Консультация для родителей "Развиваем речь ребенка летом"

09.08.2023

Развиваем речь ребенка летом

Обобщить и систематизировать знания детей о времени года — лето, называть характерные признаки; образовывать суще­ствительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упраж­нять в подборе слов действий, признаков; работать над предложе­ниями; составлять творческие рассказы; развивать словарь.

Назовите самое теплое время года.

Назовите летние месяцы.

Назовите первый месяц лета, последний.

Назовите самый жаркий летний месяц.

• «Какое слово длиннее?»:

 жук — комар; муравей — муравейник; дуб —роза; колокольчик — береза.

·       Чистоговорки

  АТЬ – АТЬ – АТЬ - летом буду я гулять

  АТЬ – АТЬ – АТЬ - будем загорать

  РА – РА – РА - на улице жара

  РА – РА – РА – гуляет детвора

  ДЫ – ДЫ – ДЫ - хочется воды

  КЕ – КЕ – КЕ - загораем на песке

  ОК – ОК – ОК - мы польем песок

  ТА – ТА – ТА - летом красота

  ТЫ – ТЫ – ТЫ - распускаются цветы

  АВЫ – АВЫ – АВЫ - летние забавы

  АТЬ – АТЬ – АТЬ - летом будем отдыхать

  АЧУ – АЧУ – АЧУ - едем мы на дачу

  ДИ – ДИ – ДИ - летние дожди

  ОК – ОК – ОК - в песочнице песок

  АЮ – АЮ – АЮ – в песочнице играю

  АТЕ – АТЕ – АТЕ – еду на самокате

  НЯЛКИ – НЯЛКИ – НЯЛКИ – играем в догонялки

Дети должны усвоить: когда наступает лето, его признаки; летние забавы детей.

·        Какое новое слово можно составить из двух? Объясните значение этих слов.

сено косит — сенокосилка
сено сушит — сеносушилка
сено косят — сенокос
зерно сушит — зерносушилка
гром отводит — громоотвод
разные цветы — разноцветный

 

· Повтори чистоговорки

Ок-ок-ок, ок-ок-ок, прыгнул зайчик в кузовок.

Бы-бы-бы, бы-бы-бы, убежали все грибы.

Су-су-су, су-су-су, зебру видели в лесу

Са-са-са, ночью выпала роса.
Ру-ру-ру, съешь мороженое в жару!
Дю-дю-дю, радуемся мы дождю.
Дм-дём-дём, м
ы намокли под дождем.
Лете-лете-лете, будем вспоминать о лете.

·   Игра «Хлопаем — топаем». Развитие мышления и слухового внимания.

Летом птицы улетают на юг.  Летом жарко.

Летом в лесу много ягод.  Летом звенит капель.

Летом после дождя на небе можно увидеть радугу.

Летом животные готовятся к зиме.

Январь — первый летний месяц.

      Летом у школьников каникулы.

Названия летних месяцев; наблюдения за изменениями природы летом; поведение животных и их детенышей; обилие насекомых; дары леса, поля, огорода и сада; летние забавы детей и взрослых.


 ·   Дидактическая игра «Подбери слово-признак»

- Солнце — ласковое, теплое, жаркое, желтое, круглое, боль­шое и т.д.

- лето: жаркое, теплое, знойное, холодное, дождливое, сырое, замечательное, красное, зеленое, веселое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное .

- погода (какая?) (жаркая, знойная, теплая, прохладная, безветренная, ясная, тихая)

-облака (какие?) (кучевые, перистые, дождевые, грозовые, слоистые)

- небо (какое?) (прозрачное, ясное, чистое, лазурное, голубое, облачное)

- день (какой?) (летний, жаркий, знойный, теплый, солнечный, безветренный, погожий, дождливый, яркий, ясный, пасмурный)

- дождь (какой?) (мелкий, редкий, теплый, летний, грибной, проливной, продолжительный, затяжной)Хочу такой сайт

- ветер (какой?) (теплый, свежий, ласковый, легкий).

- воздух (какой?) (горячий, знойный, раскаленный, пыльный)

 ·   Дидактическая игра «Подбери слово-действие»

Солнце ... ярко.

Лес ... красивый.

- Река ... быстро.

- Ягоды ... в лесу.

- Цветы ... на лугу.

- Стрекоза ... над водой.

- Муравейник ... муравьи.

- Птицы ... весело.

·        Ответьте на вопросы.

Когда бывает прохладнее — в солнечную или пасмур-
ную погоду? Когда бывают самые жаркие дни — летом или
весной? Когда солнце светит ярче — летом или осенью?

·   «Что делают летом?» Дети по очереди отвечают на этот вопрос, используя глаголы: отдыхают, загорают, плавают, купаются, ныряют, сажают, выращивают, собирают, уезжают, играют, катаются.

·        Придумайте слова, противоположные по значению,— «слова-неприятели».

гром — тишина

дождливый — солнечный

погожий — ненастный
жаркий — холодный
облачный — безоблачный
прохладный — знойный

ветреный — тихий
летний — зимний
ясный — пасмурный
засушливое — дождливое

   

·        Игра «Я — не я».

Я люблю землянику. Я люблю жареные грибы. Я люблю есть траву. Я люблю бегать по траве босиком. Я летом бегаю в валенках. Я люблю купаться в шубе. Я собираю грибы на тротуаре. Я встретился с медведем.

·        Игра «Бывает — не бывает». Сделайте хлопок в ладо­ши, если такое явление наблюдается летом.

Гремит гром. Сверкает молния. Падает снег. Цветут сады. Растут грибы. Птицы вьют гнезда. Опадают листья. Головастики превращаются в лягушек. Медведь впадает в спячку. Белка меняет рыжую шер­стку на серую. И т.д.

·        Тексты для прослушивания и беседы.

КАК ВАСЯ ЛОВИЛ РЫБУ

Мама пошла на речку полоскать бельё. Вася за ней побежал, кричит:

— Мама, я с тобой пойду!

Пришли они на речку. Мама полощет бельё, а Вася отошёл подальше, смотрит, как в реке маленькие рыбки плавают.

Захотелось Васе поймать рыбку. Присел он на корточки, за рыбкой потянулся, да не удержался и в воду шлёпнулся.

Барахтается, кричит:

—         Рыбку поймал! Рыбку поймал!

Подхватила его мама, вытащила из воды, на песок посадила, спрашивает:

—         Где же твоя рыбка?

Разжал Вася кулак, а там нет ничего! Смеётся мама:

—         Вот так рыболов! Разве рыбу руками ловят?!

Н. Калинина

Вопросы:

Зачем мама пошла на речку? Кто пошёл на речку с мамой? Почему Вася потянулся к воде? Удалось ли Васе поймать рыбку? Что сказала мама?

***

В начале лета в лесу появились новые цветы. Мы очень любим простые лесные цветы. Мы часто ходим в лес на знакомую полянку, заросшую земляникой. Там я делаю из бересты небольшой кузовок, а Саша сам собирает спелые ягоды и дома всех угощает душистой земляникой.

После тёплых дождей в лесу пошли грибы. Смолою пахнут высокие сосны, недвижно дремлют зелёные ели. Шелестят кудрявые листья берёзы. Краснеет на солнце рябина.

С корзинками в руках долго мы бродим по лесу. Ищем и собираем грибы.

И. Соколов-Микитов

Вопросы:

Что появилось в лесу в начале лета? О чём рассказывают ребята? Куда они ходят за земляникой? Как они её собирают? Что появляется в лесу после тёплых дождей? О каких деревьях говорится в рассказе?

 Эти игры и задания помогут уточнить и расширить словарь вашего ребенка. Так же не стоит забывать о заданиях на автоматизацию звуков, которые задал логопед на летний период. И тогда осень вашего ребенка будет сопровождать успех на занятиях по развитию речи.
 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 07.08.2023

Дата обновления: 07.08.2023

Дата публикации: 09.08.2023

Наверх



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».