Толерантность как принцип взаимодействия между людьми. Консультация для родителей

08.04.2024

   Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке, толерантность - "готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь", во французском - "уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов". В китайском языке быть толерантным значит "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других". В арабском толерантность - "прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим", в персидском - "терпение, выносливость, готовность к примирению". В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Более знакомое и привычное слово "терпимость", употребляемое в обыденной речи, означает "способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей".

   Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. Все чаще становится очевидно, что в нашем обществе возникла новая проблема в воспитании детей – проблема воспитания толерантности. Толерантности к людям другой расы, другой национальности, другого вероисповедания, социального происхождения, материальных возможностей.

   Воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, поскольку именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств.

   По сути, толерантность – это умение держать под контролем негативные и агрессивные реакции. Человек может чувствовать к кому-то неприязнь, подчас от него это даже не зависит, но при этом всегда может оставаться вежливым, корректным, адекватным – словом, он может быть толерантным в любой ситуации. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

Наша общая задача – развивать в ребенке черты толерантной личности:

- терпение,

- умение владеть собой,

- доверие,

- чуткость,

- способность к сопереживанию,

- снисходительность,

- расположение к другим,

- чувство юмора,

- терпимость к различиям,

- доброжелательность,

- гуманизм,

- любознательность,

- умение слушать,

- несклонность осуждать других,

- альтруизм.

   В дошкольном возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во взаимоотношениях с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей с разными психическими и физическими особенностями, разного этнического происхождения, людей, имеющих другую точку зрения. Каждый ребенок, невзирая ни на какие отличия, должен чувствовать себя личностью, поскольку люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе.. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии, стараться понять и принять другого человека, несмотря ни на какие особенности. Со временем ребенок понимает, что принятие его другими зависит от того, как он воспринимает других.  Хочу такой сайт

   Чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.

 Как воспитывать у ребенка толерантность?  Советы родителям.

   Как же воспитать в ребенке толерантность? Ответ прост – самому быть толерантным. Личный пример – великая сила. Уважайте ребенка, дарите ему любовь, проявляйте интерес к тому, как он смотрит на мир и себя в нем. Ребенку, который будет чувствовать, что он любим, не будет осуждать других, искать внешние отличия. Без сомнений, основная роль в воспитании толерантности всегда принадлежит семье. Ребенок не просто будет копировать поведение родителей, он слышит все их комментарии и делает выводы. Если родители с презрением отзываются о других людях, объединяя их по общему признаку вероисповедания, расы, национальности, материального достатка и т.д., то учить ребенка толерантности просто бесполезно.

1. Будьте открыты и честны, с уважением относитесь к другим, выказывайте сочувствие и сострадание. Демонстрируйте это действиями. Никогда не комментируйте негативно даже себя, не говоря уже о других. Мама, вслух ругающая себя за то, что она поправилась, дает ребенку повод точно так же комментировать полноту других – а ведь многие догадываются, какими нехорошими словами может назвать себя женщина, которая не смогла застегнуть любимое платье.

2. Поощряйте в ребенке уверенность в себе. Ребенок с развитым чувством собственного достоинства, с высокой самооценкой не нуждается в самоутверждении за счет других.

3. Рассказывайте своему ребенку о традициях других народов, праздниках, характерных для других стран, и важных международных датах. Чтите традиции своего народа, но не упускайте возможности познакомить ребенка и с другими обычаями.

4. Обеспечьте вашему ребенку опыт общения с разными группами людей. Летний отдых, путешествия в другие страны будут полезны любому, а ребенку старшего возраста вы можете предложить участвовать в благотворительных программах.

5. Путешествуйте с детьми и помогайте им открывать для себя наш многогранный мир. Конечно, не каждая семья может позволить себе посетить Европу, азиатские страны, Африку и т.д., но посещение исторических мест России по бюджету почти каждому.

6. Говорите о различиях между людьми с уважением. Отметьте позитивные моменты того, что все люди разные. Детям младшего возраста можно объяснить, что даже если у человека другой цвет кожи или волос, то на самом деле он точно такой же человек, как и сам ребенок – у него два глаза, два уха, один рот и т.д.

7. Всегда давайте ответы на вопросы детей, даже если это будет не самый «хороший» ответ. Разговоры на неудобные темы важны для воспитания ребенка. Ответы вроде «ты еще маленький» совершенно не уместны – задача родителей дать ответ в форме, доступной возрасту ребенка. Если вы не готовы ответить прямо сейчас – попросите время на раздумья и вернитесь к разговору как можно быстрее.

Ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие или дружелюбное отношение к ним - формируют толерантность ребенка.  Всем известное начало  веселого детского стихотворения имеет очень ценное продолжение и как нельзя лучше отражает идею нашей темы.

 

Мишка косолапый
По лесу идет
Шишки собирает,
Песенки поет.
Вдруг упала шишка
Прямо Мишке в лоб…
Оступился Мишка,
И об землю – хлоп!
Засвистел на ветке
Пересмешник- дрозд:
- Мишка косолапый
Наступил на хвост!
А за ним вдогонку
Пятеро зайчат:
- Мишка косолапый!
- Из кустов кричат.
Подхватил дразнилку
Весь лесной народ:
Мишка косолапый
По лесу идет!
Бросился к берлоге
Маленький медведь:
- Чем такие ноги,
Лучше умереть.
Спрятался за шкафом
И ревет ревмя:

- Мишкой косолапым,

Дразнят все меня.
Мама удивилась
- Глупенький сынок,
Я всегда гордилась
Формой твоих ног.
Я ведь косолапа,
И папа косолап,
И косолапил славно
Дедушка Потап!
Мишка косолапый
Стал ужасно горд.
Вымыл с мылом лапы,

Съел медовый торт.
Вышел из берлоги
И как заорет:
- МИШКА КОСОЛАПЫЙ ПО ЛЕСУ ИДЕТ!

 

    Достижением первых семи лет становится развитие самосознания: ребенок начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем его социальном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в этот период важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей и культур, людям, имеющим физические ограничения, с разными психологическими особенностями, разной внешности, материального состояния своей семьи и социального статуса - заложить основы толерантности, терпимого отношения к разнообразию мира. 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 07.04.2024

Дата обновления: 07.04.2024

Дата публикации: 08.04.2024

Наверх



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».