03.12.2022
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК
(для детей дошкольного возраста с нарушениями в
развитии)
Мелкая моторика –
согласованные движения пальцев рук, умение ребенка “пользоваться” этими
движениями. Больше всего ребенок хочет двигаться, для него движение -
есть способ познания мира. Чем точнее и четче будут движения ребенка, тем
глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.
У детей с младенческого
возраста развитие ручной моторики начинается в процессе действий с предметами.
Первыми появляются хватательные движения. Ребенок хватает подвешенные над
кроваткой предметы и постепенно учится действовать целенаправленно, правильно
определять место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывать
в своих действиях форму, величину предметов. Таким образом, у него развиваются
восприятие и зрительно–двигательная координация. Одновременно развивается
ручная умелость, отрабатывается согласованность действий обеих рук (маленькие
предметы хватает одной рукой, большие – двумя руками), развиваются разные типы
хватания: кулаком, щепотью (тремя пальцами), указательным и большим пальцами
вместе (указательный тип хватания). Дифференцируется движение пальцев (ребенок
учится хорошо расставлять пальцы, сжимать вместе, выделять один, два пальца).
При нормальном развитии к концу первого -
началу второго года жизни ребенок овладевает всеми перечисленными движениями. В
развитии ручной моторики у детей раннего возраста большую роль играют
соотносящие действия, т.е. такие действия, при которых нужно совместить два
предмета или две его части. Принцип соотносящих действий лежит в основе
игровых задач многих дидактических игрушек (башенки, пирамидки, матрешки).
У детей с отклонениями в развитии
хватание без специального воздействия взрослого не возникает, что в сочетании с
физиологической незрелостью ведет к несформированности ручных умений. С такими
детьми необходима длительная систематическая коррекционная работа по развитию
зрительно-двигательной координации рук, чтобы подготовить детей к обучению в
школе (к письму), выполнению трудовых заданий, а в будущем получить доступную
профессиональную подготовку.
Дидактические игры способствуют развитию
ручной моторики. Кроме дидактических игр с игрушками, для развития ручной
моторики широко применяются двигательные упражнения с использованием
нестандартного оборудования. Игры с использованием нестандартного оборудования,
требующие тонких движений пальцев, дают мощный толчок к познавательной
активности, развивают внимание, память, мышление. Такие игры - это уникальное
средство для развития хватания, соотносящих действий, развития мелкой моторики
и речи в их единстве и взаимосвязи. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими,
что помогает развивать мелкую моторику малышей. Все игры сопровождаются
стихотворениями - это та основа, на которой формируется и совершенствуется
чувство ритма, формируется пассивный, а затем активный словарь, фонематический
слух.
Для развития функциональных возможностей кистей и
пальцев рук, развития ручной моторики можно использовать такие игры и
упражнения, как:
1.Игры с губками для мытья посуды: “Возьми такую же”,
“Башенка”, “Стенка”, “Гараж для машинок”, “Дорожка для Мишки и Зайки”, “Моем
посуду”, “Убираем губкой лужу”, “Загружаем в машинку”, ”Рисуем губкой”,
“Разрезаем губку”, “У Медведя во бору, ягодки все соберу”, “Выкладывание
рисунка из кусочков” и др.
А также массаж, мягкой и жесткой сторонами.
2. Упражнения с платочками: “Конфетка”, “Мама и дочка
стирают платочки”, “Платочки для кукол”, “Уложи платочек спать” и др.
3.Упражнения с решеткой для раковины: “Шаги”, “В
зоопарке мы ходили, к каждой клетке подходили”, “Пальцы как пчелы летают по
сотам, и в каждую входят с проверкой - а что там?”, “Считалка для мышки” и др.
4. Упражнения с цветными пробками: “Мы едем на лыжах,
мы мчимся с горы, мы любим забавы холодной зимы”, “Лото”, “Узоры” и др.
5. Упражнения с бытовыми щетками, расческами для
волос: “Плывет зубная щетка”, “Снежок”, “Гладит мама ежиха ежат”, “Жук летит,
летит, летит” и др.
6. Упражнения с резиночками для волос: “Растягивание
текстильных резиночек”, “Бабочка”, “1,2,3,4,5 – вышли пальцы погулять”, “5
телят”, “Каждому пальчику – шапочку /колечко” и др.
7. Упражнения с ворсистым ковриком: “Мишка
топ-топ-топ”, “Зайка прыг-скок”, “Тропинка”, “Погладим солнышко” и др.
8. Упражнения с бельевыми прищепками: “Елка, ёлка,
ёлочка, зеленая иголочка” , “У ежа иголки колки”, “Кусается больно
котенок-глупыш”, “Гусь стоит и все гогочет” и др.
9. Упражнения со счетными палочками, карандашами, соломинками, веточками:
“Цапля”, “Карандаш я покачу, вправо -влево, как хочу”, “Утюжок”, “Добывание
огня”, “Догонялочки”, “Качели”, “Горка”, “Волчок”, “Вертолет”, “Эстафета”,
“Ладошки” и др.
10. Упражнения с крупами, цветной фасолью: “Разложи”, “Покорми петушка”, “В
миске не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль”, “Поиск игрушек” и др.
Можно спонтанно придумывать и другие игры с использованием нестандартного
оборудования: цветных камешков, шишек, желудей, грецких орехов, веревочек,
ниток, проволоки, бус, крупного бисера, различных баночек и других предметов.
Дети с удовольствием играют в такие игры.
Для детей дошкольного возраста предлагаю
вам текстовое сопровождение некоторых игр и упражнений.
1.Самомассаж зубной щёткой.
Плывёт
зубная щётка, (Растирать щёткой подушечки
Как по морю
лодка, пальцев правой руки, затем левой
Как по речке
пароход, руки, начиная с большого пальца
По пальчикам
она идёт! и заканчивая мизинцем).
Я возьму
зубную щетку,
(Растирать
зубной щёткой
Чтоб
погладить пальчики. сначала
подушечки пальца
Станьте
ловкими скорей,
затем медленно
опускаться
Пальчики-удальчики.
к
его основанию).
2.Самомассаж
прищепками.
Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны,
если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо
развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате
мышечный тонус. Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем
развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его
речи.
Кыш!
Кусается
больно котёнок – глупыш, (На ударные слоги
Он думает:
это не палец, а мышь. стиха поочерёдно
– Но я не
играю с тобою, малыш! «кусаем» ногтевые
фаланги: от указательного к
– А будешь
кусаться – скажу тебе мизинцу и обратно)
"кыш"!
(После
первого двустишия – смена рук).
Гусь.
Гусь стоит и
все гогочет-
Ущипнуть
тебя он хочет!
Кусь, кусь,
кусь!
Никого я не
боюсь!
3.Игры с платочками.
Вот платочки в руки взяли
(Разложили платочки перед собой)
Разложили, разровняли,
Будем с ними мы играть,
Чтобы пальчики размять.
Не нужны какао,
сахар,
Сложить
платок пополам.
Молоко, помадка,
Пополам платочек сложим –
Вот вам шоколадка!
Будет
сладкоежкам
Сложить
платок ещё раз пополам
Сегодня угощенье -
(получится
квадрат).
Превращаем шоколадку
Во вкусное печенье.
Лакомкам и сладкоежкам
(Два
противоположных угла платка соединяем посередине - получается конфетка)
Без конфеты не прожить
Из платочка её сложим
Чтоб обжорок подразнить.
Уголочек к уголку
(Складываем платок наискосок пополам, соединяя
противоположные уголки)
Наискось сложили
И красивую косынку
Что нам
стоит дом построить,
Если есть платочек.
Быстро сложим стены, крышу-
Всё, готов, дружочек!
Если уголки платочка
Встретятся по серединке,
То получится конвертик
Для письма или картинки.
Платочком ловко мы играем
В волшебную лодочку его превращаем.
У меня живет проглот!
(Собираем
одной рукой платок в кулачок)
Весь платок он скушал - вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо, как у бегемота!
4.Игры с
коктейльными трубочками.
Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные
пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать
на ниточку эти кусочки в определенной последовательности (по предложенной
схеме).
Аналогично можно использовать пуговицы, крышечки от использованных
фломастеров, пластиковых бутылок.
5.Игры с
цветными резиночками.
1-й вариант.
Растягивание резиночки поочерёдно большим и
указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и
мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.
2-й вариант.
Кисти рук ребёнка соединены в запястьях. Взрослый
надевает резинку поочерёдно на указательные, средние, безымянные пальцы,
мизинец ребёнка. Ребёнок растягивает резинку пальцами, не разводя кисти рук.
Перстенек.
На пальце – перстенек.
Он блестит, как огонек.
Крутился, искрился,
С пальчика свалился –
Назад возвратился.
3-й вариант.
«Повтори узор по схеме». Главная задача —
правильно подобрать и надеть резиночки на пальцы, в соответствии с изображением
на карточке. Помимо тренировки пальчиков, ребенок запоминает и соотносит цвета,
учится выполнять задание по образцу, развивает координацию движений, считает.
6.Игры с пипеткой.
Игра на развитие силы рук, зрительно-моторной
координации. В этой игре используется пипетка и подкрашенная вода. В среднем
возрасте предлагается детям «прокапывание» по намеченным линиям, точкам,
рисункам, в старшем возрасте – по представлению. Используется и разная
тематика по половому различию детей.
7.Рисование на песке и крупах.
Рисование на песке и крупах очень нравится детям. На
подносе ровным слоем насыпан песок или крупа (манка, пшено, гречка, рис и др.).
Дети кончиками пальцев, ладошками, кулачками рисуют разные рисунки по образцу
или словесной инструкции, инсценируют стихи или песенки. Можно рассказать
сказку, а ребёнок должен прорисовать все.
Например: Ярко светит солнышко, птички поют.
Растет трава. Распустились цветочки. Вдруг появилась тучка. Стало темно и
пасмурно. Пошёл дождь.
8.Логосказки.
Логосказки способствуют развитию всех сторон речи, а
также развитию как мелкой, так и общей моторики.
Я вас познакомлю с персонажами сказки «Репка».
Репка – показываем руками круг;
Дедушка – показываем бороду, соединяем руки под
подбородком;
Бабушка – показываем платочек, соединяем руки над
головой домиком;
Внучка – показываем косынку, соединяем руки под
подбородком;
Жучка – показываем ушки, загибаем большой, средний и
безымянный палец правой руки, а указательный и мизинец немного согнуты;
Кошка - показываем ушки, загибаем большой, средний и
безымянный палец левой руки, указательный и мизинец согнуты;
Мышка – показываем кулачок правой руки.
Теперь вместе расскажем и покажем логосказку "Репка".
Посадил дед репку, выросла репка большая пребольшая.
Пошел дед тянуть репку, тянет, потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку,
бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут вытянуть не могут. Позвала бабка
внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потяну,
вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку,
бабка за дедку, дедка за репку тянут, потяну, вытянуть не могут. Позвала Жучка
кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка
за репку тянут, потяну, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку, мышка за кошку,
кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за
репку тянут, потяну, вытянули репку!
9.Упражнения для синхронизации.
1. «Кулак — ладонь» Обе руки лежат на столе или
на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а
другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно
ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия-разжатия производились попеременно,
не соскальзывая на одновременные.
Вот ладошка, вот кулак.
Всё быстрее делай так.
2.«Лягушка» (кулак — ребро — ладонь). Три
положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга:
кулак (ладонью вниз, ладонь ребром, ладонь вниз:
Лягушка (кулак)
хочет (ребро) в пруд (ладонь,
Лягушке (кулак)
скучно (ребро)
тут (ладонь)
3. «Зеркальное рисование» - это рисование двумя
руками одновременно. При выполнении этого задания расслабляются руки и глаза,
оно способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, развитию
межполушарных связей, что позволяет более эффективно корректировать отклонения
в развитии речи детей. (На нашем сайте в консультации
«Развитие межполушарных связей» вы найдете рисунки-задания на зеркальное
рисование разной сложности, но также в интернете много подобных картинок по
вкусу вашего ребенка. Скачиваете и рисуете вместе с детьми).
Таким образом, можно сделать вывод,
что для развития мелкой моторики и благотворного влияния на развитие
познавательных процессов и связной речи подойдут самые разные предметы и
условия – было бы желание. На основе использования игр, заданий, упражнений с
нетрадиционным материалом, у дошкольников развивается память, внимание,
мышление, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки
учебной деятельности.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.12.2022
Дата обновления: 20.02.2023
Дата публикации: 03.12.2022