09.12.2022
Рекомендации родителям по формированию представлений о величине у детей раннего возраста
Ребенка с самого рождения окружают
предметы, различной величины. С первых месяцев жизни, малыш еще пока не
осознанно знакомится с таким параметрами, как ширина, высота, длина предметов.
Уже после года можно начинать целенаправленную, но не навязчивую работу по
формированию понятий о величине.
Ознакомление детей раннего возраста
с величиной, в первую очередь, касается работы на основе сопоставления двух
предметов, отличающихся по размеру:
· однотипных (например, сравниваются
только матрешки);
· различных (сравниваются предметы из
множества, например: мишка и зайчик, треугольник и круг). Сравнение различных
предметов чаще используется при сопоставлении их относительно какого – либо
одного параметра (например, спрашивается, что выше: дом или гараж; что уже:
дорога или тропинка; что длиннее: пояс или лента; что толще: палка или
карандаш).
Согласно возрастным нормам
трехлетний ребенок должен уметь различать и называть три размера: большой,
маленький и средний (методом исключения).
Этапы работы по формированию представлений о величине
включают в себя следующие направления:
1. Ознакомление
Малыш знакомится с понятиями
(большой – маленький, узкий – широкий, длинный – короткий, высокий – низкий),
учится выделять определенный размер на основе сопоставления двух объектов.
2. Закрепление
Ребенок учится сравнивать,
соотносить объекты по размерам и выполнять определенные действия (наложение,
прикладывание, вкладывание и выбор с ориентировкой на размер).
Что можно делать дома на каждом этапе работы?
Для того, чтобы познакомить ребенка
с понятиями о величине совсем не обязательно покупать множество дидактических
пособий и игрушек. ведь нас окружают различные вещи и предметы и они имеют свои
определенные параметры.
Начальный этап по ознакомлению с
величинами предметов лучше проводить, используя знакомые карапузу вещи.
Например, показываем ему две футболки: одна из них принадлежит ребенку, а
другая – папе: «Смотри, папа у нас большой (подчеркиваем низким голосом) и
футболка у него большая, а (имя ребенка) маленький, значит футболка тоже
маленькая».
Аналогичные занятия можно проводить
и с другими предметами одежды, посуды и пр.
Главное задействовать не только
зрительное восприятие ребенка, но и слуховое и моторное.
На улице обращайте внимание малыша
на дома: «Смотри, вот высокий дом, а вон там низкий», или: «Это дерево –
высокое, а вот кустик – низкий», или: «Дорога широкая, а тротуар – узкий». То
есть, используйте любую ситуацию, для формирования понятий о величине
предметов.
Как работать с картинками? Дети в
возрасте от двух до четырех лет с трудом воспринимают размеры предметов,
изображенных на картинках. Чтобы решить эту проблему необходимо вырезать
картинки по контуру и сравнивать их путем наложения друг на друга.
На этапе по закреплению понятий
работа проводится с помощью приемов сравнения и соотнесения разновеликих
предметов друг с другом, а также с помощью приема выбора предметов по размеру
(сортировки, группировки).
Что можно делать?
Сортировать однородные предметы,
отличающиеся только размером. Например, разложить кубики или мячики на две
группы: большие кубики к большим, а маленькие к маленьким. На кухне можно
сортировать ложки (столовые и чайные).
Также закреплению понятий помогают
игры с составными игрушками такими, как пирамидки, стаканчики – вкладыши,
матрешки.
Помните, все малыши развиваются в
своем темпе, если соседский трехгодовалый карапуз оперирует понятиями о
величине, а Ваш малыш нет, то не отчаивайтесь. Значит, Вашему ребенку требуется
больше времени и практики на пути к освоению данных понятий.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.12.2022
Дата обновления: 09.12.2024
Дата публикации: 09.12.2022