УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КЕРЧИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №54 «КАЛИНА»
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом
МБДОУ г.Керчи РК
«Детский сад комбинированного
вида № 54 «Калина»
Протокол №__ от __.__.2025г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ г. Керчи РК
«Детский сад комбинированного
вида № 54 «Калина»
_______________ Ю.А. Чекир
Приказ №___ от __.__.2025г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«Звонкие голоса»
МБДОУ г.Керчи РК
«Детский сад комбинированного вида № 54 «Калина»
Направленность –художественная
Срок реализации программы - 1 год
Тип программы -общеразвивающая
Вид программы -модифицированная
Уровень –стартовый
Возраст обучающихся 5-8 лет
Составитель: Витт Оксана Борисовна
педагог дополнительного образования
г. Керчь
2025 г.
1
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1
Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Звонкие
голоса» МБДОУ г.Керчи РК «Детский сад комбинированного вида № 54
«Калина» (далее - Программа) составлена в соответствии с:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
действующей редакции);
3.
Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (в действующей
редакции);
4.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309
5.
«О национальных целях развития Российской Федерации на период
до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
6.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р;
7.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022
г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года» (в действующей редакции);
8.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.08.2024
г. № 2233-р «Об утверждении Стратегии реализации молодежной политики в
Российской Федерации на период до 2030 года» (в действующей редакции);
9.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
10. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
2
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (в действующей редакции);
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
12. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» (в действующей редакции);
13. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от
05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (в
действующей редакции);
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
15. Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
16. Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г.
№ 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до
2030 года в Республике Крым»;
17. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения
доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;
18. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях
«Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ»;
19. Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей, письмо Министерства образования и
науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций»;
3
20. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для
педагогических работников образовательных организаций общего образования,
образовательных организаций среднего профессионального образования,
образовательных организаций дополнительного образования по использованию
российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися
и их родителями (законными представителями)»;
21. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
20.02.2019 г. № ТС–551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ
и инвалидностью»;
22. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
23. Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций»;
24. Уставом
Муниципального
бюджетного
дошкольного
образовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Детский сад
комбинированного вида №54 «Калина».
25. Нормативными локальными актами, регламентирующими порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам.
Программа является модифицированной.
Направленность Программы «Звонкие голоса» МБДОУ г.Керчи РК
«Детский сад комбинированного вида № 54 «Калина» - «художественная»
Содержание Программы направлено на развитие творческих
способностей детей.
Актуальность Программы заключается в художественно-эстетическом
развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной
музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.
Новизна Программы в том, что музыкальное просвещение детей через
создание условий для целостного восприятия и понимания музыки –
современная тенденция.
4
Педагогическая целеособразность обусловлена тем, что занятия
вокалом развивают художественные способности детей, формируют
эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние
детей.
Отличительной особенностью Программы заключается в том, что в
связи с увеличением интереса подрастающего поколения к эстраде, встала
необходимость
ввести
занятия
эстрадно-джазового
пения,
как
индивидуального, так и ансамблевого.
Адресат. По программе обучаются дети старшего дошкольного возраста
5 - 8 лет. Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников. В этом возрасте происходит существенное
обогащение музыкальной эрудиции детей: формируются начальные
представления о видах и жанрах музыки, устанавливаются связи между
художественным образом и средствами выразительности, используемыми
композиторами, формулируются эстетические оценки и суждения,
обосновываются музыкальные предпочтения, проявляется некоторая
эстетическая избирательность. При слушании музыки дети обнаруживают
большую сосредоточенность и внимательность. Совершенствуется качество
музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более
осознанными и направленными (образ, средства выразительности
продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной
деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой
изображение).
Больше внимания обращают на звучание музыки, лучше согласовывают
движения с ее характером, формой, динамикой.
Количество обучающихся в группе составляет 15 человек. Для обучения по
программе комплектуются разновозрастные группы. Программа подготовлена
по принципу доступности учебного материала и соответствия его объема
возрастным особенностям. Создаются условия для дифференциации и
индивидуализации обучения в соответствии с творческими способностями,
одаренностью, возрастом, психофизическими особенностями. Зачисление
учащихся в группы обучения проходит независимо от их способностей и
начального уровня знаний, умений и навыков
Объём Программы. Программа рассчитана на 1 год, 36 недель. Общее
количество часов, необходимых для освоения программы составляет 72 часов.
Срок реализации Программы рассчитан на 1 год.
5
Таблица 1
Реализация Программы
Уровень
обучения
Год
обучения
стартовый 1 год
Количество
учащихся в
группе
15 человек
Количество Объем
Возраст
часов
в программы учащихся
неделю
2 часа
72 часа
5– 8 лет
Уровень Программы – стартовый
Формы обучения и виды занятий.
Обучение по Программе происходит в очном формате. Изучение некоторых тем
возможно в дистанционном режиме.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся в группе, сочетая принцип группового обучения с
индивидуальным подходом.
Учебно-тематический материал Программы распределён в соответствии с
принципом последовательного и постепенного расширения теоретических
знаний, практических, умений и навыков.
Представленные в Программе темы создают целостную систему
подготовки обучающихся.
Для организации работы по Программе необходимо создать следующие
условия:
•
Ноутбук, экран, аудиоаппаратура;
•
Музыкальные инструменты;
•
Микрофоны;
•
Библиотека с методической литературой;
•
Библиотека с наглядным демонстрационным материалом;
Наполняемость в группе составляет по 15 человек.
Состав группы – постоянный.
Режим занятий. Занятия проводятся согласно расписанию, 2 часа в
неделю, 72 часа в год. Академический час:
старшая группа – 25 минут,
подготовительная группа - 30 минут.
6
1.2.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для развития музыкально-творческих
способностей у детей дошкольного возраста средствами музыки,
ритмопластики.
Задачи:
Образовательные:
• охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том
числе их эмоциональное благополучие;
• обеспечивать равные возможности для полноценного развития каждого
ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания,
пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических
особенностей;
• обеспечивать преемственность основных образовательных программ
дошкольного и начального общего образования;
• Создавать благоприятные условия музыкального развития детей в
соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями, развивать способности каждого ребёнка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
Развивающие:
• развивать инициативу, раскрывать творческий потенциал детей и
создавать условия для реализации их креативных возможностей на
основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
• создавать доброжелательную атмосферу, позволяющую растить
воспитанников
любознательными,
добрыми,
инициативными,
стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• развивать голос, слуховое восприятие, музыкальные способности детей;
• стимулировать
деятельностью;
желание
самостоятельно
заниматься
музыкальной
• обогащать и активизировать словарь детей.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к певческой деятельности;
• воспитывать
трудолюбие,
целеустремленность
достижении поставленных целей.
• воспитывать
культурную
толерантность
7
через
и
упорство
в
вхождение
в
музыкальное искусство различных национальных традиции, стилей, эпох.
• воспитывать интерес к певческой деятельности, художественного и
музыкального вкуса.
8
1.3.
Воспитательный потенциал программы
Воспитательная работа в рамках программы «Голосок» направлена на
воспитание бережного отношения к культуре разных народов, их традициям.
Пение – самый доступный вид детского творчества. Песня объединяет
мысли и волю поющих людей, воспитывая их вкус и душу. Пение не только
формирует музыкальные способности, музыкальное мировоззрение, но и
является фундаментом общего духовного развития. В процессе занятий
формируются основные вокальные навыки, искореняются дефекты речи,
развивается звуковысотный слух, чистота интонирования, чувство ритма и на
основе этого разучиваются и художественно выразительно исполняются
музыкальные произведения (в соответствии с уровнем музыкального и
вокального развития учащегося), осваиваются ансамблевые партии,
представляющие определённые вокальные трудности.
Цель – воспитание у детей чувства прекрасного через знакомство с
различными музыкальными стилями и жанрами, развитие способности к
восприятию музыки как искусства.
Основные задачи:
• объединять пробуждать у ребят интерес к вокальному искусству, что дает
возможность развивать его музыкальную культуру и художественную
самодеятельность школы;
• приучать детей слушать правильную, культурную музыку, отдалять от
субкультур;
• научить детей разным техникам исполнения.
9
1.4. Содержание программы
Таблица 2
Учебный план
№
заняти
я
1
2.
3
Содержания занятия в плане
Количество часов
Формы
всего
теория
Практика аттестации/
контроля
Вводное занятие.
2
1
1
беседа,
диагностика,
прослушивание
Развитие навыков певческого вдоха 10
3
7
беседа,
и выдоха
практическое
занятие,
игра на
дыхание,
викторина
Знакомство с устройством и работой 2
1
1
беседа,
голосового аппарата
практическое
занятие
4
Вокальные
начинающих
5
упражнения
для 7
1
6
Артикуляция и дикция
4
1
3
6
Знакомство с терминами
4
2
2
7
Фонограмма, её особенности и 6
возможности.
Пение
учебнотренировочного материала
1
5
8
Приемы работы с микрофоном. 5
Пение учебно – тренировочного
материала
1
4
10
беседа,
практическое
занятие
беседа,
практическое
занятие
беседа,
викторина
беседа,
пение,
исполнение
песни, постановка
миниатюры,
показ
миниатюры.
беседа, мастеркласс,
пение,
показ
миниатюры
9
Пластическое
интонирование.
Пение
учебно-тренировочного
материала.
8
1
7
10
Сценический имидж. Пение учебно- 5
тренировочного
материала.
Индивидуальная
вокальная работа.
2
3
11
Вокальный ансамбль. Пение учебно7
тренировочного материала.
3
4
12
Приёмы ансамблевого исполнения. 6
Пение учебно- тренировочного
материала.
2
4
13
Концертно-досуговая деятельность 4
2
2
14
Итоговые занятия
2
1
1
72 часа
24 часа
48 часов
11
беседа,
викторина, пение,
практическое
занятие,
творческий отчет.
беседа, пение с
движениями
практическое
занятие,
пение
выступление,
показ
миниатюры,
работа
над
дикцией
,
распевки,
упражнения на
моторику
,
упражнения на
дыхание,
концертная
деятельность.
беседа,
исполнение,
техника
интонирования,
концертная
деятельность,
пение.
беседа,
пение,
концертная
деятельность,
беседа,
наблюдение,
концертная
деятельность
беседа,
работа
над исполнением,
показательное
занятие
Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие- 2 часа
Теория. Вводное занятие. Инструктаж. Цели и задачи занятий, знакомство
с планом и расписанием на год.
Практика. Знакомство с обучающимися. Диагностика. Прослушивание
детских голосов.
Форма аттестации и контроля: беседа, диагностика, прослушивание.
Тема 2. Развитие навыков певческого вдоха и выдоха – 10 часов
Теория: Знакомство с историей происхождения вокала. Особенности
вокального эстрадного пения. Для чего нужно развивать голосовые
способности.
Практика: Выполнение упражнений на дыхание. Работа над
диафрагмальным дыханием. Музыкальная игра «Цветок».
Форма аттестации и контроля: беседа, практическое занятие, игра на
дыхание, викторина
Тема 3. Знакомство с устройством и работой голосового аппарата- 2 часа
Теория. Общее представление о видах и жанрах музыкального
искусства: музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл)
Практика: Упражнения на подачу звука и динамику
Форма аттестации и контроля: беседа, практическое занятие
Тема 4. Вокальные упражнения для начинающих- 7 часов
Теория: Общее представление о видах и жанрах музыкального искусства:
театр кукол, радио- и телетеатр.
Практика: Пение по нотам. Пение гаммы вверх. Пение гаммы вниз.
Работа над чистотой гаммы. Пение ступеней лада. Слушание интонации нот.
Слушание интонации нот. Исследовательская работа над голосом. Исполнение
песни. Форма аттестации и контроля: беседа, практическое занятие
Тема 5. Артикуляция и дикция- 4 часа
Теория: Знакомство со скороговорками.
Практика: Пение скороговорок. Интонационная гимнастика
Форма аттестации и контроля: беседа, практическое занятие
Тема 6. Знакомство с терминами- 4 часа
Теория: Для чего нужны музыкальные термины
Практика: Знакомство с музыкальными терминами
Форма аттестации и контроля: беседа, викторина
Тема 7 Фонограмма, её особенности и возможности. Пение учебно12
тренировочного материала -6 часов.
Теория: Что такое минусовка и для чего она нужна. Обучение работы с
минусовкой. Разговор о значимости выбранной фонограммы. Разговор о
важности изменения тональности в фонограмме. Разговор о важности
изменения ритма и темпа в фонограмме.
Практика: Работа с записью трека. Обучение пению под фонограмму.
Пение с микрофоном в движении. Пение с микрофоном в движении. Исполнение
песни под фонограмму.
Форма аттестации и контроля: беседа, пение, исполнение песни,
постановка миниатюры, показ миниатюры.
Тема 8. Приёмы работы с микрофоном. Пение учебно-тренировочного
материала – 5 часов.
Теория. Роль микрофона при обучении пению. Изучение динамики
микрофона.
Практика: Обучение правильной работе с микрофоном. Обучение
правильному пению громких звуков в микрофон. Исполнение песни.
Подготовка распевок для проработки интонации. Подготовка распевок для
проработки высоких нот. Подготовка распевок для проработки микстовых нот.
Подготовка распевок для проработки фальцетных нот. Подготовка распевок для
проработки низких нот.
Форма аттестации и контроля: беседа, мастер-класс, пение, показ
миниатюры.
Тема 9. Пластическое интонирование. Пение учебно-тренировочного
материала-8 часов.
Теория. Обучение чистому интонированию звука.
Практика: Пение по гамме. Пение гаммы вверх- вниз. Слуховой
диктант по пению гаммы. Исполнение гаммы без сопровождения. Пение
распевок на темп Пение распевок на ритм. Пение распевок для пластичности
голоса. Пение скороговорок. Исполнение песни.
Форма аттестации и контроля: беседа, викторина, пение,
практическое занятие, творческий отчет.
Тема 10. Сценический имидж. Пение учебно-тренировочного материала.
Индивидуальная вокальная работа – 5 часов.
Теория: Выбор костюма для определённого жанра песни. Работа над
характером песни. Что такое ритмика. Изучение голосового аппарата. Рассказ о
технике исполнения.
13
Практика: Работа над движениями в ходе исполнения. Пение с
движениями Работа над движениями в ходе исполнения. Работа с ритмикой.
Пение и ритм. Танец и ритм. Пластичность голосового исполнения. Движения и
ритм. Проработка интонации с каждым ребенком по – отдельности. Работа
со скороговорками. Тренировка дыхания. Тренировка языка. Работа с
дыханием.
Форма аттестации и контроля: беседа, пение с движениями,
практическое занятие, пение выступление, показ миниатюры, работа над
дикцией, распевки, упражнения на моторику, упражнения на дыхание,
концертная деятельность.
Тема 11. Вокальный ансамбль. Пение учебно-тренировочного материала7 часов.
Теория: Что такое ансамбль? Что такое хоровое пение?
Практика: Пение двухголосия. Пение трех- и четырехголосия. Пение
хором Пение на несколько голосов в хоре, ансамбле. Работа над чистотой
интонации.
Форма аттестации и контроля: беседа, исполнение, техника
интонирования, концертная деятельность, пение.
Тема 12. Приёмы ансамблевого исполнения. Пение учебнотренировочного материала – 6 часов.
Теория: Какие бывают приёмы ансамблевого пения. Рассказ о
строении голосовых связок. Показ мультфильма о голосовых связках. Рассказ о
голосе Рассказ о строении гортани в форме картинок для детей. Показ мультика
про работу диафрагмы. Как правильно петь, чтобы не посадить голос.
Практика: Пение 2 – голосия. Пение 2-х голосия. Пение 2х – голосия.
Работа над чистотой интонирования. Работа над чистотой строя ансамбля.
Работа над строем 2х – голосия. Закрепление материала. Исполнение песни.
Форма аттестации и контроля: беседа, пение, концертная деятельность,
выступление.
Тема 13. Концертно – досуговая деятельность – 4 часа
Теория: Рассказ об исполнении репертуара на сцене.
Практика: Мини-концерт. Работа над ошибками.
Форма аттестации и контроля: беседа, наблюдение, концертная
деятельность.
Тема 14. Итоговые занятия – 2 часа.
Теория: Подготовка к занятию.
14
Практика: Итоговое занятие.
Форма аттестации и контроля: беседа, работа над исполнением,
показательное занятие,
1.5. Планируемые результаты
К концу обучения по программе учащиеся будут знать:
• теорию о тональностях,
• разнообразные музыкальные инструменты и их отличительные черты,
• основы пения на выдохе и вдохе.
К концу обучения по программе учащиеся будут уметь:
• петь в разных тональностях;
• владеть разными техниками исполнения;
• слушать и правильно интонировать звуки в мелодии;
• определять характер музыки, ее настроение;
• различать навыки двухголосия и трёхголосия;
• раскладывать песни на несколько глосов.
К концу обучения у учащихся будут формироваться и развиваться такие
личностные качества, как:
• организаторские навыки и умения работы в коллективе;
• чувство ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
• привычка к самостоятельным занятиям в свободное время;
• потребность к ведению здорового образа жизни;
• трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели.
15
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.
Календарный учебный график программы
Календарный учебный график построен, исходя из следующего:
• начало учебного года – 1 сентября, конец учебного года –31 мая;
• начало учебных занятий не ранее 16.00 час, окончание – не позднее 17.30
час;
• продолжительность учебного года 36 недель;
• объем программы 72 часа в год.
Учебные занятия проводятся согласно расписанию.
Сроки контрольных процедур:
• входной контроль: сентябрь
• промежуточный контроль: декабрь
• итоговый контроль: май
16
Таблица 3
Календарный учебный график одного года обучения
месяц
сентябрь
Недели
обучения
1 2 3 4 5
6 7 8
9
1
0
1 1 1 1
1 2 3 4
1
5
1
6
1
7
1
8
1
9
2
0
2
1
2
2
2
3
2
4
2 2
5 6
2
7
2
8
2
9
3
0
3
1
3
2
3
3
Кол-во часов,
мин
2 2 2 2 2
2 2 2
2 2
2 2 2 2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2 2
2
2
2
2
2
2
2
Формы
контроля
Входная
диагност
ика
Текущий
контроль
8ч
8ч
Всего часов
72 ч
октябрь
ноябрь
декабрь
Текущи
й
Текущий
контроль контроль
8ч
8ч
январь
февраль
март
апрель
май
3
4
2
3
5
3
6
2
2
Промежуточная
диагностика
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Итоговая
диагностика
8ч
8ч
8ч
8ч
8
ч
2.2.
Условия реализации программы
Материально - техническое обеспечение:
Для реализации Программы занятия проводятся в музыкальном зале, где
создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии
требованиями СанПиН и ФГОС ДО:
▪ мультимедийный проектор;
▪ компьютер;
▪ магнитофон;
▪ сканер;
▪ экранно-звуковые пособия.
▪ фонограммы музыкальных произведений;
▪ нотные пособия по вокалу;
▪ сборники произведений для вокальных ансамблей.
▪ фортепиано;
▪ стулья по количеству детей;
▪ стол;
▪ шкафы для хранения пособий;
▪ настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Информационное обеспечение.
Интернет – источники:
3. Российский общеобразовательный портал, единое окно доступа к
образовательным ресурсам. URL:http://window.edu.ru
4. Социальный портал в области образования для подростков, их родителей и
учителей. URL: www.planetashkol.ru
5. Сайт издательского дома. «Первое сентября» URL:www.1september.ru
6. Единый каталог образовательных услуг. URL: https://infourok.ru/
7. ЕдиныйУрок.рф — интернет-портал для проведения Единых уроков и
образовательных
мероприятий,
рекомендованных
Министерством
просвещения
Российской
Федерации.URL:https://www.xn-d1abkefqip0a2f.xn--p1ai
8. МультиУрок – образовательная площадка.URL:https://multiurok.ru/
Кадровое обеспечение – Программу реализует педагог дополнительного
образования, соответствующий нормам профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых», утвержденных Приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
18
Методическое обеспечение образовательной программы:
Принципы построения работы:
▪ от простого к сложному,
▪ связь знаний, умений с жизнью, с практикой,
▪ научность,
▪ доступность,
▪ системность знаний,
▪ воспитывающая и развивающая направленность,
▪ активность и самостоятельность,
▪ учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Методы обучения:
▪ Словесные методы.
▪ Наглядные методы.
▪ Практические методы.
Методы Контроля усвоения программы осуществляется следующими
методами и формами:
▪ наблюдение, участие в концерте.
В ходе беседы оценивается качество знаний воспитанников,
критерии:
▪ Степень раскрытия темы.
▪ Содержание работы, соответствия заданной теме.
▪ Раскрытие индивидуальности.
▪ Анализ воспитанников
▪ Диагностика
Методы воспитания:
▪ поощрение (устное, дипломы и грамоты);
▪ мотивация (настрой обучающегося на достижение цели).
Педагогические технологии:
Личностно-ориентированные технологии:
▪ индивидуальные социально – психологические особенности ребенка;
возрастные особенности развития ребенка;
▪ особенности его эмоционально – личностного развития; интересы,
склонности, предпочтения, потребности;
▪ любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.
Игровые технологии:
▪ Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали
ощущение успеха, программа обеспечена специальным набором игровых
приёмов.
Информационно – коммуникационные технологии:
▪ Использование компьютерных презентаций, которые позволяют
обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание
неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго его
запомнить.
Здоровьесберегающие технологии:
19
▪ психолого-педагогические (создание благоприятной психологической
обстановки, соответствие содержания обучения возрастным особенностям
детей, чередование занятий с высокой и низкой активностью)
▪ физкультурно-оздоровительные
(использование
физкультминуток,
динамических пауз, пластические разминки)
Рекомендуемые типы занятий:
▪ фронтальная (опрос, повторение изученного);
▪ групповая (занятия с группами обучающихся);
▪ в парах (работа с партнерами);
▪ индивидуально-групповая (свободная импровизация);
Дидактические материалы:
▪ использование карточек (с заданиями, с описаниями упражнений);
▪ использование наглядности (слайды, фотографии, видео).
Алгоритм занятия.
План проведения занятия предполагает следующие этапы:
Приветствие, разминка, определение темы занятий, информация о
теме, музыкальная игра усвоение темы, закрепление материала, подведение
итогов.
2.3.
Формы аттестации
Эффективность Программы основывается на результатах обучения,
которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков
обучающихся.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: таблица
мониторинга результатов, грамота, материалы тестирования, анкетирования,
отзывы детей и родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
готовое произведение, защита творческого проекта, выступление на
мероприятиях.
С целью выявления уровня освоения Программы проводится:
▪ входной контроль – проводится с целью определения уровня развития
детей (прослушивание, диагностика, тестирование);
▪ промежуточный контроль – с целью определения изменения уровня
развития детей, их творческих способностей (беседа, викторина,
тестирование, отчётное выступление);
▪ итоговый контроль – с целью определения результатов обучения
(показательное выступление);
▪ текущий контроль – осуществляется постоянно (мероприятия и
праздники, творческие задания, вытекающие из содержания занятия,
пение, показ миниатюр.)
20
2.4.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1.
2.
3.
4.
Список литературы
Список для педагога:
Назаренко, И.К. Искусство пения / И.К. Назаренко .- М., 2012, с.213
Немыхина, И.Н. Основы музыкальной педагогики / И.Н.
Немыхина .- Екатеринбург, 2013, с.345
Осеннева, М.С., Самарин, В.А., Уколова, Л.И. Методика работы с
детским вокально-хоровым коллективом / М.С. Осеннева, В.А.
Самарин, Л.И. Уколова.- М., 2014, с.430
Павлюченко,
С.А.Вокально
артикуляционные
упражнения/С.А.
Павлюченко .- М.,2012,с.154
Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и
социальной поддержки детей Минобразования и науки РФ от
11.12.2006г. № 06-1844 о
«Примерных
требованиях
к
содержанию
и
оформлению
образовательных программ дополнительного образования детей»
Программы дополнительного художественного образования детей. М.: Просвещение, 2007.- с. 238 7. Романовский, И. Хоровой словарь /
И. Романовский - М., 2011,с. 153
Список литературы для родителей:
Назаренко, И.К. Искусство пения / И.К. Назаренко .- М., 2012, с.213
Немыхина, И.Н. Основы музыкальной педагогики / И.Н. Немыхина.¬
Екатеринбург, 2013, с.345
Осеннева, М.С., Самарин, В.А., Уколова, Л.И. Методика работы с
детским вокально-хоровым коллективом / М.С. Осеннева, В.А.
Самарин, Л.И. Уколова.- М., 2014, с.430
Павлюченко,С.А.
Вокально-артикуляционные
упражнения/С.А.
Павлюченко .- М.,2012,с.154
Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и
социальной поддержки детей Минобразования и науки РФ от
11.12.2006г. № 06-1844 о
«Примерных
требованиях
к
содержанию
и
оформлению
образовательных программ дополнительного образования детей»
Программы дополнительного художественного образования детей. М.: Просвещение, 2007.- с. 238 7. Романовский, И. Хоровой словарь /
И. Романовский - М., 2011,с. 153
Список интернет – ресурсов
Российский общеобразовательный портал, единое окно доступа к
образовательным ресурсам. URL:http://window.edu.ru
Социальный портал в области образования для подростков, их родителей
и учителей. URL: www.planetashkol.ru
Сайт издательского дома. «Первое сентября» URL:www.1september.ru
Единый каталог образовательных услуг. URL: https://infourok.ru/
21
5. ЕдиныйУрок.рф — интернет-портал для проведения Единых уроков и
образовательных мероприятий, рекомендованных Министерством
просвещения
Российской
Федерации.URL:https://www.xn-d1abkefqip0a2f.xn--p1ai
6. Мульти Урок – образовательная площадка.URL:https://multiurok.ru/
22
3. Приложения
3.1. Оценочные материалы
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
Оценочные материалы (Приложение1):
промежуточная и итоговая проверка качества усвоения знаний и навыков
воспитанников осуществляется с помощью системы поэтапных
аттестационных испытаний в процессе обучения за воспитанниками;
диагностическая карта оценки ЗУН по Программе;
тесты, карты оценки способностей и знаний;
участие в соревнованиях: городских, республиканских, всероссийских.
открытые занятия.
3.2. Методические материалы
Методическая литература и методические разработки для обеспечения
образовательного процесса (Приложение2):
планы-конспекты отчетных занятий;
годовой план воспитательной работы;
сценарии воспитательных мероприятий.
3.3. Календарно-тематическое планирование (Приложение3)
3.4. Лист корректировки (Приложение4)
3.5. План воспитательной работы (Приложение 5)
23
Приложения
Приложение №1
Оценочные материалы
№
п/п Дата
ФИО
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
отмечаются в виде уровней.
Н – низкий
С- средний
В- высокий
24
Текущий
Итоговы
Текущий
Средний
Входной
Виды контроля
Характеристика уровней оценивания таблицы мониторинга:
Низкий уровень
Не слышит интонацию звуковысотности, плохо ориентируется в слухе и
голосе, «гудошник»
Средний уровень
Обладает звуковысотностью, интонацией в голосе, поет произведения,
хорошо ориентируется в темпе и ритме.
Высокий уровень
Обладает голосом «от природы», ориентируется в темпе и ритме,
отлично запоминает песни, двигается во время исполнения. Хорошо
ориентируется в пространстве.
Критерии оценивания, анализ выполненных работ обучающихся:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Техника исполнения
Интонирование
Качество звучания
Слуховые возможности
Чистота исполнения песни
Передача точного характера исполнения песни
Творческий потенциал
Харизматические качества ребенка
25
Приложение 2
Занятие для старшей группы
«Работа с дыханием и голосом».
Цель: формирование новых знаний, навыков певческого дыхания.
Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох).
Дать начальное представление о правильном дыхании в вокале.
Задачи:
Обучающие:
▪ приобретение знаний о важности пения;
▪ обучение правильной постановке дыхания в вокальном исполнении.
Развивающие:
▪ развивать умение пользоваться всеми тремя видами дыхания и
использовать их в пении;
▪ способствовать развитию музыкального восприятия, вокально-хоровых
навыков, музыкальной памяти, чувству ритма;
▪ укреплять физическое дыхание (без речи);
▪ тренировать силу вдоха и выдоха, тренировать продолжительный выдох.
Воспитательные:
▪ воспитание
сосредоточенности,
выдержки, повышение
уровня
самооценки, сознательного отношения к охране своего здоровья,
ответственности, внимательности, дисциплинированности.
Технологии:
▪ здоровьесберегающие,
▪ личностно-ориентированные,
▪ игровые.
Методы обучения: словесные, наглядно-слуховые, поощрения.
Форма организации познавательной деятельности: групповая.
Ресурсы для проведения занятий: просторный, светлый, хорошо
проветренный
зал,
оборудованный
необходимым
оборудованием,
инструментами и материалами: фортепиано, микрофоны, компьютер,
музыкальный центр.
Основные понятия: правила пения, певческая осанка, певческое дыхание,
цепное дыхание.
Дидактические средства: наглядные и методические пособия.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, дети!
Ребята, сегодня мы с вами посетим «Школу здоровья» и откроем «Тайну
дыхания человека». А дыхание помогает человеку правильно и красиво петь.
Вы хотите узнать эту тайну?
26
Дети: Да.
Педагог: Для этого нужно соблюдать определённые правила:
▪ во время пения нужно следить за осанкой, спина должна быть прямой;
▪ дыхание брать свободно, не поднимая плеч.
Наше занятие так и будет называться «Певческое дыхание». А правильное
дыхание выполняет важную роль в пении. И сегодня мы научимся
распределять дыхание на всю музыкальную фразу. Например: когда мы
произносим какую-нибудь фразу, то делаем вдох и говорим до тех пор, пока
воздух не кончится. Тогда мы делаем снова вдох и продолжаем говорить.
А в пении, совсем наоборот, дыхание нужно регулировать. Для того, чтобы
спеть музыкальную фразу, нужно больше набрать воздуха и постараться, как
можно дольше, задержать его. А зачем? Секрет в том, что музыкальная фраза
должна быть плавной. А если делать много вдохов, то мелодия будет как- будто
разорванной на кусочки.
Давайте попробуем по-разному спеть такую фразу песни «Я иду домой».
(Поют, делая вдох и выдох в разных вариантах)
А сейчас разделимся на две группы.
Первая группа будет петь, делая частые вдохи, вот так: вдох, вдох, вдох. А
вторая группа будет петь на одном дыхании, вот так: вдох.
Педагог: Какой вариант был правильным?
Дети: Второй.
Педагог: А почему?
Дети: Если делать частый вдох, то кажется, что песня «задыхается».
Педагог: Итак, запомните, ребята, что вдох, как в разговоре, так и в пении
делается вначале фразы и после её окончания. В середине фразы, во время
пения, нужно стараться удержать дыхание.
А, чтобы научиться этому, мы с вами поиграем в игру. Вы будете
изображать вокальный ансамбль, а я буду дирижёром. Положите правую руку
на живот и слушайте мою команду. По моей руке, которую я подниму вверх,
сделайте вдох и задержите дыхание. Вдох нужно брать носом бесшумно, рот
при этом должен быть закрыт. Дыхание нужно держать до тех пор, пока я не
опущу руку и скажу медленно: «Два-а-а». Во время вдоха и выдоха плечи
должны быть свободно опущены. Запомните, если я буду поднимать медленно
руку, то вдох нужно делать медленно и плавно, а если буду поднимать быстро,
то вдох нужно делать быстро и коротко. Такие упражнения нам будут очень
полезны для нагрева голосового аппарата. Итак, поём попевку: «Я иду домой».
А сейчас, споём знакомую вам песню «Зимушка зима» радостно, выразительно,
не обрывая в песне фразы.
Дети исполняют песню «Зимушка-зима»
Педагог: Ребята, дыхание – это жизнь. Если человек без пищи может прожить
несколько месяцев, без воды – несколько дней, то без воздуха всего несколько
минут.Ребята, а сейчас я предлагаю вам побыть в роли учёных и провести
эксперимент. Вы согласны?
27
Дети: Да.
Педагог: Тогда давайте, возьмём трубочки и подуем через них в стаканчики с
водой. (Дуют). Давайте рассуждать. Что же происходит? А вот, что. Если
дыхание сильное, то в баночке с водой происходи, как - будто бы буря. А если
слабое – небольшое волнение. Значит, можно сказать, что наши лёгкие
помогают нам дышать. Давайте проверим это. Предлагаю вам закрыть рот и
нос руками и не дышать. А теперь ответьте мне, может ли человек прожить без
воздуха?
Дети: Нет.
Педагог: Конечно, же нет. Наши лёгкие работают днём и ночью, изо дня в
день, из года в год. При помощи лёгких мы дышим, говорим и поём. Дыхание –
это основа пения. Без дыхания мы не сможем спеть ни одной ноты, ни одной
песни. А для того, чтобы красиво петь и правильно дышать, нам нужно
научиться правильно выполнять дыхательные упражнения. Для этого, нужно
научиться делать «громкий» короткий вдох, как укол (Шмыгайте носом, как
будто бы нюхаете конфетку, накачиваете колесо машины «с», зудит комар «з»).
Предложить детям выполнить несколько упражнений.
• «Шарик» (Представьте, что у вас в животе находится шарик. Проколим
его тонкой иголочкой и очень медленно со звуком «с», выдохнем воздух).
• «Свеча» (Представим, что перед вами стоит горящая свеча. Нужно,
медленно подуть на неё, чтобы она погасла).
• «Игра с кубиками разного цвета» (В игре использовать два кубика
разного цвета. Один – красный, другой – зелёный. У каждого кубика своя
функция: красный кубик означает один долгий вдох, а зелёный – два
коротких. Показывать детям кубики поочерёдно). Эта игра развивает не
только дыхательный аппарат детей, но и их чувство ритма.
• «Пускаем мыльные пузыри»
Ребята, вы молодцы! Справились со всеми заданиями. Сегодня вы узнали,
что певческое дыхание – это бесшумный вдох и умение держать его до конца
фразы. На следующем занятии мы продолжим осваивать правильное певческое
дыхание. До свидания! (картинки)
28
Календарно-тематическое планирование
Приложение 3
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым
«Детский сад комбинированного вида № 54 «Калина»
СОГЛАСОВАНО
«УТВЕРЖДАЮ»
Старший воспитатель
МБДОУ г. Керчи РК «Детский
сад комбинированного вида №
54 «Калина»
______________/_______
_____/
Заведующий МБДОУ г. Керчи РК
«Детский сад комбинированного вида № 54
«Калина»
____________ /
________________/
«_» _________202__ г.
«__» _________ 202____
г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
20__ /20__ учебного года МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад комбинированного вида
№ 54 «Калина»
Группа №_________ расписание: ____________________
Педагог:________________
Количество часов в неделю - ___ ч /на год – _____ ч
Планирование составлено на основе программы:
Дополнительная образовательная программа «Звонкие голоса»
Тематическое планирование составил(а)
________________________/_____________
«Звонкие голоса» Группа № 1 старшая
№
п\п
Название темы занятий
Количество
часов
1.
Вводное занятие. ТБ
2
2.
Развитие навыков певческого вдоха и выдоха
10
3
Знакомство с устройством и работой голосового аппарата
2
4
Вокальные упражнения для начинающих
7
5
Артикуляция и дикция
4
6
Знакомство с терминами
4
7
6
13
Фонограмма, её особенности и возможности.
Пение учебно- тренировочного материала
Приемы работы с микрофоном. Пение учебно –
тренировочного материала
Пластическое интонирование. Пение учебнотренировочного материала
Сценический имидж. Пение учебно-тренировочного
материала. Индивидуальная вокальная работа.
Вокальный ансамбль. Пение учебно-тренировочного
материала.
Приёмы ансамблевого исполнения. Пение учебнотренировочного материала.
Концертно-досуговая деятельность
14
Итоговые занятия
2
8
9
10
11
12
ИТОГО
5
8
5
7
6
4
72 часа
Дата по расписанию/ длительность
занятий
По плану
По факту
Примечание
(корректировка)
Лист корректировки
Приложение 4
№
Причина
корректировки
Дата
Согласование с заведующим
подразделения (подпись)
31
3.5. План воспитательной работы
Приложение 5
Мероприятие
Сроки
проведения
Ответственный
День знаний
Сентябрь Муз. руководитель, педагог
День работника дошкольного
дополнительного
образования
образования.
Октябрь Муз. руководитель,
Международный день музыки
педагог дополнительного
День отца
образования
Ноябрь Муз. руководитель, педагог
День народного единства
День матери в России
дополнительного
образования
Новый год
Декабрь Муз. руководитель, педагог
дополнительного
образования
Январь Педагог дополнительного
День
Республики
Крым
Рождество Христово
образования
День защитника отечества
Международный женский день
День воссоединения Крыма с
Россией
Всемирный день здоровья
День космонавтики
Праздник Весны и Труда
День Победы
Концерт для родителей
Участие в конкурсах
На муниципальном,
региональном, федеральном
уровнях.
Индивидуальное
консультирование по запросам
родителей.
Февраль
Март
Апрель
Май
Муз. руководитель, педагог
дополнительного
образования
Педагог дополнительного
образования
Муз. руководитель, педагог
дополнительного
образования
Педагог дополнительного
образования
В течение Педагог дополнительного
учебного образования
года
В течение Педагог дополнительного
года образования