19.12.2022
Консультация для родителей "Подготовка руки к письму"
Подготовила Малахова С.В.
Перед поступлением в школу у ребенка должна быть хорошо развита мелкая
моторика и координация руки, сформированы элементарные навыки письма. Учителя
отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением
навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких
координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких
мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и
произвольного внимания.
Подготовка к письму является одним из
самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это
связано с психофизиологическими особенностями 5-6-летнего (при психофизических
ограничениях – 6-7-летнего) ребенка, с одной стороны, и с самим процессом
письма с другой стороны.
Согласно данным психологов и физиологов у детей
данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация
движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и
двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и
воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития. На
самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они
не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не
полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.
В работе по совершенствованию восприятия букв
необходимо учитывать особенности детского восприятия
пространства. Психологи отмечают, что у детей с недоразвитием речи наблюдаются
также затруднения в пространственной ориентации - недостаточно сформирована
способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и
точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом
ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках,
как правая и левая сторона, верх–низ, ближе–дальше, под–над, около–внутри и
т.д.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к
письму, а не обучение ему. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать
механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления
ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
При письме особенно важно, не столько овладеть
отдельными умениями, сколько сформировать весь комплекс готовности ребенка к
письму. Сочетание темпа и ритма речи с движением глаз и руки, умение управлять
своими руками, умение управлять своими пальцами и обратить особое внимание на
подготовку руки к письму, т.е. учить восприятию и письму печатных и письменных
букв, познакомить с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой,
различными предметными образами, приближенными к конфигурации букв, с основными
элементами букв. Если ребенок к семи годам научится в игровой форме управлять
своими руками и пальцами, воспринимать образ печатных и письменных букв,
находить их в различных текстах и овладеет написанием основных элементов букв,
этого будет достаточно для дальнейшего обучения письму в школе на материале
всего алфавита.
Гигиенические правила письма
Выполняя с детьми различные упражнения по подготовке к письму, постоянно
наблюдайте за соблюдением гигиенических правил письма – это поможет детям в
дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.
Посадка
при письме. Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей
ступней стоят на полу или на подставке, голова немного наклонена влево.
Положение
рук при письме. Руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой
руки немного выступал за край стола, и правая рука свободно двигалась по
строке, а левая - лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист.
Положение
кисти пишущей руки. Кисть правой руки большей частью ладони должна быть
обращена к поверхности стола, точками опоры для кисти ногтевая фаланга
несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.
Положение
(карандаша) ручки. Ручка кладется на средний палец правой руки, на его верхнюю
ногтевую часть, ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а
указательного - легко кладется сверху (расстояние - 1,5 см от пишущего узла)
для управления ручкой при письме.
Положение тетради. Тетрадь лежит на столе с наклоном
влево так, чтобы середина тетради была направлена к середине груди. По мере
заполнения страницы левая рука передвигает тетрадь вверх, при этом середина
тетради по-прежнему направлена к середине груди ребенка.
К 7
годам ребенок должен уметь проводить
линии, выполнять штриховку, копировать рисунки, ориентироваться на листе бумаги
в клетку и в линейку.
Проведение линий. Умение проводить различные линии (прямые,
ломаные, изогнутые) - один из показателей сформированности графических навыков
у ребенка-дошкольника. Малыш учится проводить линии в разных направлениях,
обводит рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.
Выполнение штриховки. Следующий этап развития мелкой моторики и
координации руки - штриховка. Это упражнение заключается в проведении прямых
параллельных, горизонтальных, вертикальных или наклонных линий, не выходящих за
контур фигуры. Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь выполнять
штриховку в разных направлениях и различными способами - прямыми, волнистыми,
ломаными линиями.
Копирование рисунков. Эти упражнения развивают не только мелкую
моторику и координацию движений руки, но и зрительное восприятие, произвольное
внимание малыша. Сначала ребенок копирует простые фигуры и рисунки, а затем
переходит к более сложным.
Ориентировка на
листе бумаги в клетку. Перед
поступлением в школу ребенок должен уверенно ориентироваться на листе бумаги в
клетку. Для этого существуют разнообразные упражнения - прописывание элементов,
рисование узоров и срисовывание фигур. Полезное упражнение - графический
диктант: малыш должен без ошибок под диктовку взрослого нарисовать фигуру по
клеточкам.
Ориентировка на листе бумаги
в линейку. Ребенок должен уметь ориентироваться на листе бумаги в
линейку. Хорошо, если малыш прописывает элементы букв по предложенному образцу,
не выходя за пределы строчек, и соблюдает заданный наклон элементов. Умение
рисовать и писать на бумаге в линейку - один из показателей готовности ребенка
к овладению навыком письма.
Предлагаю некоторые варианты заданий для тренировки руки и развития графических навыков.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.12.2022
Дата обновления: 07.02.2024
Дата публикации: 19.12.2022