прилагательным или
употребляйте неправильное окончание: «Папа купила игрушку», «Таня спел песню»,
«У Кати красивый шапка». Ребенку надо найти ошибку. Спросите его: «Так можно
сказать?» Ребенок должен исправить фразу и произнести ее еще раз, но уже
правильно.
Несклоняемые имена существительные,
например, кино, метро, эскимо и др., как правило, склоняются ребенком: «Мы были
в кине, ехали в метре». Обязательно исправляйте ошибки. Иначе они закрепятся в
речи и избавиться от них в дальнейшем будет очень трудно.
Формирование и развитие связной речи происходит
прежде всего в процессе повседневного общения с взрослыми. В этом возрасте
ребенок обычно задает родителям много вопросов, его интересует буквально все:
откуда берется хлеб? Почему машина едет? Зачем нужны бабочки? Куда убегает
водичка, которая льется из крана? Откуда берутся дети? и т.д. Иногда родители
стараются уклониться от ответа, но иногда и выговаривают раздраженно: «Не
приставай с глупыми вопросами». А почему, спрашивается, с глупыми? Разве мы
сами не стремимся глубже понять окружающий нас мир? Почему же ребенок, который
только начинает его познавать, не должен интересоваться тем, что его окружает?
Конечно, не на все вопросы ребенка можно дать исчерпывающий ответ, но в любом
случае надо в доступной форме объяснить то, что его интересует. Необходимо
помнить, что ребенок дошкольного возраста черпает свои знания, усваивает новые
слова только благодаря общению с взрослыми.
Активизируют речь ребенка и вопросы,
которые задают детям родители: «Где ты был?», «Что ты нарисовал?», «Что видел?»
Ответы должны быть не только правильными и точными, но и по возможности
полными.
Развитие разговорной речи является
важным этапом в формировании у ребенка связной речи. В этом возрасте малыш
очень любит рассказывать о чем-то, делиться своими наблюдениями, впечатлениями,
сочинять. Как бы вы ни были заняты, надо поддержать речевую активность ребенка,
уметь выслушать его, помочь правильно передать содержание прочитанной книги.
Вот, например, как может
пересказать сказку ребенок четырех лет: «Жила-была козочка. Было у нее семеро
козлят. И дом у нее был с печкой. Каждое утро уходила она в бор. Волк очень
хотел съесть козляток. Но они слушали мамочку. Всегда смотрели в окно — кто там
стучит. Их ни один волк никогда не съел. А козочка всех волков забодала. Вот»
(В. С. Мухина «Близнецы»).
Если ваш ребенок неразговорчив, то сами
вызывайте его на разговор. Спросите, что он собирается сейчас делать, как будет
строить домик, какие детали для этого ему понадобятся, какую книгу прочитал ему
папа, о чем там говорится.
Дети очень любят, когда взрослые читают
им, причем то, что им понравилось, готовы слушать и в пятый, и в десятый раз.
(«Я всегда-всегда буду читать эту книгу. Я всю жизнь буду читать эту книгу,
пока не умру» — В. С. Мухина «Близнецы».)
Не стоит раздражаться,
досадовать на просьбу детей еще раз почитать полюбившуюся сказку. Но надо
стремиться к тому, чтобы малыш не оставался только слушателем. После чтения
непременно проверьте, все ли он понял, спросите его, что ему понравилось, как
он оценивает поступки героев сказки или рассказа. Такие беседы помогут ребенку
глубже усвоить произведение и лучше его запомнить.
Одновременно с расширением словаря у ребенка
совершенствуется и звуковая сторона речи. В
дополнение к приведенным выше предлагаем еще несколько игр, направленных на
развитие слухового внимания, восприятия и речевого слуха.
• «Скажи, что ты слышишь». Посадите ребенка рядом с собой, предложите ему, закрыв глаза, внимательно послушать и сказать, что он слышит вокруг себя (тиканье часов, хлопанье дверей, стук посуды на кухне, шум улицы). Такую же игру можно провести в лесу, в парке. Так, в лесу ребенок может услышать шелест листьев, стук дятла по дереву, кукование кукушки.
• «Будь внимательным». Игра
предназначена для развития у ребенка умения слышать и различать звуки в словах.
С небольшим интервалом произнесите слова: мама, сок, собака, вата, снег,
коробка, телефон, сапоги, туча, соловей— и предложите ребенку, когда он услышит
в слове звук [с], хлопнуть в ладоши. Если ребенок затрудняется выделить звук
[с], то его в словах нужно произносить протяжно: с-сок, с-собака.
Предложите ребенку хлопать в ладоши, когда он
услышит звук [з] в словах: замок, конфета, пальто, зонт, зайка, лейка, завод,
змея, кот, машина, зубы.
Предложите ребенку подобные игры со словами,
включающими звуки [ш], [ж] (когда услышит эти звуки, надо поднять руку): шуба,
рыба, шишка, труба, платье, шар, топор, школа, шина, ведро; жук, рука, дыня,
жаба, конь, живот, одеяло, желуди, валенки, жираф.
Такую же игру можно провести и на
различение звуков [р] и [л].
Игры постепенно можно
усложнять - вводить слова, в которых звуки находятся в разных позициях: в
начале, в середине и в конце слов. Следует учитывать, что звонкие согласные в
конце и в середине слов перед глухими оглушаются, поэтому такие, к примеру,
слова, как газ, еж, кружка, давать не следует (произносятся как гас, еж,
крушка).
Обычно на пятом году жизни
артикуляционный аппарат ребенка уже достигает достаточного совершенства для
того, чтобы малыш мог правильно произносить все звуки. Однако у некоторых детей
еще может наблюдаться вялость мышц языка, губ, нижней челюсти, это вызывает
ошибки в произнесении отдельных звуков и общую нечеткость речи. Поэтому тренировка
артикуляционного аппарата продолжает оставаться важной задачей.
Предложите ребенку такие
упражнения: при широком открытом рте упираться кончиком языка то в верхние, то
в нижние зубы («язычок заблудился и не может найти выход на улицу»),
подтягивать кончик языка к носу, делать язык то широким («лопаточкой»), то
узким («огурчиком»); кончиком языка постучать по верхним резцам («Постучимся в
дверь»); пощелкать языком («как лошадки стучат копытами»). Для улучшения
подвижности губ ребенок может протяжно (без участия голоса) имитировать гул
самолета (звук [у]), ржание лошадки (звук [и]), плач маленькой девочки (звук
[а]).
При произнесении слов
шепотом, как правило, работа артикуляционного аппарата усиливается.
• «Секрет». Шепотом произнесите слово, фразу или
небольшое стихотворение и предложите ребенку по секрету передать сказанное
кукле (мишке). Например: «Сегодня после завтрака мы пойдем в парк» — и
предложите ему повторить эту фразу кукле (мишке) так, чтобы не слышал зайчик.
При произнесении фраз шепотом необходимо следить за тем, чтобы ребенок
отчетливо выговаривал звуки и слова.
Есть дети, которые
порой ленятся говорить хорошо, хотя и могут произносить слова достаточно
отчетливо. В таких случаях надо почаще напоминать о необходимости говорить
четко: «Скажи лучше. Ты ведь умеешь говорить хорошо». Иногда полезно сделать
вид, что вы не понимаете, что хочет ребенок, и предложить ему сказать так,
чтобы все было понятно.
Чтобы речь ребенка была плавной, надо
избавить ее от лишних пауз. Для этого необходимо продолжать тренировку речевого
дыхания.
• «Футбол». На конце стола из
кубиков (карандашей) устанавливают ворота. Мячом служит небольшой комок ваты
или клочок легкой бумаги. Малыш, равномерно выдувая воздух, проводит мяч в
ворота (сначала в несколько этапов, а затем на одном выдохе). Для тренировки
подойдут и самые обычные ребячьи забавы: надувание мыльных пузырей, больших
шаров, резиновых игрушек, игры с дудочками, свистками и другими звучащими
игрушками.
Заметим, что эти игры и упражнения лишь
подготавливают ребенка к умению пользоваться речевым дыханием. А
вырабатывается оно лишь при непосредственном произнесении звуков речи.
Предлагайте ребенку на одном выдохе произносить
шутки-чистоговорки, небольшие скороговорки, отвечать на вопросы по картинкам.
При произнесении больших фраз не следует допускать ненужных пауз между
отдельными словами. При произнесении длинных фраз, состоящих из 6—7 и более
слов, надо помочь малышу правильно, учитывая содержание текста, распределить
паузы.
Для выработки умения
правильно пользоваться силой голоса попросите
ребенка произнести с различной громкостью освоенные ранее звуки: воспроизвести
сначала «песню маленького комарика» (то есть тихо произнести звук [з]), а затем
«песню большого комара» (звук [з] произносится громко), жужжание маленькой и
большой мухи.
Умение произносить слова и фразы с различной громкостью отрабатывается в играх.
• «Эхо». Произнесите слово или
фразу, а ребенок, находясь в противоположном конце комнаты и выполняя роль эха,
должен тихо повторить сказанное. Затем поменяйтесь ролями.
Как мы уже отметили, четкость, внятность и
правильность речи во многом зависят от того, в каком темпе ребенок произносит слова и фразы. Если он торопится,
то речь его становится небрежной, смазанной, нечеткой, в некоторых случаях даже
пропускаются звуки, «проглатываются» окончания. При замедленном темпе
нарушается плавность речи, страдает интонационная выразительность, наблюдается
вялость речи. Ребенок, говорящий замедленно, нередко удлиняет паузы между
словами.
«Замедленная речь—брадилалия—относится
к числу расстройств, где главным образом нарушается темп речи. Дети говорят
медленно, вяло, растягивают слова на гласных. Речь звучит смазанно, монотонно.Родители
часто неправильно истолковывают причину замедленной речи (особенно если
брадилалия не очень резко выражена), считают это шалостями, кривлянием,
предъявляют неверные требования и тем самым ухудшают дело. Что же является
причиной брадилалии? Чаще всего этот дефект речи возникает у детей после
заболеваний—менингитов, энцефалитов, травм головы, хронических заболеваний
легких, желудочно-кишечного тракта, истощающих организм и его нервную систему.
Астенические состояния замедляют процессы возбуждения и ведут к снижению
двигательных реакций, к замедлению работы речевого аппарата. Борьба с дефектом
требует как медицинских, так и педагогических мер воздействия. Педагогические
(логопедические) методы предусматривают специальную работу над речью. Приемы
такой работы несложны; при консультации с логопедом родители быстро овладевают
ими и небезуспешно занимаются с детьми в домашних условиях.
Занятия надо
проводить ежедневно, продолжительность их—20—30 минут. Каждое занятие начинайте с
артикуляционной гимнастики перед зеркалом: попеременное открывание и закрывание
рта; губы в улыбку, в трубочку; цоканье языком.
Затем переходите к
разучиванию коротких ритмичных стихотворений с постепенным убыстрением. Вы
задаете темп чтения, а ребенок продолжает, подражая вам. Разучивание
стихотворений чередуйте с
чтением прозаических произведений. В данном случае поможет совместное чтение:
вы начинаете произносить в заданном темпе какое-нибудь стихотворение, загадку,
считалку, потешку, а ребенок в том же темпе должен закончить их. Можно также
предложить произносить в различном темпе одни и те же чистоговорки и
скороговорки. Это дает возможность не только управлять темпом речи, но и
улучшать произношение, быстрее переключать мышцы артикуляционного аппарата.
Одновременно
с исправлением речи необходимо работать и над развитием ловкости и координации
движений ребенка. Проводите занятия на координацию слова с движением. Движения
выполняются в соответствии с текстом. Рекомендуются также подвижные игры на
свежем воздухе.
Нередко дети увлеченно и
выразительно рассказывают о том, что их глубоко заинтересовало, а вот при
пересказе, при чтении стихов наизусть говорят монотонно. Надо помочь малышу
«увидеть» интонационную структуру сказки или стихотворения. При чтении сказок и
рассказов покажите малышу, что их персонажи (волк, лиса, заяц, медведь, коза)
говорят каждый «своим голосом». Например, волк из «Красной Шапочки» говорит то
тоненьким голосом (когда он выдает себя за Красную Шапочку), то грубо, резко
(когда говорит за себя). Пусть ребенок после чтения взрослого попробует
рассказать сказку «на разные голоса». При чтении стихов также следует обращать
внимание малыша на то, как они произносятся: весело или грустно, быстро или
медленно.
Для выработки умения пользоваться логическим
ударением можно предлагать ребенку поочередно выделять из фраз отдельные слова
голосом. Например, надо произнести такую фразу: «Мама пошла в магазин». Сначала
предложите малышу сказать эту фразу так, чтобы было ясно, что в магазин пошла
мама, а, например, не бабушка, то есть выделить голосом слово мама. Затем
попросите его выделить голосом слово пошла: «Мама пошла в магазин» (а не
поехала) — и, наконец, выделить слово в магазин: «Мама пошла в магазин» (а не
на рынок). Заучивание и чтение стихов, где есть вопросы и диалоги, пересказ
сказок по ролям помогут ребенку правильно использовать интонационные средства.
У ребенка пятого года жизни проверьте:
• Всегда ли он точно по смыслу
употребляет слова в своей речи, как часто пользуется помимо имен существительных,
прилагательных и глаголов другими частями речи (наречиями, местоимениями),
достаточно ли полно дает описание знакомых ему игрушек, предметов?
• Может ли ребенок достаточно полно
дать описание картинки, предмета?
• Какие звуки произносит еще
недостаточно отчетливо или неправильно? Достаточно ли внятно и правильно
произносит слова и фразы?
• Различает ли на слух близкие по
звучанию или по произношению звуки, например, [ш] и [ж], [л] и [р]? Как ребенок
оценивает на слух громкость и скорость речевых высказываний в чужой речи? Как
узнает определенные звуки в словах, как, например, выделяет из группы слов те,
которые включают звуки [с] или [ш]?
• Умеет ли пользоваться своим
голосовым аппаратом: говорить достаточно громко в повседневном общении,
говорить тихо или шепотом в необходимых ситуациях? Нет ли отклонений в темпе
речи—торопливости или чрезмерно замедленной речи?
• Умеет ли при пересказывании
сказок, рассказов, при чтении стихов наизусть пользоваться интонационными
средствами выразительности.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.01.2023
Дата обновления: 20.02.2023
Дата публикации: 17.01.2023