УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КЕРЧИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №54 «КАЛИНА» УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом МБДОУ г.Керчи РК «Детский сад комбинированного вида № 54 «Калина» Протокол №__ от __.__.2024г. УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад комбинированного вида № 54 «Калина» _______________ Ю.А. Чекир Приказ №___ от __.__.2024г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная мастерская» с использованием нетрадиционных техник» МБДОУ г.Керчи РК «Детский сад комбинированного вида № 54 «Калина» Направленность –художественно-эстетическое развитие Срок реализации программы - 1 год Тип программы -общеразвивающая Вид программы -модифицированная Уровень –стартовый Возраст обучающихся 5-8 лет Составитель: Митенкова Раиса Левоновна педагог дополнительного образования г. Керчь 2024 г. 1 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка Нормативно-правовая основа программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художественная мастерская» с использованием нетрадиционных техник» МБДОУ г.Керчи РК «Детский сад комбинированного вида № 54 «Калина» (далее - Программа) составлена в соответствии с: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции); 2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в действующей редакции); 3. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (в действующей редакции); 4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р; 5. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 (в действующей редакции); 6. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3; 7. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в действующей редакции); 8. Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16); 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной 2 деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»; 10. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей» (в действующей редакции); 11. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (в действующей редакции); 12. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года»; 13. Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (в действующей редакции); 14. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 15. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 16. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (в действующей редакции); 17. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; 3 18. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» (в действующей редакции); 19. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; 20. Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции); 21. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»; 22. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»; 23. Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в Республике Крым»; 24. Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г. № 510 «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере при формировании государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере на территории Республики Крым»; 25. Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023 г. № 593 «Об утверждении Порядка формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и Формы отчета об исполнении государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым»; 26. Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023 г. № 639 «О вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ» в соответствии с социальными сертификатами»; 27. Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных 4 программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; 28. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для педагогических работников образовательных организаций общего образования, образовательных организаций среднего профессионального образования, образовательных организаций дополнительного образования по использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их родителями (законными представителями)»; 29. Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации»); 30. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно технологического и культурного развития страны»; 31. Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №54 «Калина». 32. Нормативными локальными актами, регламентирующими порядок организации и осуществления образовательной деятельности по 5 дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в образовательной организации МБДОУ г.Керчи РК «Детский сад комбинированного вида № 54 «Калина» Программа является модифицированной. Направленность Программы «Художественная мастерская» с использованием нетрадиционных техник» МБДОУ г.Керчи РК «Детский сад комбинированного вида № 54 «Калина» - «художественно-эстетическое развитие» Содержание Программы направлено на развитие творческих способностей детей. Актуальность Программы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Новизна Программы данная Программа поможет ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. 6 В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Педагогическая целесообразность Программы объясняется тем, что курс обучения рисованию нетрадиционными техниками довольно прост и доступен многим дошкольникам. А также определена тем, что ориентирует обучающихся на приобщение к художественной культуре через разные техники рисования, применение полученных знаний, умений и навыков развивает у детей коммуникативные, речевые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования. Отличительные особенности Программы. Система знаний по предмету, в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности обучающихся, способствует общему развитию и воспитанию учащихся. Программа имеет гибкий характер, что позволяет в зависимости от условий материальной базы, уровня художественного развития и подготовленности занимающихся, рационально варьировать содержание программы и творчески обеспечить ее выполнение Особенностью Программы является индивидуальный подход и обучение учащихся. Индивидуальный подход заложен в Программу и имеет два главных аспекта: Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым обучающимся с учётом личных способностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого обучающегося, что важно в процессе обучения. Каждый обучающийся является конструктором своего образования, организатором своих знаний. Программа позволяет обучающимся проявить полученные теоретические знания на практике. Адресат Программы: обучающиеся мальчики и девочки в возрасте от 5 лет до 8 лет. Старший возраст (5 – 6 лет) Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч 7 рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Подготовительный к школе возраст (6 – 8 лет) В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём 8 складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией. Объём Программы. Программа рассчитана на 1 год, 36 недель. Общее количество часов, необходимых для освоения программы составляет 72 часов. Срок реализации Программы рассчитан на 1 год. Таблица 1 Реализация Программы Уровень обучения Год обучения стартовый 1 год Количество Количество Объем учащихся в часов в программы группе неделю 5 групп по 2 часа 72 часа 15 человек Возраст учащихся 5– 8 лет Уровень Программы – стартовый Формы обучения и виды занятий. Обучение по Программе происходит в очном формате. Изучение некоторых тем возможно в дистанционном режиме. Особенности организации образовательного процесса. Занятия проводятся в группе, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Учебно-тематический материал Программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических, умений и навыков. Представленные в Программе темы создают целостную систему подготовки обучающихся. Для организации работы по Программе необходимо создать следующие условия: • Акварельные краски, гуашь; • восковые и масляные мелки; • фломастеры; • свеча; ватные палочки; поролоновые печатки; коктейльные трубочки; палочки или старые стержни для процарапывания; 9 • матерчатые салфетки; стаканы для воды; кисти; подставки под кисти; палитры; клеёнки. Наполняемость в группе составляет 5 группы по 15 человек. Состав группы – постоянный. Режим занятий. Занятия проводятся согласно расписанию, 2 часа в неделю, 72 часа в год. Академический час: старшая группа – 25 минут, подготовительная группа - 30 минут. 1.2 Цель и задачи Программы Цель программы: формирование эмоционально чувствительного отношения к окружающему миру, развитие воображения, фантазии и творческого мышления. Воспитание всесторонне развитой личности. Задачи программы. Развивающие: • Развивать у детей коммуникативные, речевые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования. • Развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования, воображение. • Развивать формо- и цветовосприятие, чувство композиции, мелкую моторику рук, ассоциативное мышление, воображение. • Развивать творческую активность, поддерживать потребность в самовыражении. Образовательные: • Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования использованием разных материалов). • Учить получать различные оттенки красок основных цветов. (с • Учить использованию различных материалов • Учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит. • Учить отображать впечатления от окружающего мира в изо деятельности. • Побуждать детей экспериментировать изобразительными материалами. • Придумывать и создавать композиции, поддерживать детские творческие находки. 10 образы. Поощрять и Воспитательные: • Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира. • Воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству. • Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ. 1.3. Воспитательный потенциал Программы Цель воспитательной работы в творческом объединении – личностное развитие обучающихся. Основные задачи: - обеспечение необходимых условий для личностного развития; - профессиональное самоопределение и творческий труд детей; - социальная защита, поддержка, реабилитация и адаптация к жизни в обществе; - социализация детей; - работа с семьей; - формирование общей культуры; - организация содержательного досуга. Для решения реальных проблем сообщества страны, учащиеся привлекаются к получению знаний, через включение в коллективные общественно полезные практики и мероприятия. Подробный перечень мероприятий отражен в Плане воспитательной работы творческого объединения на учебный период в Приложении 3.5. В результате проведения воспитательной работы будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повысится интерес к занятиям и уровню личностных достижений обучающихся, повысится уровень активного участия родителей в работе объединения 11 1.4. Содержание Программы Таблица 2 Учебный план № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 Содержание Количество часов всего теория практик а 2 1 1 6 2 4 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 2 Вводное занятие. Входная диагностика «Астры в вазе» «Ёжик» «Осенние листья» «Осеннее дерево» «Разноцветный ковер из осенних листьев» «Осенний букет» «Ёжики на опушке» «Волшебные облачка» По замыслу «Барашек» «Плюшевый медвежонок». «Снегирь» «Мастерская Деда Мороза» «Мастерская Деда Мороза» «Пингвины в Артике» «Северное сияние» Промежуточная диагностика «Зимние цветы» «Снежинка» По замыслу «Зимний пейзаж» «Пушистый котенок» «Моя мама» «Сказочная рыбка» «Абстракция» «Необычный букет» «Букет» «Нежные цветы» «Бабочки» По замыслу «Расцвели цветы» «Весеннее дерево» «Рыжая лисичка» Итоговое мероприятие выставка работ «Волшебный мастерская» Итоговая диагностика. Итого часов 1 1 2 1 2 1 2 1 1 1 1 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 6 72 12 1 1 1 2 9 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 4 63 Формы аттестации и контроля Содержание учебного плана 1. Вводное занятие (2 часа) Программное содержание: Познакомить детей с художественными работами, рассматривание выставки рисунков в нетрадиционных техниках рисования; познакомить с материалами, оборудованием; выявить первоначальные навыки рисования детей. Ознакомить с правилами техники безопасности во время работы с различными материалами. 2. Входная диагностика (6 часов) Программное содержание: Определение уровня развития художественных способностей детей на начало учебного года. Методы педагогической диагностики: Наблюдение в ходе непосредственно - образовательной деятельности. Беседы; Создание несложных (естественных) игровых ситуаций. 3. Тема «Астры в вазе» (1 час) Программное содержание: Продолжать знакомить детей с техникой рисования. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете Материал: Акварельные краски +восковые мелки Усложнение для подготовительной группы: Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета 4. Тема «Ёжик» (1 час) Программное содержание: Продолжать знакомить детей с техникой рисования. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете Материал: Акварельные краски +восковые мелки Усложнение для подготовительной группы: Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета. 13 5. «Осенние листья» (1 час) Познакомить детей с техникой «тиснение». Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать на них тиснение. Материал: Акварельные краски +восковые мелки Усложнение для подготовительной группы: Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета 6. «Осеннее дерево» (1 час) Учить изображать изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники (дерево в сентябре – монотипия, в октябре – набрызг по трафарету, в ноябре – печатание печатками). Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках. Материал: Оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия. Усложнение для подготовительной группы: Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета 7. «Разноцветный ковер из осенних»(2 часа) Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо. Материал: Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету листьев на листьях или тампоном при печати. Усложнение для подготовительной группы: Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета 8. «Осенний букет» (1 час) Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. Материал: Печать (печатками, по трафарету) «знакомая форма – новый образ» Усложнение для подготовительной группы: Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета 14 9. «Ёжики на опушке» (1 час) Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями. Материал: Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой. Усложнение для подготовительной группы: Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета 10. «Волшебные облачка» (2 часа) Учить рисовать причудливые облака; смешивать краски, получать новые оттенки голубого цвета из белой и синей краски. Материал: Создание образа ясного неба. Получение оттенков голубого цвета. Усложнение для подготовительной группы: Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета 11. «По замыслу» (1 час) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Учить самостоятельно выбирать технику и тему. Материал: Самостоятельный выбор техники и темы. Усложнение для подготовительной группы: Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета 12. «Барашек» (2 часа) Создание образа барашка из пластилиновых шариков, учить лепить барашка рельефным способом. Материал: Создание образа барашка из пластилиновых шариков. Усложнение для подготовительной группы: Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета 13.«Плюшевый медвежонок» (1 час) Учить ярко передать изображаемый объект при помощи губки, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость). 15 Материал: Рисование губкой. Усложнение для подготовительной группы: Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета 14. «Снегирь» (2 часа) Продолжать учить рисовать способом воск +акварель Материал: Воск + акварель Усложнение для подготовительной группы: Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета 15.«Мастерская Деда Мороза» (1 час) Продолжать знакомить с техникой «монотипия». Материал: Заготовки для будущего коллажа. Делаем заготовки новогодних шаров 16.«Мастерская Деда Мороза» (1 час) Рисуем фон для завершения работы. Соединяем фон и заготовки новогодних шаров. Учить создавать целостность композиции. Материал: Освоение техники «коллаж». 17. «Пингвины в Артике» (1 час) Познакомить детей с новой техникой – «тампонирование». Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик птиц. Умение применять в одной работе разные техники. Познакомить с пингвинами, средой их обитания. Развивать воображение, творчество. Материал: Освоение техники «тампонирование». Усложнение для подготовительной группы: Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета 18.«Северное сияние» (1 час) Продолжать знакомить детей с техникой «ниткография». Развивать цветовое восприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление. Материал: Освоение с техникой «ниткография» 16 Усложнение для подготовительной группы: Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета 19.«Промежуточная диагностика» (4 часа) Теория: определение знаний Практика: определение практических навыков 20. «Зимние цветы» (2 часа) Совершенствования двух техник - «примакивание кистью», и рисование ватными палочками. Учить создавать рисунок пользуясь ощущениями от просматриваемых картин. Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовое восприятие, чувство композиции. Материал: Примакивание кистью, и рисование ватными палочками. Усложнение для подготовительной группы: Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета 21. «Снежинка» (2 часа) Познакомить детей с новой техникой рисования – «граттаж». Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. Продолжать развивать фантазию и воображение детей. Материал: Освоение техники рисования «граттаж». Усложнение для подготовительной группы: Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета 22.«По замыслу» (2 часа) Продолжать совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Учить самостоятельно выбирать технику и тему. Материал: Самостоятельный выбор техники и темы. Усложнение для подготовительной группы: Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета 17 23.«Зимний пейзаж» (2 часа) Освоение новой техники рисования – отпечаток целлофановым пакетом. Материал: Отпечаток целлофановым пакетом. Усложнение для подготовительной группы: Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета 24.«Пушистый котенок» (2 часа) Продолжать учить рисовать пастелью по затонированой бумаге. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. Материал: Рисование пастелью 25. «Моя мама» (2 часа) Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приёмами рисования. Использовать пальчики для растушевки и украшения одежды. Развивать чувство композиции. Материал: Различные приёмы рисования (пальчиками) Усложнение для подготовительной группы: Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета 26.«Сказочная рыбка» (2 часа) Познакомить детей с новой техникой создания изображений - «мозаика». Учить детей самостоятельно отображать образ рыбки, используя простой карандаш. Далее используя кусочки цветной бумаги и клей, учить создавать мозаичную композицию. Воспитывать аккуратность при работе. Материал: Техника мозаика Усложнение для подготовительной группы: Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета 18 27.«Абстракция» (2 часа) Освоение техники «зетангл». Познакомить детей с новой техникой. Учить заполнять пустое пространство изображения разными узорами. Проявлять внимательность, воспитывать усидчивость, целенаправленность. Материал: Освоение «зетангл» техники Усложнение для подготовительной группы: Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета 28.«Необычный букет» (2 часа) Познакомить детей с техникой одного мазка. Научить рисовать цветы за один мазок, путем набирания на кисть двух контрастных красок. Развивать цветовое восприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление. Материал: Техникой одного мазка Усложнение для подготовительной группы: Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета 29.«Букет» (2 часа) Учить создавать цветочную композицию на сырой бумаге, дорисовывать отдельные детали изображения кистью. Развивать воображение и творчество. Материал: Техника рисования по сырому Усложнение для подготовительной группы: Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета 30.«Нежные цветы» (2 часа) Продолжать знакомить с техникой акварель + восковые мелки. Материал: Техника «Акварельные краски +восковые мелки» Усложнение для подготовительной группы: Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета 19 31.«Бабочки» (2 часа) Продолжать знакомить с техникой «набрызг многослойный». Материал: Техника «набрызг многослойный». Усложнение для подготовительной группы: Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета 32.«По замыслу» (2 часа) Продолжать совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Учить самостоятельно выбирать технику и тему. Материал: Самостоятельный выбор техники и темы. Усложнение для подготовительной группы: Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета 33.«Расцвели цветы» (2 часа) Упражнять детей в получении новых оттенков цветов путём кляксографии. Превращении капель краски на бумаги в художественные образы. Материал: Техника: Кляксография Усложнение для подготовительной группы: Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета 34.«Весенние дерево» (2 часа) Учить детей использовать две техники в одной работе, восковые мелки + акварель и набрызг. Продолжать обучать особенностям изображения объектов с помощью техники «набрызг», развивать мелкую моторику, цветовое восприятие, эстетические восприятие Материал: Восковые мелки + акварель и набрызг Усложнение для подготовительной группы: Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета 20 35. «Рыжая лисичка» (2 часа) Продолжать знакомить детей с техникой «тычок жесткой кистью». Развивать воображение, образное мышление, цветовое восприятие, творческие способности детей. Материал: Жесткая кисть, гуашь Усложнение для подготовительной группы: Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета 36. Итоговое мероприятие. Выставка работ «Волшебная мастерская» 37. Итоговая диагностика (6 часов) Теория: определение знаний Практика: определение практических навыков 21 1.5. Планируемые результаты К концу года, обучающиеся продемонстрируют следующие результаты. ✓ Ребята уверены в действиях и ответах в течение занятия; ✓ активны в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе; ✓ уверенно используют способы нестандартного раскрашивания; ✓ умеют экспериментировать с изобразительными материалами; ✓ ожидают чёткие объяснения педагогом знакомого способа рисования; ✓ проявляют фантазию, художественное творчество; ✓ умеют передавать личное отношение к объекту изображения; ✓ завершают работы декором; ✓ умеют штриховать, наносить различные линии цветными карандашами; ✓ умеют наносить мазки краски узкой и широкой кистью; ✓ умеют узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их; ✓ умеют правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе; ✓ умеют использовать трафареты и печати при работе; ✓ умеют убирать за собой рабочее место. 22 2. Комплекс организационно – педагогических условий 2.1 Календарный учебный график Календарный учебный график построен, исходя из следующего: ✓ начало учебного года – 1 сентября, конец учебного года –31 мая; ✓ начало учебных занятий не ранее 16.00 час, окончание – не позднее 17.30 час; ✓ продолжительность учебного года 36 недель; ✓ объем программы 72 часа в год. Учебные занятия проводятся согласно расписанию. 23 Таблица 4 Календарный учебный график месяц сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май Недели обучения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 2 0 2 1 2 2 2 3 2 4 2 5 2 6 2 7 2 8 2 9 3 0 3 1 3 2 3 3 3 4 3 5 3 6 Кол-во часов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Аттестация/ Формы контроля Всего часов 72 Пром ежуто чная диагн остик а, аттест ация Входн ая диагн остик а 10 8 8 Итоговая диагности ка, аттестаци я 8 6 24 8 8 8 8 2.2 Условия реализации Программы Материально - техническое обеспечение: Для реализации Программы занятия проводятся в кабинет для доп образования, где создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии требованиями СанПиН и ФГОС ДО: № наименование колпримечание во 1 Ноутбук, экран, аудиоаппартура 1 стационарное 2 иллюстрации художников 3 образцы работ 4 мелки разных видов, свечи 5 простые и цветные карандаши разной твердости 6 кисти разных размеров и структуры, стаканы для воды 7 краски – гуашь, акварель 8 бумага разных форматов, цвета, фактуры 9 палочки или старые стержни для торцевания 10 матерчатые салфетки 11 ткань, вата, бинт 12 бросовый материал: коробки картонные, пластиковые стаканчики, кусочки поролона, кожи, ткани, проволока, открытки, салфетки, фантики спички и т.д.; 13 клей ПВА, клей карандаш, клеевой пистолет 25 Информационное обеспечение. Интернет – источники: 1.Российский общеобразовательный портал, единое окно доступа к образовательным ресурсам. URL:http://window.edu.ru 2. Социальный портал в области образования для подростков, их родителей и учителей. URL: www.planetashkol.ru 3. Сайт издательского дома. «Первое сентября» URL:www.1september.ru 4. Единый каталог образовательных услуг. URL: https://infourok.ru/ 5. ЕдиныйУрок.рф — интернет-портал для проведения Единых уроков и образовательных мероприятий, рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации.URL:https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai 6.МультиУрок – образовательная площадка.URL:https://multiurok.ru/ 7. Образовательная социальная сеть URL: http://nsportal.ru Кадровое обеспечение. Программу реализует педагог дополнительного образования, соответствующий нормам профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Педагог дополнительного образования - Митенкова Раиса Левоновна, педагогический стаж – 5 лет. Методическое обеспечение. Программа базируется на следующих учебно-методических материалах: • конспекты ОД по программе; • комплексы пальчиковой гимнастики; • комплексы дыхательной гимнастики; • методические рекомендации по проведению ОД по нетрадиционным техникам рисования; • методические рекомендации по обучению разным нетрадиционным техникам рисования • методика проведения диагностики. Учебно–наглядные пособия • иллюстрации художников; 26 • образцы работ; • консультации, презентации для родителей; • правила безопасности в ОД в работе с разными материалами. Особенности организации образовательного процесса. Обучение по Программе происходит в очном формате. Изучение некоторых тем возможно в дистанционном режиме. Используемые педагогические технологии: - развивающее обучение – при развивающем обучении обучающийся самостоятельно приобретает какую – либо информацию, самостоятельно приходит к решению проблемы в результате анализа своих действий; - игровое обучение – влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, обучающийся подчиняет этой задаче все свои сиюминутные действия. В условиях игры они лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого; Методы, в основе которых лежит способ организации занятий: - словесные методы (устное изложение материала); - наглядные методы (педагогический показ); - практические методы (упражнения, тренинги). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся: - объяснительно - иллюстративные (обучающиеся усваивают и воспроизводят готовую информацию); - репродуктивные (обучающиеся воспроизводят полученные знания). Методы воспитания: - поощрение (устное, дипломы и грамоты); - мотивация (настрой обучающегося на достижение цели). Формы обучения и виды занятий. - открытое занятие - выставки; - беседа и др. Педагогические технологии. Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Алгоритм учебного занятия: • приветствие, проверка присутствия обучающихся; 27 объявление темы и цели занятия; • повторение правил техники безопасности, правил поведения на занятии; • повторение пройденного материала; • объяснение нового материала; • опрос по усвоению нового материала; • практическая работа; • подведение итогов занятия; • уборка рабочих мест. Методические материалы: Методические разработки: - разработки вопросов и заданий для устного и письменного опроса, бесед, конспектов открытых занятий, тестов, практических заданий, упражнений. Дидактические материалы: инструкции по ТБ, задания, упражнения. • 2.3 Формы аттестации и контроля Формы контроля: входной, текущий и итоговый контроль. Контроль усвоения учебного материала, умений и навыков проходит в течение всего периода обучения. Входной контроль – проводится при наборе, в виде собеседования, где изучаются отношения обучающегося к выбранной деятельности, его способности в этой области, личные качества ребенка. Формы текущего и промежуточного контроля: открытые занятия, соревнования. Формы итогового контроля: итоговое занятие, соревнования. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. По окончании обучения, на основе данных Диагностической карты оценки ЗУН обучающихся, педагог составляет аналитическую справку, в которой отражает уровень освоения обучающимися Программы. Так же подтверждением успешной реализации Программы являются грамоты, дипломы, протоколы соревнований, отзывы детей и родителей. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов. Успешной реализации Программы должны способствовать различные виды групповой и индивидуальной работы: открытые занятия, соревнования и т.д. 28 2.4. Список литературы Литература для педагогов: Интернет – источники: 1.http://vospitatelru.ru 2.http://infourok.ru 3.http://slovopedagoga.ru 4.http://urok.1sept.ru 5.http://doshkolnik.ru 8. https://nsportal.ru 9. https://infourok.ru 10.https://kopilkaurokov.ru 29 3. Приложения 3.1. Оценочные материалы Оценочные материалы (Приложение1): - промежуточная и итоговая проверка качества усвоения знаний и навыков обучающихся осуществляется с помощью системы поэтапных аттестационных испытаний в процессе обучения за обучающимися; - диагностическая карта оценки ЗУН по Программе; - тесты, карты оценки способностей и знаний; -участие выставках городских, республиканских, всероссийских. - открытые занятия. 3.2. Методические материалы Методическая литература и методические разработки для обеспечения образовательного процесса(Приложение2): - планы-конспекты отчетных занятий; - сценарии воспитательных мероприятий. 3.3. Календарно-тематическое планирование(Приложение3) 3.4. Лист корректировки(Приложение4) 3.5. План воспитательной работы (Приложение 5) 30 31 Приложение 1 Диагностическая карта оценки ЗУН обучающихся по Программе «Творческая мастерская» с использованием нетрадиционных технологий» Дата проведения диагностики__________________ Итог. уровень Самостоятельность Увлеченность Качество выполнения работ Проявляет фантазию Овладение новыми техниками Умеет раб с пласт. и тестом Умеет раб с красками и кистью Умеет раб с клеем и кистью Умеет работать с ножницами Знания. Умения. Навыки. Умеет работать с брос. матер ФИО обучающихся Умеет работать с прир. матер № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ИТОГО Сформированность ЗУН группы в % Митенкова Р.Л.._________________________ ФИО, подпись ЗУН по каждому параметру оцениваются по 10 бальной системе, методом наблюдения. Диагностика проводится не менее трёх раз в год – входная (сентябрь), промежуточная (январь, февраль), итоговая (май) 32 Приложение2 Сценарий открытого занятия или мероприятия Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №54 «Калина» Конспект открытого занятия «Весеннее настроение» по образовательной области «художественно-эстетическое развитие» (старшая группа) Тема: «Весеннее настроение» Технология: «Волшебная мастерская» Форма организации: подгрупповая Учебно-методический комплект: разработка конспекта на основе методического пособия Г. Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» 33 Средства: Наглядные: фотографии весенней природы, репродукции с картинами художников А.Саврасов «Грачи прилетели», Переплетчиков В. В. «Весна», В. Н. Бакшеев «Голубая весна», Г. Сорокин «Май», О. Г. Светличная «Майские одуванчики». Литературные: С. Городецкий «Здравствуй весенняя первая травка», загадки о весне, деревьях, небе, травке, первых листочках, одуванчиках. Музыкальные: П. И. Чайковский «Весна», «Песня жаворонка», «Подснежник», Ф. Шопен «Весенний вальс» Материалы к занятию: «Шкатулка с волшебными предметами (для рисования)», кисточки, бумага А4, гуашь, акварель, пульверизаторы, поролоновые тампоны на палочках, ватные палочки, трубочки для коктейля (по количеству детей). Цель: Учить детей самостоятельно в определенной последовательности создавать весенний пейзаж с использованием нетрадиционных техник рисования. Задачи: • Формировать умения устанавливать связь между признаками в природе, определять и называть приметы весны по изменениям в природе • Воспитывать внимательное отношение к природе, развивать познавательный интерес • Обогащать, активизировать и стимулировать речевую активность детей • Формировать умение использовать приемы нетрадиционного рисования • Развивать художественное восприятие, творческие способности ребенка, обогащать словарь детей 34 • Способствовать получению положительных эмоций от продуктивной деятельности путем экспериментирования с материалами Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы: • Закреплять умение детей пользоваться материалами и инструментами • Учить правильно отражать полученные впечатления в рисунке • Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него • Стимулировать ребенка на самостоятельное выполнение изображения Ход образовательной деятельности: В группу вносится «Шкатулка с волшебными предметами» Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие, в гости к весне, где происходят чудеса. А поможет нам эта шкатулка и записка, в которой что-то написано. (Воспитатель читает записку: «Здравствуйте, ребята, пишет вам Весна. Я приготовила для вас сюрприз. Это волшебные инструменты для рисования». (Воспитатель показывает ребятам содержимое шкатулки: кисть, пульверизатор, поролоновый тампон на палочках, ватная палочка, трубочка для коктейля). Воспитатель : Ребята, какое время года у нас сейчас? Дети: Весна Воспитатель: Какие приметы весны вызнаете? 35 Дети: Солнце греет, тает снег, бегут ручьи и т. д. Воспитатель : Правильно, ребята (читает стих С. Городецкого и под музыку показывает фотографии о весенних изменениях природы) Здравствуй, весенняя первая травка! Как распустилась? Ты рада теплу? Знаю, y вас там веселье и давка, Дружно работают в каждом углу. Высунуть листик иль синий цветочек Каждый спешит молодой корешок Раньше, чем ива из ласковых почек Первый покажет зеленый листок. (Воспитатель и дети обсуждают увиденные весенние фотографии) Воспитатель: А как вы думаете, когда еще не было фотоаппаратов, как люди могли показать другим красоту природы? Дети: Природу можно нарисовать Воспитатель: Верно, посмотрите как знаменитые художники рисовали весну. (Дети рассматривают картины знаменитых художников) 36 Воспитатель: Ребята, давайте и мы с вами нарисуем весну. У нас в шкатулке есть разные предметы, которые помогут нам сделать свой рисунок». Нужно пройти по нескольким этапам и попробовать применить каждый из этих предметов, тогда у вас получится весенний пейзаж. - Давайте подойдем к столу № 1.(лежат листы бумаги и разведенная желтая краска.) Как вы думаете, что можно нарисовать желтой краской? Ночью спрячется оно – Станет во дворе темно. Утром снова к нам в оконце Бьётся радостное … (солнце)! Дети: Солнце Воспитатель: Правильно, ребята, давайте поэкспериментируем и изобразим солнышко (дети пробуют делать изображение солнца с помощью удара о бумагу поролонового тампона на палочке, смоченного краской) Воспитатель: Давайте подойдем к столу № 2. (лежит разведенная коричневая краска) Как вы думаете, что можно нарисовать коричневой краской? Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. (дерево) Дети: Дерево Воспитатель: Правильно ребята, давайте поэкспериментируем и изобразим дерево (дети при помощи трубочки для коктейля выдувают из капельки краски ствол и веточки деревьев) 37 Воспитатель: Давайте подойдем к столу № 3.(лежит зеленая краска) Как вы думаете, что можно нарисовать зеленой краской? Высока и зелена Будет скошена она. Овцы, козы и коровы Есть ее всегда готовы. (трава) Дети: Трава Воспитатель: Верно, ребята, давайте нарисуем землю, травку и листья на деревьях (дети рисуют кистью) Воспитатель: Давайте подойдем к столу № 4. Как вы думаете, что можно нарисовать голубой краской? Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (облака) Дети: облака Воспитатель: Правильно. Давайте мы снова поэкспериментируем и попробуем изобразим небо. (дети с помощью пульверизатора набрызгивают краску на верх листа, получая голубые облака) Воспитатель: Давайте снова подойдем к столу № 1. О каком цветке эта загадка? Мальчуган желтоголовый Встал у краешка дороги.(Одуванчик) Дети: одуванчик Воспитатель: Правильно, ребята, давайте нарисуем одуванчики на нашей полянке. (дети желтой краской ставят ватной палочкой круглые отпечатки на травке и получаются одуванчики) 38 Воспитатель: Ребята, вы сегодня увидели и попробовали как необычным способом можно нарисовать обычную природу. Кто из вас помнит, что мы для этого делали? (Ответы детей) А теперь садитесь за столы и нарисуйте сами свой весенний пейзаж.(у каждого ребенка лежит набор инструментов, лист бумаги, краски. Дети самостоятельно выполняют рисунок) Давайте посмотрим, какие рисунки у вас получились. Ожидали ли вы такой сюрприз от «Весны»? Давайте из ваших рисунков сделаем выставку и у нас получится целый весенний парк. (По желанию детей воспитатель дает возможность дорисовать птичек или мелких животных под деревьями.) 39 УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом МБДОУ г.Керчи РК «Детский сад комбинированного вида № 54 «Калина» Протокол №1 от _____________ УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад комбинированного вида № 54 «Калина» _______________ Ю.А. Чекир Приказ №_______________________ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2023 /2024 учебный год МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад комбинированного вида №54 «Калина» Группа №1,2,3,4 Педагог: Митенкова Раиса Левоновна Количество часов в неделю – 2 ч /на год – 72 ч Планирование составлено на основе программы: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебная мастерская» с использованием нетрадиционных-технологий» Тематическое планирование составил(а) Митенкова Раиса Левоновна 40 № п\п Название темы занятий Количество часов Дата по расписанию По плану 1. Вводное занятие. 2 2. Входная диагностика 6 3. «Астры в вазе» 1 4. «Ёжик» 2 5. «Осенние листья» 1 6. «Осеннее дерево» 1 7. «Разноцветный ковер из осенних 2 41 По факту Форма Примечание аттестации (корректировка) или контроля 8. «Осенний букет» 1 9. «Ёжики на опушке» 1 10. «Волшебные облачка» 2 11. По замыслу 1 12. «Барашек» 2 13. «Плюшевый медвежонок». 1 14. «Снегирь» 2 15. «Мастерская Деда Мороза» 1 16. «Мастерская Деда Мороза» 1 17. «Пингвины в Артике» 1 18. «Северное сияние» 1 19. Промежуточная диагностика 4 42 20. «Зимние цветы» 2 21. «Снежинка» 2 22. По замыслу 2 23. «Зимний пейзаж» 2 24. «Пушистый котенок» 2 25. «Моя мама» 2 26. «Сказочная рыбка» 2 27. «Абстракция» 2 28. «Необычный букет» 2 43 29. «Букет» 2 30. «Нежные цветы» 2 31. «Бабочки» 2 32. По замыслу 2 33. «Расцвели цветы» 2 34. «Весеннее дерево» 2 35. «Рыжая лисичка» 2 36. Итоговое мероприятие выставка работ «Волшебный мастерская» 1 37. Итоговая диагностика. 6 44 ИТОГО 72 часа 45 Приложение 4 Лист корректировки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «__________» Дата внесения изменений На основании / в соответствии Внесённые изменения (в каком разделе программы). 46 Кем внесены изменения (Ф.И.О. подпись) Приложение 5 3.5. План воспитательной работы Цель воспитательной работы в творческом объединении – личностное развитие обучающихся. Основные задачи: - обеспечение необходимых условий для личностного развития; - укрепление здоровья; - профессиональное самоопределение и творческий труд детей; - социальная защита, поддержка, реабилитация и адаптация к жизни в обществе; - социализация детей; - работа с семьей; - формирование общей культуры; - организация содержательного досуга. В результате проведения воспитательной работы будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повысится интерес к занятиям и уровню личностных достижений обучающихся, повысится уровень активного участия родителей в работе объединения ▪ ▪ ▪ ▪ Приоритеты воспитания для детей (5-6 лет) Понимает состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи, проявляет готовность помочь, сочувствие. Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, картины, скульптурного изображения. Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния людей, понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в изобразительном искусстве, музыке, в художественной литературе. Самостоятельно объединяется для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и характер взаимоотношений. Ребенок стремится регулировать свою активность, соблюдать очередность, учитывать права других людей. Проявляет инициативу в общении, делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы. Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров. Выполняет отдельные правила безопасного поведения, способен рассказать взрослому о своем самочувствии и о некоторых опасных ситуациях, которых нужно избегать. Проявляет уважение к взрослым. Умеет интересоваться состоянием здоровья близких людей, ласково называть их. Стремится рассказывать старшим о своих делах, любимых играх и книгах. Внимателен к поручениям взрослых, проявляет самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступает в сотрудничество. Испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, 47 ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ интересуется событиями прошлого и будущего, жизнью родного города и страны, разными народами, животным и растительным миром. Знает свои имя, отчество, фамилию, пол, дату рождения, адрес, номер телефона, членов семьи, профессии родителей. Охотно рассказывает о себе, событиях своей жизни, мечтах, достижениях, увлечениях. Имеет положительную самооценку, стремится к успешной деятельности. Имеет представления о семье, семейных и родственных отношениях, традициях, знает, как поддерживаются родственные связи, как проявляются отношения любви и заботы в семье, знает некоторые культурные традиции и увлечения членов семьи. Имеет представление о значимости профессий родителей, устанавливает связи между видами труда. Имеет развернутые представления о родном городе. Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости своей страной. Имеет некоторые представления о природе родной страны, достопримечательностях России и родного города. Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности. Соблюдает установленный порядок поведения в группе, ориентируется в своем поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил, владеет приемами справедливого распределения игрушек, предметов. Понимает, почему нужно выполнять правила культуры поведения, представляет последствия своих неосторожных действий для других детей. Стремится к мирному разрешению конфликтов. Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен аргументировать свои суждения, стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым. Приоритеты воспитания для детей (6-7 лет) Стремиться быть любящим, заботливым, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи. Стремиться быть вежливым и опрятным, приветливым и доброжелательным. Соблюдает правила личной гигиены, режим дня, ведёт здоровый образ жизни. Выполняет посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим, быть трудолюбивым, доводить начатое дело до конца, уважать чужой труд, ценить его. Знает и любит свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну, испытывать чувство гордости за подвиг народа в Великой Отечественной войне, знать героические страницы истории своей страны, своего города, своей семьи, гордиться культурным наследием своей страны. Стремиться принимать участие в проектах значимых для страны, города, дошкольного учреждения, семьи; Стремиться самостоятельно организовывать мероприятия, связанные с традициями семьи и группы. 48 ▪ Бережёт и охраняет природу (ухаживать за комнатными растениями в детском саду или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы). Знает о необходимости экономии природных ресурсов. ▪ Проявляет миролюбие — не затевать ссор и конфликтов, стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе, стараться быть дружелюбным. ▪ Проявляет позитивный интерес к новому, проявляет любознательность, ценит знания. ▪ Уверен в себе (подкрепляя свою уверенность правилами и нормами социального поведения), открыт и общителен, не стесняется быть в чём-то непохожим на других ребят, понимая и принимая индивидуальность себя и каждого. ▪ Уважительно относится к людям иной национальной принадлежности, культуре, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья. ▪ Умеет сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду, стремится оказать посильную помощь, устанавливать хорошие отношения с другими людьми. ▪ Уметь ставить перед собой посильные цели и проявлять инициативу, действовать самостоятельно, без помощи старших. № п/п 1. 2. Календарный план воспитательной работы. Содержание работы Срок Ответственные Сентябрь День Знаний – 1 сентября- настоящий праздник для миллионов россиян, в этот день дети садятся за парты в школах, средних или высших учебных заведениях. С 1984года он официально учреждён как День знаний. Праздничное мероприятие на улице День Государственного герба и Государственного флага Республики Крым Игра-квест Октябрь Фестиваль развлечений «Праздник Осени». Укрепить здоровье и физическое развитие детей, развивать познавательную активность, желание принимать участие в конкурсах соревнованиях, праздниках, воспитывать культурные взаимоотношения между детьми, доброжелательность, творческую активность. 49 1 сентября Педагог дополнительного образования ВМР 24 сентября 4 неделя октября Педагог дополнительного образования 3. 4. Ноябрь День народного единства. 4 ноября 1612 года - одна из самых важных дат российской истории. Люди разного вероисповедания и разных сословий земли Русской объединились в народное ополчение, чтобы освободить Москву от польсколитовских захватчиков. Под предводительством князя Дмитрия Пожарского и простого гражданина Кузьмы Минина 4 ноября 1612 года был взят штурмом и освобождён Китай-город, а позже - и вся Москва. Победа стала символом подлинного народного единения. Спортивное развлечение - подвижные игры народов России Декабрь День Героев Отечества. ведёт ещё с 18 века. Эта декабрьская дата приурочена к выдающемуся событию эпохи правления императрицы Екатерины II — в 1769 году она учредила орден Святого Георгия Победоносца. ноября 4 Педагог дополнительного образования 9 декабря Воспитатели 30 января Педагог дополнительного образования 23 февраля 4 неделя февраля Педагог дополнительного образования 18 марта Педагог дополнительного образования Эстафета Январь 5. 6. 7. День Мороза и Снегурки - древний славянский праздник. В этот день наши предки прославляли Мороза, который был зимним воплощением могущественного бога Велеса - символа богатства и благополучия, противника Перуна. Развлечение Февраль День защитника Отечества один из дней воинской славы России -. Эта дата была установлена Федеральным законом "О днях воинской славы и памятных датах России" Спортивный праздник. Март День воссоединения Крыма с Россией 18 марта 2014г. Крым и Севастополь вновь стали российскими регионами после проведенного 16 марта 2014 года референдума, на котором большинство жителей высказались за вхождение в состав России. Воссоединение с Россией поддержали 96,77% крымчан и 95,6% севастопольцев. Возвращение этих территорий в состав России было зафиксировано межгосударственным договором, подписанным 18 марта 2014 года в Георгиевском зале Большого Кремлевского 50 8. 9. дворца в Москве главами России и Республики Крым. Спортивное развлечение Апрель Всемирный день здоровья. Отмечается ежегодно, 7 апреля в день создания в 1948 году Всемирной организации здравоохранения День здоровья День освобождения города-героя Керчи 11 апреля 1944 года- освобождён город Керчь. Серия тематических эстафет Май День Победы 9 мая в России ежегодно отмечается всенародный праздник, проводимый в ознаменование победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. Торжественное мероприятие 51 7 апреля Педагог дополнительного образования 11 апреля Педагог дополнительного образования 9 мая Педагог дополнительного образования