12.01.2023
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ
РЕБЕНКА: ГОТОВНОСТЬ К ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ
(дидактические материалы для
занятий во вложении)
Уважаемые родители! Предлагаю вам дидактические материалы цикла занятий по формированию готовности к чтению и письму (во вложении). Материал последовательно, от простого к сложному, развивает необходимые умения. Вам желательно очень серьезно относиться к тому, что дошкольный возраст — это период
активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех
сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение
родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач
умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально
сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку,
тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
На нашем сайте на странице педагога-психолога
в разделе дистанционное обучение вы
сможете найти подборку игр и упражнений по развитию речи каждого возраста. На
страницах учителей-логопедов специалистами подготовлено много практических
рекомендаций для ваших занятий с детьми:
https://kalina.tvoysadik.ru/?section_id=25
https://kalina.tvoysadik.ru/?section_id=123
В приложенном к данному посту файле также
предлагаются конкретные упражнения для старших дошкольников, которые легко
выполнять в домашних условиях, на развитие:
ü звуковой культуры речи;
ü фонематического слуха;
ü моторики;
ü графических навыков;
ü звуко-буквенного анализа;
ü навыков чтения.
А также
прилагается диагностическая таблица готовности
ребенка к чтению и письму.
Развитие речи в дошкольном возрасте идет
в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в
общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки
психических процессов, орудием мышления. Это и обуславливает актуальность
данной темы.
Речевое развитие детей
является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению.
Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых
способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того, чтобы
понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко
представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие
компоненты самые важные для изучения речи.
Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи. Овладение языком является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.
Своевременное развитие словаря - один из
важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным
лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя
подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с
богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком
чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
В развитии словаря
детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного
запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Дошкольный
возраст - период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости
от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов
дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые
осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной
отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году. Развитие понимания
речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет
обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго
года жизни он составляет 300-400 слов, а к трём годам может достигнуть 1500
слов. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает,
однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни - период
наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов
доходит до 1900, в 5 лет - до 2000-2500, а в 6-7 лет - до 3500-4000 слов.
Особенно быстро увеличивается число
существительных и глаголов, медленнее растёт число используемых прилагательных.
Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания
обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых,
характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.
Переносные значения
слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного
значения. Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на
то, что одно и то же слово при тождестве отнесённости к предметам и явлениям
окружающего мира «значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня
развития разное. У ребёнка в 3-5 лет центральное место занимает процесс
овладения чёткой предметной отнесённостью слов и их конкретными значениями, а в
5-6 лет - системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему
доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.
Таким образом, в своей
конкретно-отнесённой форме значение слова возникает раньше понятия и является
предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщённым
образом действительности, растёт, расширяется, углубляется по мере развития
ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его
деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в
общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от
чувственной ситуации.
Овладение
грамматическим строем речи оказывает огромное влияние на общее развитие
ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. Формирование
грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны
речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и
синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложении). Без овладения
грамматикой невозможно речевое общение.
Освоение грамматического строя
представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические категории
характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй
русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и
исключений из грамматических норм и правил.
Процесс усвоения ребенком грамматического строя
сложен, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга.
По данным исследований, ребенок усваивает грамматическую систему родного языка
уже к трем годам во всех ее наиболее типичных проявлениях.
Овладение
способами словообразования - одна из сторон речевого развития детей.
В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для
успешного овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести
соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического
восприятия речи и речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым
составом речи и такие особенности ребенка-дошкольника, как высокая пластичность
нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой
стороне языка, любовь детей к звукам речи.
По мнению большинства ученых,
дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного
становления всех звуков родного языка. Несовершенства произношения в старшем
дошкольном возрасте нетипичны: при правильной постановки работы дети к этому
времени могут овладеть произношением всех звуков. Звукопроизношение совершенствуется,
но у части детей еще окончательно не сформированы трудные в артикуляционном
отношении звуки (шипящие и р). Процесс становления этих звуков даже при условии
целенаправленного систематического обучения идет медленнее, так как навык
неправильного произношения становится более прочным.
Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь
речевого и умственного развития детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить,
но он также и совершенствует речь, учась мыслить. Развитие связной речи
происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением
детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
Осознание
дошкольниками речи, формирование представлений о слове, усвоение его семантики,
вычленение языковых средств выразительности и образности речи способствуют
усвоению родного языка в детском саду и тем самым решают проблему подготовки
ребенка к школе в плане его речевого развития. К моменту поступления в школу у детей должно быть сформировано отношение к
речи как языковой действительности, элементарное осознание строения речи, в
частности осознание ее словесного состава, первоначальное представление о слове
как языковой единице. Это имеет важное значение и для подготовки обучению
грамоте, и для изучения родного языка в начальной школе.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.12.2022
Дата обновления: 14.01.2023
Дата публикации: 12.01.2023