22.11.2022
Подготовила Малахова С.В.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ДЕТСКАЯ ЗАСТЕНЧИВОСТЬ. ЧТО ДЕЛАТЬ?
На
сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость
формируется в результате негативных переживаний, которые возникают у ребёнка в
процессе общения и постепенно закрепляются в сознании.
Застенчивость может быть как избирательной, так и распространяться на всё социальное окружение малыша. Её возникновение может быть связано с заниженной самооценкой ребёнка. Считая себя хуже, слабее, некрасивее, чем остальные, ребёнок начинает избегать контактов с окружающими, подсознательно не желая травмировать и без того ущемлённое самолюбие. Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться - задача вполне выполнимая, однако решать её необходимо всем взрослым, которые взаимодействуют с застенчивым ребёнком - родителям, воспитателям, психологам.
Чем
раньше мы начнём преодолевать застенчивость, тем лучше. С возрастом у ребёнка
формируется стереотип застенчивого поведения, оно закрепляется и тяжело
корректируется. Ребёнок начинает отдавать себе отчёт в своём
"недостатке", и это очень осложняет работу с ним, поскольку
дошкольник непроизвольно фиксирует внимание на своей застенчивости и
особенностях своего характера.
Можно ли ребенку справиться с застенчивостью
и как это сделать? Проанализируйте свое отношение к ребенку. Безусловно, вы
любите его. Но всегда ли вы выражаете эту любовь в реальном поведении? Часто ли
вы говорите своему малышу о том, как сильно вы его любите? Любите просто так,
ни за что. Взгляните на ситуацию в семье глазами ребенка. Может ему не хватает
выражения вашей любви, похвалы, поддержки? Ведь мы так часто обращаем внимание
на своих детей лишь тогда, когда они что-то делают плохо, и не замечаем их достижений
и хороших поступков.
Застенчивые
дети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные, поэтому и
внимания им уделяется меньше, в то время, как именно таким детям оно требуется
в большей мере. Они не заявляют об этом открыто, но потребности у них в
доброжелательном внимании, уважении к своей личности у них развиты сильно. Без
удовлетворения этих потребностей у ребенка не закладывается тот фундамент,
который лежит в основе его развития, - доверие к людям, позволяющее активно и
безбоязненно входить в окружающий мир, творчески его осваивать и
преобразовывать его. Взрослый должен воспитать в себе умение быть внимательным
к ребенку не только в том случае, когда тот обращается за помощью и поддержкой,
но и тогда, когда она, на первый взгляд, ему не нужна.
Следующая задача - помочь ребенку
повысить самооценку в конкретных видах деятельности, поддержать его уверенность
в себе. Застенчивый ребенок боится отрицательной оценки, но это не значит, что
оценка ему не нужна вовсе. Делая что-то вместе с ребенком, выразите уверенность
в том, что он справится с задачей, а если нет, то это не беда, и вы всегда
поможете ему и вместе преодолеете трудности. Если вы видите, что ребенок
слишком сосредоточен на оценке и это тормозит его действия, отвлеките его от
оценочной стороны деятельности. Здесь вам помогут игровые приемы и юмор.
Обыграйте ситуацию, внесите в нее элемент воображения. Например, если ребенку
не удается собрать фигурку из «Лего», сделайте их одушевленными и наделите
вредным характером, который мешает ребенку справиться с задачей.
Следует помнить, что застенчивые дети очень
осторожны и побаиваются нового. Они в большей степени, чем их незастенчивые
сверстники подвержены соблюдению правил, боятся их нарушить.
У застенчивых детей в большей мере
сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, и
это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Задумайтесь, не
слишком ли часто вы ограничиваете свободу ребенку, его непосредственность,
любознательность. Почти любое, на первый взгляд «неправильное», желание ребенка
можно обыграть и превратить в интересное и полезное занятие. Не бойтесь того,
что ребенок перестанет быть дисциплинированным. Далеко не всегда ограничения
приносят пользу для развития. Напротив, чрезмерные ограничения оказываются
причиной детских неврозов.
Поработайте над раскрепощением
эмоциональной сферы. Лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры–пантомимы,
например, такие как «Угадай эмоцию», «Где мы были, не расскажем, а что видели –
покажем», «Кто к нам пришел», «Куклы пляшут», и др. Желательно, чтобы в игре
участвовали несколько взрослых и детей.
Игры на воображение могут иметь форму рассказа
о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, как и ваш
ребенок, попадают в разные жизненные ситуации и находят выход из них. Часто
дети стыдятся рассказывать о своих проблемах, а вот слушая или сочиняя рассказ
о другом ребенке, приписывая ему свои переживания, они становятся открытыми для
разговора о себе.
Все игры должны оканчиваться благополучно,
приносить детям удовольствие и облегчение. Опыт новых отношений со взрослыми и
сверстниками, приобретенный в игре, поможет им лучше справляться с реальными
жизненными ситуациями.
Если
застенчивость не мешает жизни вашего ребенка, не обращайте на неё слишком
активного внимания. Необходимо довести до сознания ребенка информацию о том,
что на свете много застенчивых людей. Постарайтесь вместе с ребенком
разобраться в причинах того, что заставляет его стесняться. Объясните малышу,
что, опасаясь сделать или сказать что-то неправильно, он тем самым
программирует себя на неудачу: «Вероятно, ты боишься, что тебя о чем-то спросят
или предложат что-то сделать, а ты не справишься. Ты так долго об этом думаешь,
что твои движения на самом деле становятся неловкими, мысли разбегаются, ты
забываешь все нужные слова.» Постарайтесь разобраться в истинных желаниях
своего ребенка. Не упрекайте, а лучше объясните ему его поведение: «Я вижу,
что ты чувствуешь себя неуверенно, а тебе хочется играть с ребятами».
Не называйте ребенка застенчивым, так как
это может отразиться на его поведении. Лучше подчеркивайте сильные стороны
его характера, чаще хвалите ребенка, говорите о его положительных качествах,
день за днем укрепляйте в нем уверенность, а застенчивость определяйте как
осторожность, осмотрительность, обдуманность. Вместе с ребенком вспомните,
какими способностями он обладает в реальности. У него много достоинств,
значит, ему есть чем гордиться. Делайте акцент на этих достоинствах всякий раз,
когда характеризуете его поступки или действия.
Находясь в большом обществе, будьте рядом с
ребенком, держите его за руку, пока он не почувствует уверенность в себе. Пусть
он сам отпустит вашу руку.
Разнообразьте жизнь вашего ребенка: ходите в
походы, на экскурсии, желательно туда, где ему нравится. Следует учитывать одно
важное условие: общение непременно должно быть добровольным. Не настаивайте на
присоединении застенчивого ребенка к компании сверстников против его желания. Организовывайте
встречи с друзьями своего ребенка у себя дома, чтобы быть в курсе его интересов.
Проанализируйте с ребенком содержание бесед детей того круга, к которому он
хотел бы присоединиться. Необходимо натолкнуть ребенка на мысль, что он вполне
мог бы участвовать в разговоре на равных, так как ему есть что сказать по
данным темам.
Застенчивым
детям свойственно впадать в панику, испытывать беспричинную тревогу - особенно
в те минуты, когда им кажется, что внимание окружающих направлено на них. Существует
два способа, которые помогут чрезмерно застенчивому ребенку быстро успокоиться
и прийти в себя.
Способ
первый: постараться глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть.
Обычно три вдоха-выдоха помогают снять напряжение и расслабиться.
Способ
второй: медленный счет про себя - до десяти и больше, если
требует ситуация. Сосредоточенность на этом занятии даст возможность отвлечься
и успокоиться.
Вызывайте ребенка на откровенные беседы.
Попробуйте завести разговор о том, с какими проблемами он сталкивается, и
ребенок откликнется. Такие беседы не только сблизят вас с ребенком, но и
помогут совместными усилиями найти верный путь к решению проблем. Пусть ребенок
рассказывает вам каждый день хорошие новости. При этом просто выслушивайте его
и не давайте советов. Относитесь
серьезно к его проблемам и вместе радуйтесь победам.
Постарайтесь изменить свое поведение.
Нередко родители, сами того не ведая, формируют у ребенка застенчивость, когда
то и дело сравнивают его с другими детьми, критикуют по любому поводу,
предъявляют к нему завышенные требования, редко хвалят. Перестаньте
критиковать ребенка по любому поводу, ни с кем не сравнивайте, напротив, при каждом
удобном случае подчеркивайте его индивидуальность. Попробуйте смотреть на
ребенка не глазами цензора - и со временем вы увидите, как он преобразится.
Обратите внимание на то, как и что вы
говорите ребенку об окружающих людях. Может быть, в ваших высказываниях то и
дело проскальзывает излишняя категоричность и критичность? Слушая, как
родители рассуждают о других людях и акцентируют свое внимание на чужих
недостатках, ребенок в свою очередь делает вывод, что и окружающие так же
говорят о нем и разглядывают, будто под микроскопом, подмечая каждое слово,
движение, оценивая любой поступок. Поэтому постарайтесь в присутствии ребенка
вообще не обсуждать других людей.
Поделитесь с ребенком своим опытом.
Расскажите ему подобные случаи, происшедшие с вами, и собственные переживания
по этому поводу. Эти рассказы помогут ему чувствовать себя увереннее в
аналогичных ситуациях.
Не требуйте от ребенка идеального поведения.
Это может усилить застенчивость. Сами оставайтесь в любых ситуациях, касающихся
вашего ребенка, спокойными и невозмутимыми. Ведите себя уравновешенно. Это
поможет снять напряжение.
Заручитесь поддержкой педагога. Он поможет
включить вашего ребенка в коллективную жизнь группы. Участие в конкурсах,
соревнованиях и т. п. поможет вашему малышу стать общительным и приобрести
друзей.
Подробнее: Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком.
Как?», М: ЧеРо, 2002 г
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.11.2022
Дата обновления: 07.02.2024
Дата публикации: 22.11.2022