Задержка речевого или психического развития. Когда идти к детскому неврологу?

05.09.2022

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО ИЛИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ – КОГДА ИДТИ К ДЕТСКОМУ НЕВРОЛОГУ?

  

    В последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой. Случаи нарушения речевого развития весьма разнообразны. Сегодня в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям. Но при любых ситуациях для нормального и своевременного развития речи необходимо достаточное и соответствующее возрасту общение ребенка  с взрослым. Однако бывает, что никакие старания родителей не приводят к нужному результату - малыш до 3 лет продолжает молчать, или произносит какие-то нечленораздельные звуки, или избегает общения.

     Первое, что должны сделать родители, заподозрившие у своего малыша проблемы с речью - это  провести комплексное обследование ребенка у детского невролога, логопеда, отоларинголога и психолога.

    Чем раньше родители обратят внимание на речевое развитие ребёнка, тем

 успешнее результат и благоприятнее прогноз. От речевого развития зависит общее психологическое развитие ребенка, правильное формирование взаимодействия с другими людьми, а также развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания.

 

Причины задержки речевого развития  у детей:                                                          

1. Нарушение слуха.  

2. Невостребованность речи. Недостаточное общение ребенка со своими родителями.

3. Быстрый темп речи ухаживающего взрослого.                                                                

4. Генетическая предрасположенность.  

5. Заболевание или поражение головного мозга: травмы головы, гипоксия, внутриутробные инфекции, интоксикация.

6. Психологические травмы: испуг, частые ссоры родителей и др.

7. Завышенные требования к ребенку. Настойчивое желание немедленного повторения ребенком речи взрослого.                 Хочу такой сайт

8. Алкоголизм родителей.

9. Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности, ЗПР.

10. Билингвизм (двуязычные семьи).  

                                                       

   У детей с ЗПР, минимальной мозговой дисфункцией (52% детей) отмечается замедленный темп речевого развития и  разнообразные нарушения речи. Характерным признаком клинической картины большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей.

   У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения как устной, так и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи. Импрессивная речь этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков и неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов. Во многих случаях картина речевых нарушений свидетельствует о наличии общего недоразвития речи, о задержке процесса речевого развития. Задержка развития речи проявляется и в недостаточном уровне вербальных интеллектуальных способностей.

    Одним из характерных признаков нарушений речевого развития детей с ЗПР является недостаточность речевой регуляции действия, трудности вербализации действий, несформированность планирующей функции речи.

   Самым верным решением при возникновении подозрений на отставание ребенка в развитии будет обратиться к специалисту и начать соответствующие коррекционные занятия. Во вложении к статье размещено видео с консультацией  со специалистами по поводу овладения такой ситуацией. А на данной странице педагога-психолога в разделе «Рекомендации для родителей» и «Консультации для воспитателей» вы найдете много материалов об особенностях развития детей с различной патологией и конкретных рекомендаций по развитию речи, мышления, внимания, памяти и пр. и по воспитанию детей.

  

Задержка речевого или психического развития. Когда идти к детскому неврологу?




Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 12.07.2022

Дата обновления: 06.11.2022

Дата публикации: 05.09.2022

Наверх



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».