Лексическая тема "Овощи" для изучения в старшей группе №8

28.11.2022

Лексическая тема «ОВОЩИ»

1. Организационный момент.

Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:

 

Наши ручки щёчки трут , (ладошками трём щёчки)

Наши ручки ушки мнут (ладошками мнём ушки)

Носик пощипаем, (ручкой щипаем носик )

Занятие начинаем (присели)

 

В этот момент появляется  картинка или игрушка  Галчонок Хватайка  из «Простоквашино».

Логопед: Мне  Хватайка сказал на ушко, что в Простоквашино нужно собрать урожай овощей, а  Матроскин и Шарик опять поссорились, дядя Фёдор один не справится. Поможем ему? Может быть и друзей помирим!

Дети: Да.

Логопед: Мы поедем в Простоквашино на электричке, рассаживаемся по вагонам (дети проходят за столы)

Пока мы едем, я проверю, как вы знаете овощи, загадаю вам загадки.

2. Загадки об овощах

      Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!

 

Здесь весною было пусто. Летом выросла (капуста)

Собираем мы в лукошко очень крупную (картошку).

От дождя земля намокла — вылезай, толстушка (свекла).

Из земли — за чуб плутовку! Тянем сочную (морковку).

Надо поклониться низко, чтобы вытащить (редиску).

Помогает деду внук — собирает с грядок (лук).

Вот зеленый толстячок — крупный, гладкий (кабачок).

И красавец-великан темно-синий (баклажан).

     

Логопед:Вот мы и на месте. Вы только посмотрите, какой богатый урожай вырастили трое из Простоквашино. (на доске панно «огород», одним овощам сделать прорези, другим липучки) 

3. Беседа.

Логопед:

- Ребята, а ещё какие овощи вы знаете и тут видите? Дети называют

- Почему их называют подарками осени? (созревают осенью)

 - Где растут овощи? (в огороде на грядках)

- А ещё в огороде растёт полезная зелень (укроп, петрушка, щавель и многие другие…)

- А как растут овощи? (ответы детей)

-Овощи могут расти в земле и на земле. 

- Ребята, а как выращиваются овощи? Что нужно делать? (посадить, поливать, рыхлить, полоть, удобрять…)

- Вы знаете как готовят овощи? Что с ними делают? (жарят, варят, тушат, солят, консервируют, замораживают, делают заготовки на зиму – сок, икру и т .д.)

-А еще в овощах очень много витаминов, их обязательно нужно есть, чтобы быть здоровыми и не болеть.

-Ребята, но не только мы любим полакомиться  полезными овощами, птицы и некоторые животные (кроты, ежи, мышки…) тоже иногда забираются в наш огород.

Давайте их немного напугаем, что бы и нам что-то досталось.

4. Игра: «Пугалочка»   ТК «Овощи», №2.

Цель: развитие чувства ритма, соотношение ритмического рисунка с его схемой на карточке.

Логопед раздает детям индивидуальные карточки-полоски с ритмом, каждый ребёнок по очереди выполняет действия указанные на карточке.

Логопед. Молодцы, как здорово вы отпугнули животных, ну а теперь пора убирать урожай!

5.Дидактическая игра «Убираем  урожай»  ТК «Овощи», №1.

Цель: Понимание и соотнесение глаголов со схемой

 

Логопед. Ребята, посмотрите на огород наших друзей. (Логопед показывает на панно «Огород»). Какие-то овощи растут в земле, а другие над землей. Одни овощи нам приходится выкапывать или выдергивать, а другие срывать или срезать. То, что растет над землей, называется вершки, а то, что под землей – корешки. У одних овощей съедобны вершки, а у других корешки. Давайте же разберемся, что нам кушать у какого овоща.

Ребенок должен назвать съедобную часть овоща.

 Например, картофель – корешки; капуста – вершки.

 

Логопед. А сейчас мы будем помогать убирать урожай.

 Дети по очереди выходят  к доске, прикрепляют (с помощью липучек) пиктограмму на овощ и произносят:

Огурец- срывают, тыкву- срезают и т.д.

   

Логопед. А что еще можно делать с овощами?

Дети называют действия опираясь на пиктограммы. ТК «Овощи» пиктограмма «действия»

6. Дидактическая игра «Подели овощи» ТК «Овощи», №3.

Цель: Развитие слоговой структуры слова.Хочу такой сайт

 

Логопед. Помоги друзьям разложить овощи по корзинкам.

Шарику, в корзинку с двумя цветочками, потому что в его кличке два части (два слога), а Матроскину с тремя. Те овощи, в названии которых два слога (две части) отдаем Шарику, а в названии которых три части- Матроскину.

Дети прохлопывают количество слогов в названии овощей и раскладывают по корзинкам.

А кукурузу и лук уберет дядя Федор, так как в слове кукуруза четыре слога, а в слове лук-один.

 

7. Игра  «С чем корзинка?»

Цель: образование творительного падежа существительных во множественном числе.

 

Логопед. Если в корзинке помидоры, то это корзинка с помидорами

А если в ней огурцы…( перцы…баклажаны…кабачки и т.д.).

 

8. Дидактическое упражнение «В огороде собрали урожай»

Цель:образование существительных в родительном падеже в единственном и множественном числе.

Мы собрали огурцы. На грядке нет (огурцов). На грядке нет ни одного (огурца) и т. д.)

 

9. Дидактическая игра  «Урожай Хватайки» ТК «Овощи», №4.

Цель: Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

 

Логопед. Галчонок Хватайка очень маленький, и поэтому он смог собрать только маленькие овощи, посмотрите что он собрал.

Логопед помещает в центр Хватайку, а вокруг картинки с овощами.

Дети называют: У Хватайки-огурчик, помидорчик, морковочка… и т.д.

 

Ребята, какие мы с вами молодцы, такой богатый урожай собрали, а теперь давайте сделаем нашим пальчикам массаж, чтобы они отдохнули

10.Самомассаж фаланг пальцев.

Цель: развитие мелкой моторики, восстановления ослабленных мышц, снятия излишнего напряжения.

На каждый ударный слог - разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений - от ногтевой фаланги (подушечки) к основанию пальца.

Левая рука:                                                                    Правая рука:

Вырос у нас чесночок,                                                 Овощи мы собирали

 (Дети разминают указательный палец)                       (разминают мизинец)

Перец, томат, кабачок,                                                 Ими друзей угощали,

 

(средний палец)                                                            (безымянный палец)

Тыква, капуста, картошка,                                          Квасили, ели, солили,

(безымянный палец)                                                    (средний палец)

Лук и немного горошка.                                               С дачи домой увозили.

(мизинец)                                                                      (указательный палец)

                                                                                        Прощай же на год,

                                                                                        Наш друг-огород. (машем- пока)

 

11. Дидактическое упражнение «Проучи Печкина» ТК «Овощи», №5.

Цель: согласование существительных с местоимениями «мой», «моя», «мои»

     Логопед. Ооо, а посмотрите, кто к нам пришел?  (показывает                    Печкина)

Дети. Почтальон Печкин.

Догопед. Он опять вредничает, забрал  себе все наши овощи и не отдает (на доске в центре Печкин, вокруг него картинки овощей, можно взять муляжи овощей и ведерко.)

Давайте-ка заберем у него наш урожай.

(дети по очереди  согласовывают название овоща с местоимениями «мой», «моя», «мои»)

Например: Это моя морковь или морковка, это мой огурчик или огурец…

12. Мнемостих «Весёлый огород» ТК «Овощи», №9

 Цель: Развитие связной речи.

 

Логопед. Матроскин вдохновился таким большим и хорошим урожаем овощей и сочинил стих про огород, а чтобы мы с вами его смогли выучить, он нарисовал картинки-подсказки! 

Сначала логопед читает стих, указывая на каждую картинку, затем вместе с детьми, затем только дети по очереди и хором.

 

В огороде много гряд:

Тут и репа и салат

Тут и свекла и горох,

 А картофель разве плох?

Наш веселый огород нас

Прокормит круглый год!

 13. Итог занятия.

 Молодцы. Мне очень понравилось с вами помогать нашим сегодняшним друзьям!  Вы много всего знаете и умеете и, надеюсь, что узнали еще больше.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 27.11.2022

Дата обновления: 13.02.2023

Дата публикации: 28.11.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».