Ребенок ворует: что делать?

02.03.2022

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

РЕБЕНОК  ВОРУЕТ: ЧТО ДЕЛАТЬ?

     Специалисты, работающие с детьми, знают: практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. При этом подавляющее большинство взрослых реагирует на случаи детского воровства очень остро. Растерянность («Как это могло произойти с моим ребенком?»), паника («Что подумают окружающие?», «Я плохой воспитатель…»), желание «наказать так, чтоб неповадно было».

     Важно, как мы отнесемся к ситуации, если это произошло с ребенком в первый раз (или мы заметили это в первый раз). Конечно, наша реакция будет зависеть и от возраста ребенка.

      Нужно смотреть на детское воровство не как на серьезный проступок, а как на проблему, от которой ребенок страдает. Так ребенок подает сигнал, что с ним, его отношениями с миром или с вами что-то не в порядке. Очень хорошо, что вы заметили проблему в таком возрасте. Так вы сможете разобраться в ее причине довольно рано. 

     Никогда не обвиняйте ребенка в воровстве, не называйте его воришкой и не реагируйте очень остро на его поступок. Вы будете расстроены и рассержены, но попытайтесь держаться спокойно. Это очень повлияет на решение проблемы.

 

Реагируйте спокойно. Конечно, мы понимаем всю нахлынувшую злость и разочарование, но подавите их в себе. Не устраивайте скандалов, не бейте и даже не кричите на ребенка. Это лишь усугубит возникшую проблему. Лучше поговорите с ним в спокойной обстановке, обсудите, что произошло, где и когда, с кем был ребенок и как это всё случилось. К сожалению, чаще всего, вопрос «Зачем ты это сделал?» остается без ответа.

     Задумайтесь, не было ли недавно перемен в семье (переезд, развод, рождение еще одного ребенка): может, ребенку не хватает вашего внимания? Возможно, ребенок еще не усвоил такие понятия как честность, собственность и необходимость спрашивать разрешения перед тем, как что-либо взять. Объясните еще раз ему эти понятия, проиграйте их, и помните, что родители должны показывать детям пример. Может, у вас в семье нестрогие правила насчет собственности?

Объясните, почему воровать плохо. Не нужно читать нотации, просто изложите свое видение важности честности. «Мы не берем чужие вещи, потому что мы доверяем друг другу. Я надеюсь, ты всегда будешь честным, будешь уважать собственность других людей и не станешь брать чужие вещи без разрешения». Можете обсудить с ним возможные последствия воровства (плохая репутация, потеря друзей, проблемы с законом).

Расскажите о своих чувствах. Очень часто дети не осознают, сколько боли приносят другим людям. Скажите, что вы бы очень расстроились, если бы пропала любимая помада. Предложите ребенку представить его чувства при пропаже любимой игрушки или карманных денег.

Настаивайте на исправлении ситуации. Требуйте от ребенка, чтобы он вернул украденную вещь и извинился перед хозяином этой вещи. При этом давайте ему понять, что вы всегда будете рядом, будете сопровождать  и поддерживать его. Если ребенок украл что-то из магазина, предварительно поговорите с его владельцем, чтобы он доброжелательно простил ребенка за проступок.

     Станьте внимательнее к своему ребенку,  уделяйте ему как можно больше времени, проявляйте свою любовь, заботу  о  нем, о его чувствах и отношениях, событиях его жизни, страхах и огорчениях. 

     Если ситуация никак не разрешается, обратитесь к психологу. Но помните, что клептомания встречается не часто, и излечиться от нее не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

      Малыши

      Как правило, родители понимают: если такое случилось с ребенком, которому не исполнилось еще и четырех лет, его поступок трудно назвать настоящей кражей. Малыш еще не в состоянии различать «моя вещь» - «не моя». Ребенок постарше (четыре - шесть лет) способен усвоить границы собственности. Но ему пока трудно сдерживать свою естественную импульсивность: захотелось, знаю, что не мое, все равно взял, причем цена вещи при этом для него роли не играет. 

      Взрослые обычно бывают очень шокированы произошедшим, если взятая вещь дорогая, и гораздо менее остро реагируют, если это какая-нибудь мелочь - пластмассовая игрушка, например. Уважаемые взрослые, будьте последовательны: или поднимайте шум по поводу пластмассовой игрушки, если вас волнует собственно кража, или с пониманием отнеситесь к краже дорогой вещи - если понимаете, что это еще не кража, а просто импульсивное поведение маленького ребенка.

      Как себя вести с дошкольником, если он принес в дом чужую вещь?

      Самое главное - отнеситесь к этому спокойно: все бывает. Если вы удивляетесь нелогичности поступков дошколят «Зачем было забирать что-то, если заранее знаешь, что тебя поймают?», то вы сами от этих дошколят мало чем отличаетесь. Они не думают, когда берут чужое, а вы не думаете, когда на них сердитесь за это. И то, и другое - простые автоматизмы. Если поумнеете вы, вы не будете сердиться и удивляться: вместо этого вы будете думать, что здесь можно сделать.​Хочу такой сайт

      Сначала попробуйте разобраться, что же на самом деле произошло. Очень может быть, что не произошло ничего: например, малыш просто поменялся с другим ребенком. Если же игрушка эта из детского сада или из кабинета детского врача, то стандартный вариант - без ругани нужно придти вместе с ребенком туда, где он взял эту игрушку, чтобы он там открыто игрушку вернул и попросил прощения, что сделал это без спроса. Прекрасно, если ребенок поймет, что если попросить, то эту игрушку ему иногда могут и подарить.

      Немного другой случай, если выяснилось, что игрушка или вещь - собственность другого ребенка. Тут важно разобраться в нюансах ситуации. Например, принесена ли эта вещь в дом открыто и ребенок сам рассказал о ней? Или вы нашли ее спрятанной среди домашних игрушек? Какие отношения сложились у него с хозяином вещи? Испытывает ли он чувство вины, когда вещь обнаружена? 

       Если ребенок не стыдится и не жалеет о своем поступке, нужно высказаться строго и однозначно: вы осуждаете произошедшее, вещь нужно вернуть прилюдно, чтобы он сделал это лично, как бы ни было это неприятно. Да, это неприятно, но в нашей семье так не поступают, это плохой поступок.

      Если же малыш понимает свою вину, акцент перенесите на переживания владельца вещи: как ему плохо, и помогите своему ребенку вернуть вещь или игрушку без излишних унижений: лучше сделать это наедине с хозяином вещи. Хорошо, если вы подскажете сделать компенсацию, а именно ребенок может предложить какую-то из своих игрушек насовсем или на время.

      Что делать, если дошкольник берет дома деньги?

      Снова, как обычно - вначале нужно выяснить, зачем они ему понадобились. Возможно, он покупает на них какие-то мелочи или сладости и раздает другим детям. Причина - желание привлечь симпатии сверстников, купить их расположение. Объясните ему, что этот способ приобрести друзей - вовсе не самый надежный. Если вы понимаете, что ребенок действительно испытывает проблемы в установлении контактов, помогите ему - организуйте дома детский праздник и т. д.

      Другой вариант: ребенок может отдавать взятые дома деньги во дворе детям постарше - по наивности или под угрозами. Это уже вымогательство, и его следует решительно пресекать. Ребенку же объяснить, как себя вести в случаях, если у него что-то просят или требуют: как ответить, к кому обратиться за помощью и т.д.

      Не останавливайтесь на собственно проступке, поскольку то, что произошло - это подходящий момент для того, чтобы поговорить с ребенком об отношении к деньгам вообще: их могли откладывать на какую-то покупку или рассчитывали, чтобы их хватило до предстоящей зарплаты и т.д.​

     С другой стороны - уберите деньги из зоны доступности. В некоторых семьях деньги (ну, пусть небольшие) просто разбросаны по разным местам квартиры, но если вы провоцируете ребенка брать мелкие суммы, вы все равно подталкиваете его к воровству. Пока поведение ребенка импульсивно - убирайте с глаз то, что будет его провоцировать.

      Однако самое важное - задуматься не о том, чтобы ребенка ничего не провоцировало воровать, а начать заботиться о том, чтобы воровство для ребенка стало личностно недопустимым. Здесь прежде всего необходимо формировать   твердое понимание: "Я - не вор! Воровать - нельзя!", полный внутренний запрет, внутренняя недопустимость воровства. А второе - развитие воли, умение сдерживать свои импульсы и желания. Ребенок может все знать и понимать, но если он не может себя сдерживать, его руки как будто сами будут тянуться к деньгам. А как развивать волю у ребенка? Тут помните главное - если ребенок не умеет и не привык слушаться вас, он не сможет слушать и себя. Воля - это твердый голос отца, который звучит в душе ребенка, и формирование воли начинается с порядка и дисциплины в семье. Как у вас с этим?

       Большинство проблем у детей возникают потому, что мы не уделяем им достаточного внимания, не близки с ребенком.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 02.02.2022

Дата обновления: 07.11.2022

Дата публикации: 02.03.2022

Наверх



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».