05.09.2020
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ЧТО МОЖЕТ (ДОЛЖЕН) ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНОК 3-4 ЛЕТ
( по ФГОС)
Людмила Петрановская "О детях по-взрослому" - видео-консультация
За первые 3 года ребенок достиг многого, частично преодолел первоначальную беспомощность и полную зависимость от родителей. Психологи отмечают этот возраст как «кризис трех лет», когда вчерашний послушный ребенок становится капризным, не выполняет просьбы родителей. Это своеобразная попытка отстоять пробуждающееся «Я», появившуюся собственную точку зрения. Очень важно не пытаться добиться полного послушания, а найти компромисс в отношениях, иначе доверие и взаимопонимание можно потерять, вызвав агрессию. (О кризисе 3 лет будет дополнительная консультация).
Так что же может и должен знать и уметь
ребенок 3 лет?
Элементарные
математические представления
ü Уметь считать до трех и показывать
соответствующее количество пальчиков на руке.
ü Уметь владеть понятиями: один -
много, большой - маленький, высокий - низкий и т. д.
ü Знать основные цвета (красный,
желтый, зеленый, синий, белый, черный).
ü Знать основные геометрические фигуры
(круг, квадрат, треугольник).
ü Уметь сравнивать предметы по
величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов.
ü Уметь подбирать пару к предмету с
заданным признаком.
Развитие мышления, памяти, внимания
ü Уметь складывать разрезанную
картинку из 2-4 частей.
ü Уметь находить и объяснять
несоответствия на рисунках.
ü Уметь находить лишний предмет и
объяснять, почему он сделал такой выбор.
ü Уметь находить сходства и различия
между предметами.
ü Уметь запоминать 2-3 картинки.
ü Уметь запоминать 3-4 слова, которые
взрослый повторил несколько раз.
ü Уметь запоминать и повторять
движения, которые показал взрослый 1-2 раза.
ü Уметь запоминать какую-либо деталь
или признак предмета.
ü Уметь, не отвлекаясь, в течение 5
минут выполнять задание.
ü Находить парные предметы. Уметь из
группы предметов выбирать нужный.
ü Уметь обращать внимание на свойства
и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.
Речь и мышление трехлетнего ребенка тесно
связаны. Воспринимая новые явления, он пытается объяснить и рассказать о них.
Ребенку в 3 года уже доступны простейшие причинно-следственные связи, он делает
выводы из увиденного и услышанного, пытается объяснить некоторые явления.
Ребенок в 3 года уже принимает довольно
сложные решения и пытается объяснить свои действия. Это время, когда особое
внимание нужно уделить творческому развитию: вместе лепить из
пластилина, рисовать, делать поделки из природных материалов. Это развивает не
только мышление и творческий потенциал, но и мелкую моторику.
Развитие речи
ü Уметь не только зрительно
воспринимать образы, но и описывать увиденное.
ü Ребенок легко формирует простые
предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов).
ü Уметь разделять предметы по группам:
мебель, посуда, одежды и т.д.
ü Уметь называть по одному признаку
каждого предмета.
ü Знать названия основных действий
людей и животных (лежит, сидит, бежит и т.д.)
ü Уметь повторять за взрослым стишки и
песенки.
ü Знать свое имя и фамилию.
ü Уметь управлять силой голоса,
говорить громко – тихо.
Речь ребенка к 3 годам кардинально
меняется. Это уже не корявый односложный разговор, а связные предложения с
изменением слов по падежам и склонениям. Словарный запас составляет около 1,5
тысяч слов, активно используется из них 500-600 слов. Однако не все дети
разговаривают свободно, многие не выговаривают шипящие звуки и звук [р].
В этом возрасте у некоторых детей
начинается «возраст почемучки», когда они задают вопросы обо всех предметах и
явлениях, которые встречаются на их пути. Важно набраться терпения и
удовлетворять любознательность малыша. С ребенком нужно много разговаривать,
читать книги, учить стихи и тексты песен. Пусть он расскажет о своих
впечатлениях, используя слова из категории восприятия (понравилось, запомнил,
увидел, почувствовал). Все это отлично развивает речь, обогащает словарный и
понятийный запас.
Окружающий мир
ü Знать названия и уметь показывать
домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса
и т.д.) животных.
ü Знать названия 3-4 птиц (воробей,
ласточка, ворона), 3-4 рыб (кит, сом, акула) и 3-4 насекомых (кузнечик,
бабочка, пчела).
ü Знать названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза).
ü Знать, что такое овощи, фрукты,
ягоды, грибы.
ü Иметь представление о материалах, из
которых изготовлены окружающие предметы.
ü Знать части суток - утро, день,
вечер, ночь.
ü Ребенок должен уметь называть
явления природы - дождь, снег, ветер.
Двигательные навыки
Трехлетние дети очень активны и подвижны.
Координация уже полностью развита, малыш свободно контролирует свои движения,
проверяя собственные возможности и способности:
ü уверенно и быстро бегает;
ü играет в мяч: пинает его,
подкидывает, ловит;
ü легко поднимается и спускается по
лестнице, в том числе вертикальной, чередуя ноги, более развитые физически дети
могут перескакивать через ступеньки;
ü сам забирается на горку и
скатывается с нее;
ü держит равновесие, стоя на носочках,
может пройти так достаточно большое расстояние;
ü ходит задом наперед;
ü ездит на трехколесном велосипеде;
ü держит равновесие и прыгает на одной
ноге;
ü кувыркается вперед и назад.
Переполняющую малыша энергию лучше
пустить в нужное русло, определив его в одну из секций для самых маленьких, где
он будет развиваться физически. Очень хорошей тренировкой двигательных функций
и координации является плавание.
Развитие моторики
Специалисты советуют развивать
моторику ребенка вплоть до школьного возраста, поскольку этот процесс напрямую
связан с речью и, в конечном счете, с развитием мышления. А также именно от
этого зависит четкость движений и то, насколько правильно он будет держать
ручку при письме. В 3 года ребенок должен уметь выполнять следующее:
ü легко собирать по одной бусинке,
горошине и другому мелкому предмету;
ü надевать бусины на нитку;
ü лепить шарики из пластилина;
ü резать бумагу ножницами;
ü собирать мозаику.
Для развития мелкой моторики существуют
специальные упражнения и игры, позволяющие совершенствовать двигательные
навыки. Поможет пальчиковая гимнастика, которая выполняется ежедневно во время
занятий или перед ними.
Навыки социального общения
Навыки общения с другими людьми
приобретают для ребенка все большее значение. Если раньше он довольствовался
общением с родителями, то теперь все больше стремится быть в кругу сверстников.
Еще недавно дети играли рядом, в возрасте же 3 лет они начинают играть вместе,
делясь игрушками, с удовольствием осваивая совместные ролевые игры:
ü ребенок легко знакомится с другими
детьми, хотя некоторые все еще предпочитают самостоятельные игры коллективным;
ü воспринимает и подчиняется правилам
определенной игры;
ü во время игры видит и понимает
опасность, может предотвратить ее;
ü в общении с окружающими употребляет
слова «спасибо» и «пожалуйста», «здравствуйте» и «до свидания».
Навыки самообслуживания
ü Уметь самостоятельно надевать вещи
(без застежек).
ü Уметь пользоваться карандашами,
фломастерами, ручками и т.д. Уметь рисовать кружочки, точки, линии.
ü Уметь обводить и раскрашивать
картинки.
ü Знать основные правила гигиены.
Все, что должен уметь ребенок в 3 года в
плане бытовых навыков, прививается исключительно близкими людьми. Невыполнение
тех или иных критериев не является несоответствием возрасту или отставанием в
развитии, скорее - это упущение родителей.
Перечисленные умения и навыки – результат
познавательных и развивающих игр, активного общения с близкими людьми и
сверстниками. День ребенка в этот период должен быть насыщенным и
разнообразным, наполненным новыми эмоциональными и тактильными ощущениями.
Однако не стоит переусердствовать, иначе не избежать перевозбуждения и плохого
сна. Режим для малыша очень важен, а активные игры к концу дня желательно
сменять спокойными, не оставляя без внимания чтение на ночь.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.01.2020
Дата обновления: 05.01.2023
Дата публикации: 05.09.2020