Ведущие факторы формирования неврозов у детей

28.02.2022

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

ВЕДУЩИЕ  ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ НЕВРОЗА У ДЕТЕЙ

      Неврозом называется патология нервной системы, при которой наблюдаются отклонения в функционировании высших нервных процессов. Наиболее часто неврозам – в силу еще не окрепшей психики – подвержены дети. Предпосылками к появлению таких нарушений могут стать нездоровая, враждебная атмосфера в детском коллективе, семье, сильное и резкое потрясение, а также множество других факторов, которые негативно воздействуют на маленького человека, еще не научившегося преодолевать стрессы.

   Как определить наличие невроза у ребенка? Распространенными признаками психических расстройств в детском возрасте считаются страхи (боязнь темноты, животных, незнакомцев), истерики, нарушения сна, в том числе лунатизм, энурез, заикание, нервные тики (подергивание глаз, частые моргания, повторяющиеся движения), аутоагрессия, капризность, раздражительность, плаксивость и др.

  Часто родители в силу занятости не замечают симптомов невроза, либо не придают расстройству должного внимания, не считая его болезнью. Действительно, неврозы в большинстве случаев носят обратимый характер, но только если корректируются родителями или специалистом. Если не помочь ребенку в его преодолении, невротическое состояние может отразиться на физическом здоровье (в виде проблем обмена веществ, сердечно-сосудистой, вегетативной системы) и запустить механизм формирования невроза у ребенка.

1.    Отсутствие режима дня

   Хаос и непредсказуемость считаются главными врагами здоровья ребенка – физического и психического. Отсутствие режима – источник стресса для еще не окрепшей психики ребенка, причем это утверждение более чем справедливо и в отношении подростков. Поздний отход ко сну наряду с ранним подъемом, отсутствие распорядка дня служат причиной повышенной утомляемости, медленного восстановления ребенка после нагрузок, а значит и повышенной раздражительности, нестабильности психики. Это происходит из-за того, что многие нервные процессы ребенка еще неустойчивы, а клетки коры головного мозга легко истощимы. Постоянное отсутствие режима активности и отдыха, соответствующего зрелости его психики (длительные занятия, игры, развлечения и т.д.) сопровождается сложной работой процессов в головном мозге, а значит, большой тратой нервной энергии, которая даже при отсутствии прочих неблагоприятных факторов может запустить механизм формирования невроза. При четком же распорядке дня организм самостоятельно настраивается на предстоящую деятельность, которая выполняется легко, эффективно и не вызывает перенапряжения психики.


       2. Изменение привычного образа жизни

   Резкая смена обстановки: уклада жизни (с размеренного на активный), смена детского коллектива (школы, садика), места жительства, изменения в семье (рождение брата или сестры, появление мачехи или отчима) также могут стать отправной точкой для развития нервных нарушений у ребенка. Чаще всего невроз формируется в результате сочетания нескольких факторов – к примеру, переезда и смены школы, переезда и появления нового члена в семье и т.д. Наиболее предрасположены к развитию невротических расстройств в данных ситуациях дети из неблагополучных семей, не получающие помощи и поддержки старших.


        3. Психотравмы

  Под психотравмами понимаются ситуации в жизни ребенка, накладывающие сильный негативный отпечаток на его психику. К ним могут относиться физическое и сексуальное насилие, война, сцены жестокости, пожар, стихийные бедствия, развод родителей, авария, сильные страхи и прочие острые ситуации, которые в дальнейшем могут трансформироваться в фобии, комплексы, приступы панических атак и прочие расстройства. Для коррекции тяжелых психотравм (во избежание нежелательных последствий) требуется помощь психиатра или невролога.


       4. Ошибочная модель воспитания

  Неправильная позиция родителей в воспитании – распространенная причина невротических реакций ребенка, что может привести к проблемам уже взрослого человека. По мнению психологов, наиболее негативными для детской психики моделями воспитания являются:

ü  Модель неприятия, то есть демонстрация ребенку, что его появление создало дополнительные трудности, что хотели мальчика, а родилась девочка и т.д.;Хочу такой сайт

ü  Модель гиперопеки – излишняя заботливость, запрет ребенку совершать самостоятельные поступки, в результате чего перед началом любого дела тот испытывает опасения, сомнения, страхи;

ü  Авторитарная модель воспитания. Нежелание родителей учитывать мнение ребенка, подавление, унижение, физические наказания;

ü  Модель вседозволенности. Отсутствие норм поведения и порядка внутри семьи, контроля за деятельностью ребенка, в результате чего тот не чувствует разницы между «хорошо» и «плохо» и дезориентируется в пространстве.

    Кроме того, негативно  сказываются различные подходы в воспитании родителей, к примеру, когда отец предпочитает воспитывать ребенка авторитарными методами, а мать применяет принципы вседозволенности. Чрезмерная жестокость, грубость, ссоры, конфликты в семье также становятся тяжким грузом для незрелой психики ребенка, формируя предрасположенность к появлению неврозов и последующих нарушений.

       5. Особенности характера ребенка

  То, что методы воспитания, приемлемые для одного ребенка, абсолютно противопоказаны другому – доказанный факт. Так, лай собаки для одного станет просто звуковым раздражителем, а для другого – запустит механизм формирования невроза, когда каждая последующая встреча с собакой будет только усугублять негативную реакцию. Считается, что наиболее подвержены неврозам дети с меланхолическим типом темперамента: чувствительные, ранимые, обидчивые, нуждающиеся в повышенном внимании и заботе. Для таких ребят строгие методы воспитания и тем более физические наказания противопоказаны и чреваты нанесением глубокого урона психике. Впрочем, физические наказания противопоказаны всем. Не менее ранимы и дети с выраженными лидерскими качествами. Ребята с собственным мнением, самостоятельной позицией по каждому вопросу тяжело реагируют и на родительскую диктатуру, и на гиперопеку. Ограничение самостоятельности в любых проявлениях у таких детей способно стать благодатной почвой для формирования невротических реакций.

     Кроме того, трудно переносят психические перегрузки ослабленные, часто болеющие дети, у которых в результате воспитания часто формируется чувство беспомощности. Для предупреждения появления неврозов у детей при наличии каких-либо провоцирующих ситуаций (а ведь полностью в жизни их избежать невозможно) психологи советуют родителям формировать доброжелательную атмосферу в семье, способствующую становлению здоровой и крепкой психики ребенка. Также важно не пренебрегать мерами общего укрепления здоровья: соблюдать режим дня, правильно питаться, проводить время на свежем воздухе, заниматься неизнурительными видами физической активности.

   Вовремя диагностировать и уберечь ребенка от психосоматических расстройств и формирования невроза могут помочь рекомендации из книги

  Царенко Н. В. Читаем мысли наших детей: по рисункам, снам, страхам, играм… / Н. В. Царенко. – Москва : Суфлёр ; Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. – 153, [1] с. – (Психологический практикум).

   Книга рассказывает о том, как подсознательное наших детей в виде рисунков, снов, страхов, игр «разговаривает» с родителями и пытается помочь самому ребёнку и нам наладить взаимопонимание и справиться с существующими проблемами. Автор рассказывает о том, как читать детские рисунки, как победить детские страхи, размышляет о том, что представляют собой детские сны. Особое внимание уделено психосоматическим болезням, которые названы автором «миной замедленного действия, заложенной в детстве».

   

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 05.02.2020

Дата обновления: 07.11.2022

Дата публикации: 28.02.2022

Наверх



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».